Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………
- разработан комплекс теоретических и практических рекомендаций в сфере управления качеством пищевой продукции. Разработана модель системы управления качеством продукции, в основе которой показана взаимосвязь качества работы, качества продукции, эффективности производства и потребностей в уровне качества.
Итак, данный дипломный проект, посвящен проблеме регулирование качества и конкурентоспособности продукции, как эффективного направления развития сельскохозяйственной деятельности, включает: теоретические, методические и нормативно-правовые подходы к управлению качеством и конкурентоспособностью продукции; особенности и закономерности управления качеством в сфере выращивания овоще и картофеля в открытом грунте, а так же в производстве молока, выявленный с помощью исследования; комплекс рекомендаций по совершенствованию политики качества и повышению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства и разработанную модель системы управления качеством продукции на предприятии; оценку эффективности внедрения предлагаемых рекомендаций и мероприятий.
Список литературы
Нормативно-правовые источники
1. Государственной Думой 21 октября 1994 г. // ФЗ РФ 1994 г. № 3./ Ст 3301. (в ред. Федерального закона от 12.08.96 №110-ФЗ)
2. Государственной Думой 22 декабря 1995 г., (в ред. Федерального закона от 24.10.97 №133-ФЗ)// СЗ РФ . 1996 г. № 5. Ст. 410.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая принята
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая принята
5. Закон о стандартизации (в ред. ФЗ от 27.12.95 N 211- ФЗ)//СЗ 1995 г.
6. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993 года.
7. О защите прав потребителей. Закон Российской Федерации (с изменениями от 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г.) //СЗ 1999 г.
8. О техническом контроле, Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ // СЗ 2002 г.
9. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 31.07.98 № 154-ФЗ
10. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1
11. Международный стандарт «Системы менеджмента качества» требования. Издание 2-е. 2001.
12. ГОСТ Р 51074 – 97 Молоко пастеризованное, стерилизованное, молочные изделия.
13. ГОСТ 13277-79. Молоко коровье пастеризованное.
Словари и справочники
14. Справочник директора предприятия/Под ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., испр., изменен. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001. 750 с.
Учебники, монографии, брошюры
15. Антонов Г.А. «Управление качеством продукции»: Учебник. - С Пб.: Издательство СПбУЭФ, 2009.
16. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2009. –212 с. – (Серия «Высшее образование»)
17. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2002.
18. Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.200 с.
19. Жилинский С.Э. Предпринимательское право: Учебник для вузов. - М.: НОРМА. - 2007. - 564с.
20. Мазур И.И. Управление качеством: Учеб. пособ. – М., 2006. – 334 с.
21. Мишин В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности продукции.-М.: Межд-ный фонд «Знание», 1997.
22. Никифоров А.Д.Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2004, 720 с.
23. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. Уч. пос. М.:Дело и сервис, 2002.
24. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000, 912 с.
25. Предпринимательское право: Учебник для вузов./ Под ред. Н.М. Коршунова, Н. Дэриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.
26. Ребрин Ю.И. «Управление качеством» Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. С. 31-32.
27. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами ISO семейства 9000): Уч. пос. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. 336 с.
28. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. М.: АО Бизнес-школа, Интел-синтез. 2006г.
29. Чепурной И. П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учеб.пос. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2000.
Периодические издания
30. Белый В., Зиновьев В., Маренникова И. Качество продукции и управление им // «Менеджмент сегодня» - №4, 2009 г.
31. Журнал «Менеджмент: горизонты ИСО» Выпуск: 2 ИСО 9000: От намерения до реализации, 2008 г
32. Журнал «Сертификация» Вопросы технического регулирования № 1, 2009
33. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» Главный редактор: А.Е. Хачатуров, д.э.н, профессор, № 6, 2009;
34. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товара // Хозяйство и право, 2004. - №11. - с.14 - 22
35. Магомедов Ш.Л. Определение показателей конкурентоспособности товаров // СТК.2004.№9. С.78-79.
36. Печенкин А., Фомин В. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей // Маркетинг.2006. №2. С.23-26
37. Ружевичюс Ю. Технические барьеры в международной торговле в контексте стандартизации и качества // «Стандарты и качество», №11, 2010г.
38. Тавер Е. Качество как объект управления // «Менеджмент сегодня» - №5, 2008 г.
39. Тихонова Е. Непрерывное повышение качества // «Менеджмент качества» - №4, 2008 г.
40. Чубинский А., Ракитова О. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции // «Маркетинг и маркетинговые исследования», №4, 2002 г.
41. Качалов В.А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества // Стандарты и качествою 2003. - № 1.
