Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...4

1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 486.00 Кб (Скачать)

 

Основное же отличие TQM от стандартов ИСО серии 9000 состоит в том, что TQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, а внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее направлено на снижение вероятности сделать что-либо неверно.

Доказано, что вся система менеджмента работает лучше, если организация рассматривается как единое целое, единая система. В данном случае для повышения эффективности деятельности и оптимизации процессов необходимо соблюдение основных принципов TQM (см. приложение 2).

Пищевая промышленность – одна из отраслей промышленности, где вопросы качества продукции являются само собой разумеющимися и наиболее значимыми. Интерес предприятий пищевой промышленности к стандартам ISO серии 9000 возник с самого их появления. На сегодняшний день по данным ISO количество сертифицированных предприятий пищевой промышленности составляет более 20 000. Причин тому не мало. Это требования потребителей и государственных органов, стремление повысить стоимость и имидж компании, желание выстроить систему управления компанией на основе лучших мировых практик и повысить конкурентоспособность продукции, зависимость процедуры сертификации продукции от наличия сертификата на систему менеджмента качества и другие.

На сегодняшний день для предприятий пищевой промышленности применимы следующие международные стандарты и их российские аналоги:

   ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) – «Системы менеджмента качества. Требования»

   ISO 14001:2004 – «Системы экологического менеджмента. Требования»

   OHSAS 18001:1999 – «Система управления безопасностью и здоровьем на производстве»

   НАССР - Анализ рисков и критические точки контроля

   ISO 22000:2005 – «Системы управления безопасностью пищевых продуктов. Требования к любой организации пищевой цепи» [42, с. 31-38]

За основу системы менеджмента качества принимается стандарт ISO 9001:2000, но его требования дополняются стандартом ISO 22000:20005 или принципами HACCP, а затем система может интегрироваться с ISO 14001 и OHSAS 18001.

Графически взаимосвязь данных стандартов можно выразить следующим образом (Рис. 1.):

 

 

Рисунок  1. Взаимосвязь стандартов [42, с. 36]

 

Из рисунков видно, что все эти стандарты тесно взаимосвязаны между собой и, выбрав даже один стандарт, Вы заочно будете учитывать требования других стандартов. Самое главное определить, какой стандарт будет основным. Рекомендуется использовать ISO 9001:2000 как наиболее комплексный и охватывающий большую часть системы управления предприятием [42, с. 36].

Европа и Дальний Восток являются лидирующими регионами по применению данного стандарта (рис. 2.) [41, с. 17].

Рисунок 2. Лидирующие регионы по применению стандарта ИСО 9001:2000

 

Таким образом, основным фактором конкурентоспособности товаров считается не их цена, теперь на первый план выдвигается их качество. Производить товары низкого качества становится невыгодно, т. к. затраты вызываемые дефектами и исправлениями продукции составляют 20% как расходов предприятия. Выпуск и реализация высококачественной продукции важнейший путь к наращиванию прибыли предприятия, источник его производственного развития. Сейчас создаётся и покупается продукция только высокого качества, подтверждённая сертификатом качества, но при этом по достаточно умеренным ценам.

 

1.2 Конкурентоспособность как категория национального хозяйства

 

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в совре­менном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она ре­шается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя [28, с. 138].

Конкурентоспособность - решающий фактор коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Под конкурентоспособностью понимается комплекс потре­бительских и стоимостных характеристик товара, определяю­щих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов [35, с. 58].

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные по­требности, а вся совокупность покупателей - тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3. Типовая схема оценки конкурентоспособности [40, с. 44]

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически (рис.3.), в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя кон­курентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения (на­пример, снять изделие с производства, модернизировать его, перевести на другой сектор рынка). При этом исходит из того, что выпуск предприятием нового продукта, прежде чем старый исчерпал возможности поддержания своей конкурентоспособности, обычно экономически нецелесообразен [40, с. 43].

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ста­вится знак равенства между качеством и конкурентоспособностью либо во­обще не делается различий между ними. Имеют место также споры относительно того, какое из двух понятий шире [35, с. 18].

