Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа
Цель исследования – выявить в ходе проведения анализа те факторы, которые позволят организации подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
- выбрать предприятие – объект исследования, рассмотреть его общеорганизационные и экономические параметры функционирования;
- провести анализ предприятия-объекта исследования при помощи разнообразных методов стратегического анализа;
- скорректировать основные элементы управления предприятием с учетом полученной информации о стратегических изменениях во внешней среде;
- оценить возможные изменения в системе управления предприятием;
- разработать стратегию дальнейшего развития предприятия.
Введение
Глава 1. Ситуационный анализ предприятия ОАО «МЗЗД»
1.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Магнитогорский завод запасных деталей»
1.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «МЗЗД»
2.1 Модель 5 сил Портера
2.2 STEP-анализ предприятия
2.3 SWOT-анализ предприятия
2.4 SPACE-анализ предприятия
Глава 3. Матрицы стратегий
3.1 Матрица БКГ
3.2 Модель «цена-качество»
Вывод
Список использованной литературы и источников
Теперь рассчитаем балльную оценку по каждому фактору
Таблица 6 – Расчет балльной оценки влияния фактора воздействия поставщиков на отрасль
Фактор /ресурс |
Значимость ресурса |
Балл ресурса |
Итоговая оценка ресурса |
Вес фактора |
Балл фактора |
Итоговая оценка |
1.Уникальность и дефицит Человеческие Финансовые Материальные Интеллектуальные |
0,15 0,4 0,4 0,05 |
3 5 4 - |
0,45 2,00 1,6 0 |
0,15 |
4,05 |
0,607 |
2. Расходы по переходу на другой ресурс: Человеческие Финансовые Материальные Интеллектуальные |
0,15 0,4 0,4 0,05 |
3 4 3 1 |
0,45 1,6 1,2 0,05 |
0,25 |
3,3 |
0,825 |
3. Количество отраслей, имеющих потребность в данном ресурсе Человеческие Финансовые Материальные Интеллектуальные |
0,15 0,4 0,4 0,05 |
7 8 3 4 |
1,05 3,2 1,2 0,2 |
0,3 |
5,65 |
1,695 |
4.Количество и размер фирм- Человеческие Финансовые Материальные Интеллектуальные |
0,15 0,4 0,4 0,05 |
1 7 5 1 |
0,15 2,8 0,2 0,05 |
0,3 |
3,2 |
0,96 |
ИТОГО общая оценка |
4,087 |
Фактор 5. «Уровень конкуренции в отрасли».
Конкуренция в отрасли
происходит на ценовой, так и неценовой
основе. Ценовая конкуренция имеет
место в отрасли между предприя
Неценовая конкуренция
проявляется в отрасли в виде
предложения дополнительных сервисных
услуг. Неценовая конкуренция
Рассмотрим факторы, которые формируют уровень конкурентной среды в отрасли.
а) «Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов в отрасли.
б) зрелось отрасли и продукта
в) степень приверженности брэнду
г) рычаги воздействия
покупателей и наличие
Рассчитаем значимость
каждого фактора при
«Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов в отрасли – вес 0,40
«Зрелось» отрасли продукта – вес 0,25
Степень приверженности брэнду со стороны потребителей – вес 0,15
Рычаги воздействия
покупателей и наличие
Определим бальную оценку влияния всего фактора
Таблица 7 - Расчет влияния фактора существующей конкуренции в отрасли
Элемент |
Вес |
Оценка |
Итоговая оценка влияния |
1. «Высота» входных барьеров
в отрасль, количество и |
0,4 |
4 |
1,6 |
2. Зрелось отрасли и продукта |
0,25 |
7 |
1,75 |
3. Степень приверженности брэнду |
0,15 |
8 |
1,2 |
4. Рычаги воздействия покупателей и наличие заменителей |
0,2 |
9 |
1,8 |
ИТОГО |
1,0 |
6,35 |
Расчет влияния факторов, влияющих на состояние отрасли с учетом средневзвешенной оценки каждого фактора позволяет получить примерную оценку степени конкурентной среды в анализируемой отрасли.
Таблица 8 – Средняя оценка состояния конкурентной среды в отрасли
Фактор |
Оценка фактора |
1. Угроза появления новых |
4,7 |
2. Угроза появления продукта- |
7,6 |
3. Рычаги воздействия покупателей |
8,4 |
4. Рычаги воздействия поставщиков |
4,087 |
5. Уровень конкуренции в отрасли |
6,35 |
Общая оценка |
31,137 |
Максимально вероятная оценка состояния конкурентной среды в отрасли при использовании 10-ти бальной шкалы составляет 50 баллов (10 баллов за каждый фактор).
Оценка, полученная в ходе расчетов для отрасли предложения инженерных коммуникаций и их монтажа и обслуживания составляет 31,137 (округленно 31). Можно считать, что в исследуемой отрасли конкуренция находится на уровне несколько больше среднего значения (62% от максимума).
Аналогично можно рассмотреть
конкурентную среду в другой отрасли
предприятии (машиностроение), однако
анализ конкурентной среды в данной
отрасли затруднен тем, что большинство
видов продукции
Несмотря на то, что модель Портера подвергается в различных литературных источниках критике (в частности Д.Кэмпбелл, Дж. Стоунхаус и Б.Хьюстон считают, что модель не учитывает различного влияния факторов на организации в отрасли, требует оценки отраслевой выгоды и неадекватно описывает товары и ресурсные рынки)1, можно сказать, что в данном случае при отсутствии более точных количественных показателей состояния отрасли и рынка, данная модель дает определенную информацию для того, чтобы в стратегическом аспекте скорректировать поведение ОАО «БЗЗД» относительно конкурентов.
