Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Магнитогорского завода запасных деталей»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить в ходе проведения анализа те факторы, которые позволят организации подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд частных задач, а именно:
- выбрать предприятие – объект исследования, рассмотреть его общеорганизационные и экономические параметры функционирования;
- провести анализ предприятия-объекта исследования при помощи разнообразных методов стратегического анализа;
- скорректировать основные элементы управления предприятием с учетом полученной информации о стратегических изменениях во внешней среде;
- оценить возможные изменения в системе управления предприятием;
- разработать стратегию дальнейшего развития предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Ситуационный анализ предприятия ОАО «МЗЗД»
1.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Магнитогорский завод запасных деталей»
1.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
Глава 2. Стратегический анализ ОАО «МЗЗД»
2.1 Модель 5 сил Портера
2.2 STEP-анализ предприятия
2.3 SWOT-анализ предприятия
2.4 SPACE-анализ предприятия
Глава 3. Матрицы стратегий
3.1 Матрица БКГ
3.2 Модель «цена-качество»
Вывод
Список использованной литературы и источников

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РФ

МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. НОСОВА

 

 

 

Дисциплина: Теория менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Магнитогорского завода запасных деталей»

 

Выполнил:

ст. гр. 0802001

Степанов А.А.

 

Проверил:

Симаков Д.Б.

 

 

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2013

 

Содержание

Введение                                                                                                                   3

Глава 1. Ситуационный анализ предприятия ОАО «МЗЗД»                               5  

1.1 Общая характеристика предприятия  ОАО «Магнитогорский завод запасных деталей»                                                                                                   5

1.2 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия             7

Глава 2. Стратегический анализ ОАО  «МЗЗД»                                                    8

2.1 Модель 5 сил Портера                                                                                       8

2.2 STEP-анализ предприятия                                                                              20

2.3 SWOT-анализ предприятия                                                                            22

2.4 SPACE-анализ предприятия                                                                           24

Глава 3. Матницы стратегий                                                                                28

3.1 Матрица БКГ                                                                                                    28

3.2 Модель «цена-качество»                                                                                 33

Вывод                                                                                                                      36

Список использованной литературы и источников                                           39

 

 

Введение 

Все предприятия функционируют  в условиях одновременного взаимосвязанного воздействия различных и многоаспектных факторов. Эти факторы находятся как внутри самой организации, так и вне ее. В свою очередь на некоторые внешние факторы организация (объективно) может также оказывать воздействие, но большинство из них находится вне зоны воздействия организации.

Однако это вовсе  не означает, что те факторы, которые прямо не воздействуют на деятельность организации не должны учитываться в процессе управления. Более того, некоторые факторы (например демографические, переход к интегрированной глобальной экономике, изменение в составе правительства, экологические нарушения и технологические инновации) так или иначе влияют на эволюцию отраслей и на стратегию организации. Поэтому современная подготовка к подобным разрывам в макросреде должна стоять у менеджеров на первом месте. Однако стратегический анализ, если он и проводится в организациях, уделяет только поверхностное внимание прогнозированию и оцениванию изменений в макросреде. И только в наиболее крупных и стратегически передовых организациях постепенно внедряют практику стратегического реагирования на возможное появление разрывов в среде.

Актуальность исследования проблемы организации и проведения стратегического анализа организации  заключается в том, что для  российских предприятий стратегический менеджмент и весь связанный с  ним инструментарий управления по сей день остаются вопросами, недосягаемыми для осознания. Большинство руководителей считают стратегическое управление необходимым только в условиях очень крупных (особенно транснациональных) компаний и для средних и мелких предприятий перспективное управление не представляет необходимости. В этом и кроется причина того, что большинство российских предприятий, не осознавая стратегических преимуществ и проблем, начинают бороться с проблемами по мере их реального проявления в организации. В то же время практически все осознают, что профилактические меры по уровню экономического эффекта гораздо выгоднее, чем превентивные меры по ликвидации проблем, но прилагать дополнительные усилия на эти профилактические меры не желают. В этом и состоит главная причина того, что российские предприятия имеют достаточно короткий жизненный цикл и часто переходят из одной формы в другую.