42. Журнал ИСО 9000+ИСО 14000 №3/2006
43. Журнал «Стандарты и качество» главный редактор Г.Воронин, № 3, 2008;
Электронные ресурсы
44. www.dashkovka.ru – ЗАО «Дашковка».
45. www.garant.ru – «Информационно-правовой портал».
46. www.grebennikon.ru – «Электронная библиотека».
47. www.rg.ru – «Российская газета».
48. www.rospotrebnadzor.ru – «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».
49. www.mostest.ru - Центр сертификации продукции.
Приложение
Приложение 1.
10 этапов для повышения качества по Джозефу М.Джурану
1. Сформируйте осознание потребности в качественной работе и создайте возможность для улучшения качества.
2. Установите цели для постоянного совершенствования деятельности.
3. Создайте организацию, которая будет работать над достижением целей, создав условия для определения проблем, выбора проектов, сформировав команды и выбрав координаторов.
4. Предоставьте обучение всем сотрудникам организации.
5. Выполняйте проекты для решения проблем.
6. Информируйте сотрудников о достигнутых улучшениях.
7. Выражайте свое признание сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества.
8. Сообщайте о результатах.
9. Регистрируйте успехи.
10. Внедряйте достижения, которых Вам удалось добиться в течение года, в системы и процессы, регулярно функционирующие в организации, тем самым закрепляя их.
14 принципов В.Эдвардса Деминга
1. Постоянство цели. Поддерживайте постоянство целей для стабильного совершенствования процессов производства товаров и оказания услуг.
2. Новая философия. Примите новую философию. Мы живем в новую экономическую эпоху, основы которой были заложены в Японии.
3. Снижайте зависимость от инспекции. Устраните потребность в большом объеме контроля как способе достижения качества.
4. Прекратите практику заключения контрактов по самым низким ценам. Не практикуйте ведение бизнеса, основываясь исключительно на цене.
5. Совершенствуйте все процессы в организации. Постоянно совершенствуйте каждый процесс с точки зрения планирования, производства и обслуживания.
6. Введите обучение на работе.
7. Установите благоприятный стиль руководства. Утверждайте стиль руководства, направленный на то, чтобы помочь людям лучше выполнять свою работу.
8. Поощряйте эффективные двусторонние коммуникации и другие способы, позволяющие избавиться от страха в организации.
9. Разрушайте барьеры между отделами и людьми.
10. Исключите использование лозунгов, плакатов и призывов.
11. Устраните цифровые показатели, по которым выносится суждение. Откажитесь от стандартов выполнения работы, которые предписывают рабочим достижение определенных норм в цифровом выражении и управленческому персоналу - цифровых показателей. Предложите вместо этого поддержку и помощь наставников.
12. Гордитесь мастерством.
13. Поощряйте образование.
14. Приверженность высшего руководства. Добейтесь четкой приверженности высшего руководства идее постоянного улучшения качества и производительности.
Приложение 2
Принципы TQM:
1. Ориентация организации на заказчика.
Организация всецело зависит от своих заказчиков и поэтому понимать потребности заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем.
Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом.
В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.
2. Ведущая роль руководства.
Руководители организации устанавливают единые цели и основные направления деятельности, а также способы реализации целей. Они должны создать в организации такой микроклимат, при котором сотрудники будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей.
Для любого направления деятельности обеспечивается такое руководство, при котором гарантируется построение всех процессов таким образом, чтобы получить максимальную производительность и наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков.
Установление целей и анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, равно как планы по качеству должны быть включены в стратегические планы развития организации.
3. Вовлечение сотрудников
Весь персонал - от высшего руководства до рабочего - должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Персонал рассматривается как самое большое богатство организации, и создаются все необходимые условия для того, чтобы максимально раскрыть и использовать его творческий потенциал.
Сотрудники, вовлекаемые в процесс реализации целей организации, должны иметь соответствующую квалификацию для выполнения возложенных на них обязанностей. Также руководство организации должно стремиться к тому, чтобы цели отдельных сотрудников были максимально приближены к целям самой организации. Огромную роль здесь играет материальное и моральное поощрение сотрудников.
Персонал организации должен владеть методами работы в команде. Работы по постоянному улучшению преимущественно организуются и проводятся группами. При этом достигается синергический эффект, при котором совокупный результат работы команды существенно превосходит сумму результатов отдельных исполнителей.
4. Процессный подход
Для достижения наилучшего результата соответствующие ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, нужно рассматривать как процесс.
Процессная модель предприятия состоит из множества бизнес-процессов, участниками которых являются структурные подразделения и должностные лица организационной структуры предприятия.
Под бизнес-процессом понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе создают результат, имеющий ценность для самой организации, потребителя, клиента или заказчика. Обычно на практике применяются следующие виды бизнес-процессов: