Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:55, курсовая работа
цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
- изучение сложившейся экономической ситуации на ОАО «Пермский Моторный Завод»;
- выявление возможностей, опасностей, сильных и слабых сторон деятельности предприятия, его внешнего и внутреннего окружения;
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
- выработка стратегических мероприятий, повышающих конкурентоспособность бизнеса, и оценка их эффективности;
- установление миссии организации и ее корректировка в соответствии с реализуемой стратегией, построение дерева целей ОАО «Пермский Моторный Завод».
Введение 2
Глава 1. Ситуационный анализ состояния организации 5
1.1. Общие сведения об организации ОАО «Пермский Моторный Завод»» 5
1.2. Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли 9
1.3. Анализ внутренней среды организации 14
Глава 2. Формирование портфеля стратегий организации 26
2.1. Установление миссии и целей организации 26
2.2. Подбор стратегий организации 30
2.3. Стратегическое планирование конкретного бизнеса организации 33
Глава 3. Реализация проектируемых стратегий организации 35
3.1. Стратегические изменения в организации 35
3.2. Оценка эффективности стратегии 40
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Содержание
В основе управления бизнесом лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и реализация. Стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей.
В настоящее время, в эпоху глобализации экономики, ни одна компания не может существовать без четко сформулированной стратегии развития. Времена, когда можно было создать преуспевающую компанию, исключительно основываясь на здравом смысле и минимуме специальных знаний, канули в Лету. Теперь даже малый бизнес рискует быть уничтоженным конкурентами, если не осознает своего положения в отрасли и не определит своих долгосрочных перспектив с учетом действий соперников.
Сегодня значение стратегического менеджмента для российского бизнеса трудно переоценить. Рост конкуренции, снижение информационных барьеров, глобализация – все это требует от менеджеров поиска профессиональных подходов к принятию и реализации стратегических решений. Российский бизнес находится в состоянии перехода от решения проблем выживания, бурного роста и первоначального накопления капитала к формированию хорошо структурированных и стратегически сфокусированных корпораций, способных успешно конкурировать в глобальном масштабе. Российские предприниматели вес чаше задумываются над тем, как оптимальным образом использовать приобретенные (часто по случаю) активы и на каких стратегических альтернативах сосредоточивать свои усилия. При этом следует отметить, что сегодня Россия действительно стала частью глобальной экономики. Российские компании конкурируют на российском и мировом рынке с ведущими международными корпорациями, и по мере интеграции нашей страны в международное экономическое сообщество конкуренция неизбежно будет усиливаться, тем более что российские корпорации все чаще принимают решение о выходе на внешние рынки.
Становится очевидным, что попытки российских компаний конкурировать исключительно на основе низких цен в долгосрочной перспективе обречены на неудачу. Рядом растут Китай и Индия, масштабы экономик и доступ к дешевым ресурсам которых всегда будут обеспечивать больше возможностей для снижения издержек.
В последние годы наметился ряд отчетливых тенденций. Выбор стратегического фокуса компаний смещается от конкуренции на основе низких издержек и уникальных свойств продукта к стратегиям, основанным на близости к потребителям и формированию сетей. При этом если раньше в качестве доминирующих использовались в основном позиционные источники конкурентных преимуществ: контроль над уникальными активами, исторически сложившаяся монопольная позиция на рынке, привилегированные отношения с чиновниками, поставщиками, потребителями – то сегодня мы все чаше видим в качестве основы устойчивых конкурентных преимуществ наличие у компаний уникальных компетенций, позволяющих им создавать дополнительную ценность для потребителей и отличающих их от конкурентов.
Исходя из актуальности темы данной работы, сформулируем цель курсового проекта – построение эффективной стратегии развития предприятия на основе многостороннего анализа внешней и внутренней среды, конкурентных сил в отрасли на примере ОАО «Пермский Моторный Завод». Поставленная цель определила постановку следующих задач:
-
изучение сложившейся
-
выявление возможностей, опасностей,
сильных и слабых сторон
- анализ конъюнктуры рынка предприятия для определения его последующей стратегии;
-
выработка стратегических
-
установление миссии
Процесс
выработки стратегии
Данная
глава выполняется с целью
многофакторного
ОАО «Пермский Моторный Завод» образовано в 1997 году в процессе реструктуризации крупнейшего российского завода «Пермские Моторы» как его дочернее предприятие, унаследовавшее газотурбинное производство, а с ним и богатые традиции двигателестроителей Западного Урала.
Целью создания предприятия является производство и сервисное обслуживание авиационных двигателей.