Настоящая курсовая работа посвящена проблеме организации, проведения стратегического анализа и разработке стратегии развития современной организации.

Цель исследования –  выявить в ходе проведения анализа  те факторы, которые позволят организации  подготовиться к будущим изменениям с учетом поставленных перед предприятием целей и задач и тем самым  повысить эффективность его функционирования в долгосрочной перспективе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд частных  задач, а именно:

- выбрать предприятие  – объект исследования, рассмотреть  его общеорганизационные и экономические  параметры функционирования;

- провести анализ предприятия-объекта исследования при помощи разнообразных методов стратегического анализа;

- скорректировать основные  элементы управления предприятием  с учетом полученной информации  о стратегических изменениях  во внешней среде;

- оценить возможные  изменения в системе управления предприятием;

-разработать стратегию  дальнейшего развития предприятия.

Предмет исследования в  данном проекте представляет собой  механизм проведения стратегического  анализа внешней среды предприятия. Объект исследования – ОАО «Магнитогорский завод запасных деталей».

 

Глава 1. Ситуационный анализ предприятия ОАО «МЗЗД»

1.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Механический завод запасных деталей»

В апреле 1965 г. было начато строительство завода. 21 мая 1965 г. под  первую колонну литейного цеха была заложена чугунная плита с надписью о закладке завода. В это время на заводе работали всего 7 человек: директор, гл. технолог и начальники цехов, гл. механик машинистка и.

Было заказано в 1965г. оборудование для первой очереди. Оборудование заказывалось с грифом "Для особо важной стройки".

Начало пуска I очереди - 10 января 1967 г. - День рождения завода. Первая очередь  состояла из цехов: I-й механический, заготовительно-прессовый и сварочно-сборочный  и вспомогательных служб. В это  время завод подготовил и набрал кадры в количестве 220 человек.

В 1969 году вступили в строй цеха II-ой очереди, это: 2-ой механический цех, участок прессформ, литейный цех  чугуна и стали, ремонтно-механический и ремонтно-строительный участки.

В начале 1970 г. пускаются цеха III-ей очереди: участок цветного литья, цех пластмасс и механосборочный цех.

В период с 1985 г. по 1990 г. вводится в  строй IV-я очередь, куда входят трубный  участок и новый цех товаров  народного потребления.

В 1987 г. была проведена модернизация основного оборудования производства "Аргон", позволившая на 40% повысить его производительность.

В середине 1991 г. введена  в строй и освоена система  автоматизированной разработки технологических  процессов на базе электронно-вычислительной машины СМ 1420.

В 1991 г. на заводе введен цех по выпуску изделий из углепластиков. Цех оснащен сравнительно высокопроизводительным технологическим оборудованием, которое  в основном разработано конструкторским  и технологическим отделами завода и изготовлено на нашем же заводе. Были разработаны и внедрены углепластиковые лыжные палки и телескопические удилища.

В 2001г в ходе реструктуризации ОАО "Магнитогорское химволокно" и отделения от него непрофильных для основного химического вискозного производства предприятий был создан холдинг ООО "МагЭнергоМаш". В него вошли ОАО "МЗЗД", ОАО "Завод Аргон" и управляющая компания ООО "МагЭнергоМаш"

Сегодня "Магнитогорский завод запасных деталей" является поставщиком изделий, узлов, металлоконструкций, запасных частей для предприятий химической, коксохимической промышленности, черной металлургии, МПС, атомной энергетики. Также предприятие производит товары народного потребления, многие из которых неоднократно становились лауреатами различных конкурсов и выставок.

