Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является построение стратегии развития предприятия на примере сети фирменных магазинов-центров “Позитроника”,объект исследования работы это стратегии антикризисного управления. Предмет исследования курсовой работы экономические и организационно-управленческие отношения, обеспечивающие выбор миссии “Позитроника’, задачи исследования заключаются в обосновать понятия стратегии и тактики в антикризисном состоянии и проведения анализ состояния предприятий ООО «XXI века».

Работа содержит 1 файл

Стратегия развития предприятия на примере.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Для любой организации, действующей в условиях рынка  актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности  развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования.

Сущность концепции заключается в ответе на вопрос “Как следует осуществлять управление организаций в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?” Нарастание “постиндустриальной” нестабильности, отражением которой являются изменение потребительского спроса, глобализация бизнеса, усложнение конкурентной борьбы, сокращение жизненных циклов товара, растущие требования к качеству жизни и так далее, носит объективный и всеобщий характер.

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость  проведения анализа и оценки среды  и прогнозирования того, как она  будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации.

Стратегическое  планирование является очень актуальным для российских коммерческих фирм. Отход от централизованного планирования, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют предприятия заглянуть в будущее, сформулировать свою стратегию, определить свои главные достоинства и конкурентные преимущества, ликвидировать стратегические угрозы и опасности, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического планирования.

Если в прошлом  многие компании могли весьма успешно  функционировать, обращая внимание в основном на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности, то сегодняшнее развитие рыночных отношений делает необходимым изменение сложившихся стереотипов хозяйствования, характера управления. В первую очередь это относится к деятельности, определяющей перспективы развития предприятия.

Фирмы, управление которыми ориентировано на решение  краткосрочных проблем, с частыми  сменами задач, приоритетов деятельности, не обладающие необходимым запасом  интеллектуальной, организационной, экономической и производственной «прочности», позволяющей провести в случае необходимости эффективное обновление, не могут устоять в нынешних быстро меняющихся рыночных условиях.

Ужесточение конкурентной борьбы, ускорение изменений в  окружающей среде, динамизм изменений запросов потребителей, неожиданное появление новых возможностей для бизнеса, непредсказуемость некоторых факторов внешней среды (экономических, политических и др.) – вот далеко не полный перечень причин, приведших к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Целью данной курсовой работы является построение стратегии развития предприятия на примере сети фирменных магазинов-центров “Позитроника”,объект исследования работы это стратегии антикризисного управления. Предмет исследования курсовой работы экономические и организационно-управленческие отношения, обеспечивающие выбор миссии “Позитроника’, задачи исследования заключаются в обосновать понятия стратегии и тактики в антикризисном состоянии и проведения анализ состояния предприятий ООО «XXI века».

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретический анализ исследуемой проблемы

    1. Понятие миссии фирмы

 

Для успешной деятельности фирмы в условиях рынка  недостаточно ответить на простые вопросы - что и для кого производить. Важнее определить - зачем или во имя  чего существует ваша компания, то есть, какова ее миссия.

Для того, чтобы  иметь стабильный и долговременный успех, предприниматель должен стремиться жить по законам цивилизованного  рынка. Цивилизованный рынок - это всегда конкуренция, что требует от фирмы  поддержания своего высокого конкурентного статуса. А это невозможно без формулирования фирмой своей общественно значимой миссии, которая, как неоднократно доказала мировая практика, должна волей или неволей способствовать становлению и укреплению:

  • нового мирового экономического порядка,
  • национальной экономики,
  • созданию промышленности нового типа,
  • развитию науки, образования, а также других социально значимых видов деятельности.

Только  по формулировке миссии покупатель или  потребитель продукции фирмы  может оценить приоритеты, которыми руководствуется данная фирма, а также оценить цели и направления ее деятельности. Практически все ведущие компании мира к подобным вопросам относятся всерьез, и с прибылью у них все в порядке. И Россия в этом смысле не является исключением (7, 130).

Более того, по мнению американских исследователей Т.Питерса  и Р.Уотермена, компании, которые  четко сформулировали для себя лишь финансовые цели, и близко не подходили  к таким финансовым результатам, каких достигали компании с более  широким диапазоном ценностных установок.

Когда лозунг “подъем российской экономики, государственности, производства, науки, образования, подъема жизненного уровня людей и т. д.” становится каждодневной внутрифирменной реальностью, то персонал воодушевлен - у всех есть общее дело. И персонал фирмы начинает работать не только за зарплату. Появляется нечто большее, что объединяет сотрудников фирмы - корпоративная культура, являющаяся важной частью конкурентного статуса фирмы. Значительно эффективнее используются все ресурсы фирмы: финансовые, производственные, материальные, информационные, интеллектуальные, информационные, людские и др.; у фирмы появляется больше возможностей, и она становится управляемой; увеличивается число инвесторов, желающих вложить в нее свои средства; клиенты более внимательно относятся ко всем проводимым фирмой мероприятиям; налаживаются взаимоотношения между фирмой и властью и т. д. Все это в конечном итоге и обеспечивает фирме успех (12, с. 176).

Как известно, миссия- это основная общая цель деятельности организации, четко выражающая причины ее существования, ее общественно-социальную значимость.

Практически все  фирмы, процветающие в настоящее  время на рынке, официально сформулировали свою миссию в письменном виде - в  форме программного заявления. Утвержденная миссия определяет всю деятельность организации: от планирования до сбыта готовой продукции или предоставления услуг.

Наличие такого документа  позволяет:

  • Руководству фирмы - определить то место, которое должна занять фирма на рынке и сформулировать свою стратегию достижения этого положения.
  • Сотрудникам фирмы - почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение высоких результатов.
  • Потребителям продукции фирмы - со вниманием и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их разнообразные нужды и потребности, следить за продукцией фирмы. Товары и технологии могут меняться, а нужды и запросы рынка могут оставаться неизменными.

Программное заявление миссия, с точки зрения рыночной ориентации, помогает фирме конкретизировать свою деятельность по обслуживанию определенных групп потребителей и/или удовлетворению конкретных нужд и запросов. Миссия - та макроэкономическая роль, которую берется осуществлять компания на мировом или национальном рынке. Управляющие вольны определять свое предназначение как угодно, но одно идеалистическое обстоятельство они должны учитывать: масштабность взятой на себя миссии прямо определит количество ресурсов, которыми будет оперировать компания (3, с. 106).

Миссия фирмы  должна служить фактором привлечения  клиентов, инвесторов, покупателей. Она  показывает обществу способность фирмы  прогнозировать будущие нужды и  потребности потребителей, быстрее  других и с меньшими затратами удовлетворять их и, тем самым, доказывать потребителям свое превосходство над конкурентами. Этим самым фирма создает своего потребителя, показывая ему, какие потребности она может удовлетворить наиболее полно. Общеизвестен пример формирования миссии компании «Форд» на заре бурной автомобилизации – «Предоставление людям дешевого автомобиля». Реализация этой миссии позволило США не только стать ведущей автомобильной державой мира, но и иметь самые прекрасные в мире дороги. Но самым большим достижением от реализации сформулированной Генри Фордом миссии своей фирмы является то, что именно она позволила компании «Форд» через широкую автомобилизацию страны фактически создать средний класс общества т. е. установить новый стандарт уровня жизни.

На основе анализа  различных факторов руководством фирмы  обосновывается концепция обеспечения  ее конкурентного преимущества на рынке  и формулируется миссия этой фирмы.

Значение миссии трудно переоценить. Она позволяет  фирме получить критерии для всего  последующего процесса принятия решений. Если руководитель не знает, какова миссия его организации, то у него не будет логической точки отсчета для выбора лучшей альтернативы в той или иной конкретной ситуации. При этом текущие вопросы будут иметь явный приоритет над стратегическими. А это через определенное время обязательно приведет к снижению конкурентного статуса фирмы, к возникновению трудностей со сбытом продукции, а также к возникновению проблем во взаимоотношениях с сотрудниками фирмы (18, с. 25).

Без определения миссии как ориентира долговременной деятельности руководитель имел бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности, свое личное отношение к конкретному человеку или ситуации, которые могли бы не совпадать с долговременными целями и интересами организации. Кроме того, эти отношения могли бы меняться в зависимости от ситуации и даже настроения руководителя. Результатом мог быть скорее огромный разброс усилий, неэффективное использование имеющихся ресурсов, отсутствие единства целей и действий, имеющих существенное значение для успеха организации в условиях жесточайшей рыночной конкуренции.

В дальнейшем на основе миссии  идет формирование всей системой управления фирмой.

Дать однозначных  рекомендаций по формированию миссии нельзя, так как ее формулировка в значительной степени зависит от сферы деятельности фирмы и от ценностных ориентаций руководителей фирмы.

Как известно, определителями границ сфер деятельности могут служить: товары, технологии, группы клиентов, конкретные нужды групп клиентов, сочетания нескольких факторов.

Формирование миссии является важнейшим элементом экономической стратегии. Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:

  • Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или товаров, ее основных рынков и основных технологий. Миссия отвечает на вопрос, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма.
  • Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы, задавая ей набор ограничений и условий функционирования.
  • Корпоративная культура фирмы, то есть ответы на вопросы, какого типа рабочий климат существует внутри фирмы, какого типа людей привлекает этот климат. Иначе говоря, культура - это имидж фирмы, ее положение, представление о ней в общественном сознании (22, с.274).

Ограниченное  толкование миссии отрицательно сказывается  на способности фирмы гибко реагировать  на изменения требований рынка. В  то же время излишне расширенное  ее толкование может существенно  снизить продуктивность использования  ресурсов и в конечном итоге привести к утрате конкурентного преимущества и банкротству фирмы. Полное отсутствие миссии гарантирует фирме наличие все возрастающих проблем.

Понятие миссии самым тесным образом связано  с понятием конкурентного статуса  фирмы. Оба понятия не только не противоречат, но и дополняют друг друга:

  • Миссия отвечает на вопрос, какова основная общая цель деятельности организации, четко выражающая причины ее существования, ее общественно-социальная значимость.
  • Конкурентный статус фирмы отвечает на вопросы, как производить заявленный фирмой товар или услугу и какими средствами, чтобы сохранить конкурентное преимущество.

И миссия, и конкурентный статус зависят от внешних факторов.

Миссия  формируется в предвидении будущих  возможностей с целью сформировать требуемый для выживания стратегический потенциал отражает ее ожидаемые или желаемые возможности.

Конкурентный  статус зависит от существующего  у фирмы стратегического потенциала ее существующих возможностей.

Миссия  должна обозначать цель или, другими  словами, давать прогноз развития общественных потребностей, критериев их оценки и социальной значимости. Основным элементом прогноза является идеал, который обозначает не просто то, что будет, а то, что должно быть, к чему надо стремиться. В конечном итоге прогноз становится предметом убежденности и веры (25, С.31-34).

Если  у фирмы отсутствует миссия, то с высокой долей вероятности  можно утверждать, что у этой фирмы  нет и четко сформулированных, принятых коллективом долгосрочных целей, а следовательно, нет и  будущего. В этом случае распад фирмы гарантирован. Дело только во времени. И то, что руководству многих бывших флагманов отечественной индустрии все труднее и труднее управлять своими предприятиями, все труднее обеспечить их нормальное функционирование в рыночных условиях, все труднее реализовывать свою продукцию, труднее поддерживать работоспособность своих коллективов и т. д. явно свидетельствует о наличии на таких предприятиях системного кризиса. У руководителей таких предприятий нет миссии и вытекающих из нее долгосрочных и среднесрочных целей. Иными словами нет идей по обеспечению конкурентоспособности своей фирмы на рынке. В лучшем случае есть только цели по обеспечению текущей стабильности, в худшем - только личного благосостояния, и при том немедленно.

Информация о работе Стратегия развития предприятия