ОАО «Пермский Моторный Завод» обеспечивает полный комплекс услуг по техническому сопровождению своих изделий: послепродажное гарантийное обслуживание, ремонт модулей, узлов и двигателей с восстановлением всех эксплутационных характеристик, обучение персонала, модернизация ранее выпущенной техники.
Новое направление производственной деятельности – изготовление газотурбинных двигателей индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ, применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт.
Значительную долю составляет выпуск высокотехнологичной гражданской продукции, наукоемких изделий бытового назначения и товаров повседневного спроса. Объединением изготовлено свыше 8 млн. автомобильных двигателей, свыше 140 тыс. комбайновых моторов, более 3 млн. малолитражных бензиновых двигателей, более 146 тыс. мотоблоков, около 13,5 тыс. снегоходов.
Действующая
система менеджмента качества соответствует
требованиям международных
Организационная структура управления предприятия является линейно-функциональной, основанной на функциональном разделении работ каждого подразделения. Для данной структуры характерна высокая степень разделения труда, развитая иерархия управления, четкая линия цепи команд, отношения между руководителями и подчиненными строятся по вертикали по принципу единоначалия.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Другими органами управления компании являются Совет директоров, Генеральный директор и Правление компании, компетенция которых определена в уставе. Данная структура управления является стандартной для акционерных обществ (представлена в Приложении 1).
Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью, определяет стратегию развития и направления инвестиционной деятельности ОАО «Пермский Моторный Завод».
В таблице 1.1. приведена динамика изменения рыночной капитализации ОАО «ПМЗ», согласно методике определения рыночной капитализации (средневзвешенная цена одной акции (определяется по результатам торгов РТС за квартал) умноженная на количество акций эмитента).
Таблица 1.1. – Рыночная капитализация ОАО «Пермский Моторный Завод»
Период | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 4 кв. 2009 г. |
Значение | 745 100 | 4 204 000 | 9 545 600 | 12 666 647 | 15 123 620 | 10 757 335 |
Темп изменения к предыдущему периоду (+/-), % | - | +464,2 | +127,06 | +32,7 | +19,4 | -28,9 |
Снижение капитализации в 4 кв. 2009 г. (-28,9% по сравнению с 2008 г.) обусловлено волатильностью на отечественных финансовых рынках вследствие кризиса мировой финансовой системы в результате рецессии в США.
В таблице 1.2. приведены основные технико-экономические показатели предприятия, которые демонстрируют уверенный рост выручки (+39,33%), чистой прибыли (+103,0%), однако данные свидетельствуют и о росте финансового долга (+79,75%), вызванного необходимостью инвестирования в модернизацию производства.
Таблица 1.2. – Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Пермский Моторный Завод» (млн. USD)
Показатель | Базисный 2008 г. | Отчетный 2009 г. | Абсолютное отклонение (+/-) | Темп прироста (+/-), % |
Выручка | 369,4 | 514,7 | 145,3 | 39,33 |
Валовая прибыль | 114,1 | 147,1 | 33 | 28,92 |
Операционная прибыль | 81,6 | 99,3 | 17,7 | 21,7 |
Чистая прибыль | 36,2 | 73,5 | 37,2 | 103,0 |
Финансовый долг | 145,2 | 261,0 | 115,8 | 79,75 |
Капитал | 371,6 | 445,0 | 73,4 | 19,75 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 18 652 | 19 130 | 478 | 2,6 |
Таблица 1.3. – Показатели финансово-экономической деятельности на 31.12. 2009 г.
Наименование показателя | на 31.12.2009г. |
Стоимость чистых активов эмитента, тыс. руб. | 12 037 838 |
Отношение суммы привлеченных средств к капиталу и резервам, в % | 104,39 |
Отношение
суммы краткосрочных |
56,61 |
Оборачиваемость дебиторской задолженности, раз | 1,53 |
Производительность труда, тыс. руб./чел. | 803,1 |
Амортизация к объему выручки, % | 1,92 |
Таблица 1.4. – Основные коэффициенты
Показатель | 2008 | 2009 |
Валовая рентабельность | 31% | 29% |
Операционная рентабельность | 22% | 19% |
Чистая рентабельность | 10% | 14% |
Долг/операционная прибыль | 1,8 | 2,6 |
Операц. прибыль/проц. расходы | 9,7 | 6,7 |
Финансовый долг/капитал | 0,4 | 0,6 |
Коэффициент автономии (Собственный капитал/ Всего пассивов) | 0,590 | 0,489 |
Коэффициент автономии (Собственный капитал/ Заёмный капитал) | 1,437 | 0,958 |
Коэффициент маневренности | 0,402 | 0,586 |
Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия