Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Магнитогорского завода запасных деталей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить в ходе проведения анализа те факторы, которые позволят организации подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
- выбрать предприятие – объект исследования, рассмотреть его общеорганизационные и экономические параметры функционирования;
- провести анализ предприятия-объекта исследования при помощи разнообразных методов стратегического анализа;
- скорректировать основные элементы управления предприятием с учетом полученной информации о стратегических изменениях во внешней среде;
- оценить возможные изменения в системе управления предприятием;
- разработать стратегию дальнейшего развития предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Ситуационный анализ предприятия ОАО «МЗЗД»
1.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Магнитогорский завод запасных деталей»
1.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «МЗЗД»
2.1 Модель 5 сил Портера
2.2 STEP-анализ предприятия
2.3 SWOT-анализ предприятия
2.4 SPACE-анализ предприятия
Глава 3. Матрицы стратегий
3.1 Матрица БКГ
3.2 Модель «цена-качество»
Вывод
Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

 

Теперь рассчитаем балльную оценку по каждому фактору

Таблица 6 – Расчет балльной оценки влияния фактора воздействия поставщиков на отрасль

Фактор /ресурс

Значимость ресурса

Балл ресурса 

Итоговая оценка ресурса

Вес фактора

Балл фактора

Итоговая оценка

1.Уникальность и дефицит поставляемого  ресурса:

Человеческие

Финансовые

Материальные

Интеллектуальные 

 

 

 

0,15

0,4

0,4

0,05

 

 

 

3

5

4

-

 

 

 

0,45

2,00

1,6

0

0,15

4,05

0,607

2. Расходы по переходу на другой  ресурс:

Человеческие

Финансовые

Материальные

Интеллектуальные 

 

 

0,15

0,4

0,4

0,05

 

 

3

4

3

1

 

 

0,45

1,6

1,2

0,05

0,25

3,3

0,825

3. Количество отраслей, имеющих  потребность в данном ресурсе

Человеческие

Финансовые

Материальные

Интеллектуальные

 

 

 

0,15

0,4

0,4

0,05

 

 

 

7

8

3

4

 

 

 

1,05

3,2

1,2

0,2

0,3

5,65

1,695

4.Количество и размер фирм-поставщиков  ресурса

Человеческие

Финансовые

Материальные

Интеллектуальные

 

 

 

0,15

0,4

0,4

0,05

 

 

 

1

7

5

1

 

 

 

0,15

2,8

0,2

0,05

0,3

3,2

0,96

ИТОГО общая оценка

         

4,087


 

Фактор 5. «Уровень конкуренции  в отрасли».

Конкуренция в отрасли  происходит на ценовой, так и неценовой  основе. Ценовая конкуренция имеет  место в отрасли между предприятиями, ориентированными на очень крупные заказы (при производстве тары для пищевых предприятий). На данном же сегменте наблюдается и большее (чем на других сегментах) число предприятий отрасли (в основном средних и мелких), что позволяет говорить о влиянии ценовой конкуренции на отрасль.

Неценовая конкуренция  проявляется в отрасли в виде предложения дополнительных сервисных  услуг. Неценовая конкуренция проявляется  на тех рыночных сегментах, где (в  связи с высокими капитальными издержками входа на рынок) отсутствуют мелкие фирмы и частные предприниматели.

Рассмотрим факторы, которые  формируют уровень конкурентной среды в отрасли.

а) «Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов  в отрасли.

б) зрелось отрасли  и продукта

в) степень приверженности брэнду

г) рычаги воздействия  покупателей и наличие заменителей.

Рассчитаем значимость каждого фактора при формировании его общего влияния.

«Высота» входных барьеров в отрасль, количество и размер конкурентов  в отрасли – вес 0,40

«Зрелось» отрасли продукта – вес 0,25

Степень приверженности брэнду со стороны потребителей –  вес 0,15

Рычаги воздействия  покупателей и наличие продуктов-заменителей  – вес 0,20.

Определим бальную оценку влияния всего фактора

Таблица 7 - Расчет влияния фактора существующей конкуренции в отрасли

Элемент

Вес

Оценка

Итоговая оценка влияния

1. «Высота» входных барьеров  в отрасль, количество и размер  конкурентов в отрасли

0,4

4

1,6

2. Зрелось отрасли и продукта

0,25

7

1,75

3. Степень приверженности брэнду

0,15

8

1,2

4. Рычаги воздействия покупателей и наличие заменителей

0,2

9

1,8

ИТОГО

1,0

 

6,35


 

Расчет влияния факторов, влияющих на состояние отрасли с  учетом средневзвешенной оценки каждого  фактора позволяет получить примерную  оценку степени конкурентной среды  в анализируемой отрасли.

Таблица 8 – Средняя оценка состояния конкурентной среды в отрасли

Фактор 

Оценка фактора

1. Угроза появления новых конкурентов  в отрасли

4,7

2. Угроза появления продукта-заменителя

7,6

3. Рычаги воздействия покупателей

8,4

4. Рычаги воздействия поставщиков

4,087

5. Уровень конкуренции в отрасли

6,35

Общая оценка

31,137


 

Максимально вероятная  оценка состояния конкурентной среды  в отрасли при использовании 10-ти бальной шкалы составляет 50 баллов (10 баллов за каждый фактор).

Оценка, полученная в ходе расчетов для отрасли предложения инженерных коммуникаций и их монтажа и обслуживания составляет 31,137 (округленно 31). Можно считать, что в исследуемой отрасли конкуренция находится на уровне несколько больше среднего значения (62% от максимума).

Аналогично можно рассмотреть  конкурентную среду в другой отрасли  предприятии (машиностроение), однако анализ конкурентной среды в данной отрасли затруднен тем, что большинство  видов продукции изготавливается  по заказам конкретных предприятий-потребителей. Поэтому конкурентную среду в основном формирует власть потребителей (для отдельных предприятий и на отдельных рыночных сегментах она практически полная) и индивидуальные параметры производства (возможности производителя обеспечить необходимый уровень качества, цены и условий поставок).

Несмотря на то, что  модель Портера подвергается в различных  литературных источниках критике (в  частности Д.Кэмпбелл, Дж. Стоунхаус  и Б.Хьюстон считают, что модель не учитывает различного влияния  факторов на организации в отрасли, требует оценки отраслевой выгоды и неадекватно описывает товары и ресурсные рынки)1, можно сказать, что в данном случае при отсутствии более точных количественных показателей состояния отрасли и рынка, данная модель дает определенную информацию для того, чтобы в стратегическом аспекте скорректировать поведение ОАО «БЗЗД» относительно конкурентов.

Использование достаточно простой модели анализа позволяет  получить исходную оценку, которая  в дальнейшем может быть уточнена при помощи других методов анализа.

Также следует отметить, что в данном расчете использовалась шкала бальных оценок и показатели значимости факторов, которые также  можно критиковать за субъективность. Это поправимо в будущем, поскольку  в дальнейшем при развитии базы стратегического  анализа можно сформировать систему расчета экспертных оценок, а значимость факторов рассчитать при помощи математических методов анализа и моделирования.

В данном случае использованный подход можно считать обоснованным и целесообразным, поскольку позволил получить стратегически важную и неизвестную до настоящего момента информацию.

 

 

2.2 STEP-анализ предприятия

Для формирования поведения  предприятия на рынке проведём системный  анализ рыночной ситуации с помощью  матричного метода STEP-анализа.

Представим основные факторы макроокружения предприятия ОАО «МЗЗД» в таблице 9.

Таблица 9 – Макроокружение предприятия ОАО «МЗЗД»

Фактор макроокружение

Способствует (+)

Затрудняет (-)

1

Уровень инфляции

_________

уровень инфляции влияет на рентабельность, что в свою очередь увеличивает  себестоимость продукции, значит прибыль  уменьшается

2

Нормативно-правовая база

нормативно-правовая база

обеспечивают гражданину знание о  его правах и возможностях

нормативно-правовая база не совершенна и нуждается в пересмотре

3

Уровень образования населения

высококвалифицированные специалисты  способствуют повышению эффективности  производства

рынок нуждается не только в таких  специалистах как грамотные юристы, грамотные экономисты, но в профессиях машиностроительного характера, таких как грамотный технолог, грамотные фрезеровщики, грамотные токари

4

Денежные доходы потребителей

чем выше денежные доходы потребителей, тем будет больше их покупательская способность

уменьшение денежных доходов потребителей способствует сокращению реализации продукции предприятия

5

Старение населения

_________

из-за демографического кризиса 90-х  годов, предприятие сталкивается с  такой проблемой как не хватка кадров

6

Тарифы на энергоресурсы

_________

рост тарифов на энергоресурсы  сказывается на увеличении себестоимости  продукции предприятия

7

Объем промышленной продукции

если объем реализованной продукции  превышает объем произведенной  продукции, значит, предприятие получает прибыль

если объем произведенной продукции превышает объем реализованной продукции, следовательно, происходит затоваривание продукции на складе


 

На основе профиля  макроокружения выявим критические  факторы и установим угрозы, а  также положительные тенденции  развития предприятия ОАО «МЗЗД».