Анализируемое предприятие по своей организационно-юридической форме является Открытым Акционерным обществом. Все главные вопросы, включая направление деятельности, цели на предстоящий период, оценка эффективности функционирования и управления предприятием, относятся к компетенции Собрания Акционеров. Данное собрание проводится один раз в год. Между собраниями управление обществом осуществляет Правление и Генеральный директор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Технико-экономический анализ предприятия

Показатели, которые следует  проанализировать, представлены в таблице 1.

 

№ п/п

Наименование технико-экономического показателя

Ед. изм.

Год

2009

2010

2011

1

Объем товарной продукции

тыс.руб.

149500

162544,2

220386,1

2

Объем реализованной продукции

тыс.руб.

143300

162035,3

267484,3

3

Себестоимость товарной продукции

тыс.руб.

142025

144664,3

209146,4

4

Себестоимость реализованной продукции

тыс.руб.

112635

128495,1

213987,4

5

Прибыль от реализации

тыс.руб.

30665

33540,2

53496,9

6

Среднесписочная численность

чел.

2422

2241

2009

7

Стоимость ОПФ

тыс.руб.

131500

136700

129800

8

Средняя заработная плата

тыс.руб.

6,048

8,631

9,5

9

Производительность труда

тыс.руб./чел.

61,725

72,53

109,69

10

Чистая прибыль

тыс.руб.

     

11

Фондоотдача

 

1,137

1,189

1,698

12

Фондоемкость 

 

0,88

0,841

0,589


 

 

Глава 2. Стратегический анализ ОАО «МЗЗД»

2.1 Модель 5 сил Портера

Анализ конкурентной среды наиболее целесообразно будет  провести при помощи модели Портера.

Данная модель разработана  для анализа конкурентной среды  в отрасли, однако с ее помощью  можно оценить и влияние поставщиков и покупателей.

Особенности анализируемого предприятия заключаются в том, что оно одновременно работает в  двух крупных отраслях: машиностроении (комплектующие и запасные детали для промышленного оборудования) и химическая промышленность (производство продукции в основном потребительского назначения их полимеров и пластмасс). Соответственно конкурентная среда в этих отраслях складывается под воздействием различных факторов. Поэтому следует говорить о двух конкурентных средах предприятия. Поскольку в данный момент складывается ситуация увеличения объемов производства полимерной и пластмассовой продукции, то проанализируем данную отрасль и рынки, на которых имеет место конкурентная среда

Рисунок 1 – 5-факторная  модель М.Портера

 

 

Рассмотрим конкурентную среду по каждому фактору.

Фактор 1. «Угроза появления  новых конкурентов в отрасли».

Угроза появления новых  конкурентов в отрасли зависит  от «высоты» и количества входных  барьеров в отрасль. Рассмотрим, какие  формы входных барьеров имеются в отрасли ОАО «МЗЗД».

Как уже отмечалось в  ходе анализа, на целевых рынках работает достаточно большое количество фирм. Причем на большинстве рынков работает несколько крупных заводов (входящих в различные холдинги) и множество средних и мелких фирм. Особенности производственного процесса отрасли таковы, что не требуют слишком дорогостоящего оборудования и сооружений. То есть можно говорить о среднем уровне фондоемкости производства.

Соответственно, следует  говорить и о наличии средних капитальных издержках входа в отрасль. Но в данном случае входным барьером будет то, что, крупные фирмы, которые занимают большую рыночную долю, обладают специфическими технологиями и длительными хозяйственными связями с основными покупателями (региональными распределительными терминалами и оптовыми торговыми фирмами, а также предприятиями пищевой промышленности, для которой изготавливается тара). Поэтому можно говорить о наличии определенного барьера входа в виде капитальных издержек на оборудование и технологию. Но данные барьеры ограждают вход не в отрасль, а только на отдельные сегменты рынка с более высокими требованиями и соответственно с большей маржей. Именно на этих сегментах функционируют несколько наиболее крупных предприятий.

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия на примере ОАО «Магнитогорского завода запасных деталей»