Использование достаточно простой модели анализа позволяет получить исходную оценку, которая в дальнейшем может быть уточнена при помощи других методов анализа.
Также следует отметить, что в данном расчете использовалась шкала бальных оценок и показатели значимости факторов, которые также можно критиковать за субъективность. Это поправимо в будущем, поскольку в дальнейшем при развитии базы стратегического анализа можно сформировать систему расчета экспертных оценок, а значимость факторов рассчитать при помощи математических методов анализа и моделирования.
В данном случае использованный подход можно считать обоснованным и целесообразным, поскольку позволил получить стратегически важную и неизвестную до настоящего момента информацию.
2.2 STEP-анализ предприятия
Для формирования поведения предприятия на рынке проведём системный анализ рыночной ситуации с помощью матричного метода STEP-анализа.
Представим основные факторы макроокружения предприятия ОАО «МЗЗД» в таблице 9.
Таблица 9 – Макроокружение предприятия ОАО «МЗЗД»
№ |
Фактор макроокружение |
Способствует (+) |
Затрудняет (-) |
1 |
Уровень инфляции |
_________ |
уровень инфляции влияет на рентабельность, что в свою очередь увеличивает себестоимость продукции, значит прибыль уменьшается |
2 |
Нормативно-правовая база |
нормативно-правовая база обеспечивают гражданину знание о его правах и возможностях |
нормативно-правовая база не совершенна и нуждается в пересмотре |
3 |
Уровень образования населения |
высококвалифицированные специалисты способствуют повышению эффективности производства |
рынок нуждается не только в таких специалистах как грамотные юристы, грамотные экономисты, но в профессиях машиностроительного характера, таких как грамотный технолог, грамотные фрезеровщики, грамотные токари |
4 |
Денежные доходы потребителей |
чем выше денежные доходы потребителей, тем будет больше их покупательская способность |
уменьшение денежных доходов потребителей способствует сокращению реализации продукции предприятия |
5 |
Старение населения |
_________ |
из-за демографического кризиса 90-х годов, предприятие сталкивается с такой проблемой как не хватка кадров |
6 |
Тарифы на энергоресурсы |
_________ |
рост тарифов на энергоресурсы сказывается на увеличении себестоимости продукции предприятия |
7 |
Объем промышленной продукции |
если объем реализованной |
если объем произведенной продукции превышает объем реализованной продукции, следовательно, происходит затоваривание продукции на складе |
На основе профиля макроокружения выявим критические факторы и установим угрозы, а также положительные тенденции развития предприятия ОАО «МЗЗД».
Таблица 10 – Анализ угроз и возможностей макросреды
Факторы |
Возможные ответные меры предприятия |
Политические |
|
1. нормативно-правовая база |
следовать нормативно-правовой базе |
Экономические |
|
1. уровень инфляции |
1. маркетинговая акция для привле 2. поставить счетчики на |
2. денежные доходы потребителей | |
3. тарифы на энергоресурсы | |
Социальные |
|
1. уровень образования населения |
1. принять на работу грамотных специалистов 2. передача опыта квалифицированных грамотных работников молодым специалистам |
2. старение населения | |
Технологические |
|
1. объем промышленной продукции |
1. осуществлять производство |
2.3 SWOT-анализ предприятия.
Проведем SWOT-анализ предприятия.
Определим слабые и сильные стороны предприятия. Рассмотрим также возможности и угрозы предприятия со стороны внешней среды
Таблица 11- Сильные и слабые стороны деятельности предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Наличие квалифицированного |
Наличие большого количества старого, изношенного оборудования на предприятии. |
2. Накопленный многолетний опыт работы на рынке производства комплектующих для промышленного оборудования |
Отсутствие отдельных |
3. Хорошие деловые связи с
потребителями продукции и |
Ограниченность каналов |
4. Сравнительно низкая |
Трудности в организации сбыта большого объема продукции по эффективным каналам сбыта. |
5. Завоеванная доля рынка |
Недостаточная ритмичность отгрузки продукции |
6.Удобное месторасположение |
Низкая платежеспособность предприятий - партнеров |
7. Близость к транспортным |
Затягивание сроков партнерами при поставках сырья, полуфабрикатов |
8. Обеспеченность |
Большая номенклатура |
9. Наличие производственных |
Недостаточно изученные рынки сбыта продукции, находящейся на стадии роста и внедрения на рынок |
10. Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню |
Высокий риск внедрения в
производство продукции с |
12. Наличие организованной, талантливой и опытной команды управления высшего и среднего звена |
Отсутствие мобильности при
изменении планируемой |
14. Стабильный уровень |
|
Внешние благоприятные возможности |
Внешние угрозы предприятию |
Увеличение активности в химической промышленности России и стран СНГ |
Увеличение финансового цикла
и срока дебиторской |
Расширение рынка сбыта |
Снижение общей |
Сложившийся благоприятный имидж ОАО “МЗЗД” у потребителей продукции. |
Задержка роста инвестиционной активности. |
Увеличение спроса на многочисленных рынках |
Недостаточная стабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации. |
Снижение банковской процентной ставки |
Банкротство некоторых предприятий - основных покупателей |
Возможность использования «длинных» кредитов и внешних источников долгосрочных финансовых ресурсов Благоприятный налоговый режим для предприятия |
Снижение объемов сбыта |