 

Таблица 10 – Анализ угроз и возможностей макросреды

Факторы

Возможные ответные меры предприятия

Политические

 

1. нормативно-правовая база

следовать нормативно-правовой базе

Экономические

 

1. уровень инфляции 

1. маркетинговая акция для привлечения большего количества покупателей

2. поставить счетчики на энергоёмкое  оборудование

2. денежные доходы потребителей

3. тарифы на энергоресурсы

Социальные

 

1. уровень образования населения

1. принять на работу грамотных  специалистов

2. передача опыта квалифицированных грамотных работников молодым специалистам

2. старение населения

Технологические

 

1. объем промышленной продукции

1. осуществлять производство продукции  по индивидуальным заказам, для  того чтобы не было затоваривания  продукции на складе


 

 

2.3 SWOT-анализ предприятия.

Проведем SWOT-анализ предприятия.

Определим слабые и сильные  стороны предприятия. Рассмотрим также  возможности и угрозы предприятия  со стороны внешней среды

Таблица 11- Сильные и слабые стороны деятельности предприятия

Сильные стороны 

Слабые стороны

1. Наличие квалифицированного персонала,  имеющего опыт работы в данной  области

Наличие большого количества старого, изношенного оборудования на предприятии.

2. Накопленный многолетний опыт  работы на рынке производства комплектующих для промышленного оборудования

 Отсутствие отдельных самостоятельных  направлений маркетинговой деятельности

3. Хорошие деловые связи с  потребителями продукции и поставщиками  материалов и комплектующих.

Ограниченность каналов распределения  продукции и приобретения сырья

4. Сравнительно низкая трудоемкость  производства

Трудности в организации сбыта  большого объема продукции по эффективным  каналам сбыта.

5. Завоеванная доля рынка производства  оборудования 

Недостаточная ритмичность отгрузки продукции

6.Удобное месторасположение предприятия  относительно районов с предприятиями  химической промышленности.

Низкая платежеспособность предприятий - партнеров

7. Близость к транспортным магистралям  (шоссейная дорога проходит на  расстоянии 0,5 км, ж/д ветка – через территорию предприятия).

Затягивание сроков партнерами при  поставках сырья, полуфабрикатов

8. Обеспеченность производственных  цехов всеми необходимыми коммуникациями.

 Большая номенклатура выпускаемых  изделий, что затрудняет проведение  единой эффективной товарной продукции

9. Наличие производственных мощностей,  позволяющих поддержать новое  производство за счет существующего  оборудования.

 Недостаточно изученные рынки  сбыта продукции, находящейся  на стадии роста и внедрения  на рынок

10. Высокое качество продукции, соответствующее европейскому уровню

 Высокий риск внедрения в  производство продукции с неопределенной  рыночной емкостью и отсутствием  информации о реальном уровне  спроса 

12. Наличие организованной, талантливой  и опытной команды управления высшего и среднего звена

 Отсутствие мобильности при  изменении планируемой структуры  ассортимента производства продукции

14. Стабильный уровень стимулирования  персонала, положительная многолетняя  динамика производительности труда 

 

Внешние благоприятные возможности

Внешние угрозы предприятию

Увеличение активности в химической промышленности России и стран СНГ

Увеличение финансового цикла  и срока дебиторской задолженности

Расширение рынка сбыта подержанного оборудования для химических производств (комплектующие для которого производит предприятие)

Снижение общей платежеспособности предприятий

Сложившийся благоприятный имидж  ОАО “МЗЗД” у потребителей продукции.

Задержка роста инвестиционной активности.

Увеличение спроса на многочисленных рынках

Недостаточная стабильность хозяйственного, налогового, банковского и других законодательств в Российской Федерации.

Снижение банковской процентной ставки

Банкротство некоторых предприятий - основных покупателей 

Возможность использования «длинных»  кредитов и внешних источников долгосрочных финансовых ресурсов

Благоприятный налоговый режим  для предприятия

Снижение объемов сбыта продукции  из углепластика

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Магнитогорского завода запасных деталей»