Качество, равно как и его понятие, прошло многовековой путь развития, что, в частности, показано в табл. 2.

Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились и множились общественные потребности и возрастали возможности производства по их удовлетворению.

Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, со­вокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несом­ненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих су­щественного интереса для основной группы его покупателей [21, с. 38].

Наконец, отметим еще одно принципиальное различие между качеством и конкурентоспособностью товара. Конкурентоспособность товара – важная рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рын­ка – его конкурентность. Качество – категория, присущая не только ры­ночной экономике. Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, ре­агируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и кон­курирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов (см. Табл. 2.).

 

Таблица 2. - Историческая эволюция понятий качества [21, с. 48]

Автор

Формулировка определений качества

Аристотель (IIIв. до н.э)

Различие между предметами. Дифференциация по признаку «хороший-плохой»

Гегель (XIXв. н.э.)

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество

Китайская версия

Иероглиф, обозначающий качество, состоит из двух элементов – «равновесие» и «деньги» (качество-равновесие+деньги), следовательно, качество тождественно понятию «высококлассный», «дорогой»

Шухарт (1931 г.)

Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики, субъективная сторона: насколько вещь «хороша»

Исикава К.

(1950 г.)

Качество, которое реально удовлетворяет потребителей

Джуран Дж.М. (1974 г.)

Пригодность для использования. Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

Международный стандарт ИСО 8402-86

Качество-совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество това­ра» и «технический уровень товара». Последние – главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не един­ственная (рис. 4.) [35, с. 67].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Классификационная схема показателей,                                                                        раскрывающих конкурентоспособность продукции [35, с. 68]

Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрыва­ющими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (сниже­ние) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение со­отношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема (рис. 4.).

Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, – это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения [21, с. 138].

Высокое качество и конкурентоспособность продукции обеспечиваются системой маркетинга – от конструирования, опытного и серийного производства до сбыта и сервиса эксплуатируемых изделий, включая в числе других средства и методы управления и контроля качества, способы транс­портирования и хранения, установку (монтаж) и послепродажное обслуживание [28, с. 168].

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что существует объективная не­обходимость в условиях рыночных отношений усилить роль качества как одного из решающих факторов успеха производителя на рынке. В связи с обострением экологических проблем во всем мире особое значение для конкурентоспособности продукции приобретают такие признаки качест­ва, как безопасность для жизни населения и экологическая чистота продук­ции.

 

1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и

конкурентоспособности продукции

 

В 2010 г. было проведено изучение системы регулирования качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «Дашковка».

Данное исследование имело целью определение направлений развития основ регулирования качества и конкурентоспособности продуктов питания.

Первостепенная задача – составление проекта исследования (определение предмета и объекта изучения; типа и метода исследования; основных направлений и форм для сбора информации).

Направления исследования:

1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Дашковка»;

2. Изучение сферы производства ЗАО «Дашковка»;

3. Анализ управления качеством выпускаемой продукции в ЗАО «Дашковка»;

4. Исследование конкурентоспособности продукции ЗАО «Дашковка».

Методика – понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных.

Методы и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации.

Опросы – незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях..

Определение выборочной совокупности. Имеющиеся статистические данные позволили реализовать квотную модель выборки.

Основные методы сбора информации:

А) сбор первичной социологической информации при помощи анкет.

Б) вторичный анализ статистических данных о деятельности предприятий на рынке, их эффективность, конкурентоспособность, рентабельность и др. данные.

План подготовки и проведения исследования.

I. Этап проработки теоретических основ исследования

II. Этап подготовки к полевому исследованию

III. Этап полевого исследования.

IV. Подготовка первичной информации к обработке и ее обработка на ЭВМ.

V. Сбор и изучения вторичной информации о деятельности ведущих предприятий области.

VI. Анализ результатов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.

VII. Обобщение результатов полевого исследования и анализа вторичных данных о деятельности компаний, подготовка итогового отчета.

Информация была получена внекабинетным и кабинетным методом (интервью с административными работниками и изучение отчетной и методической документации, соответственно). В качестве объекта исследования выступал ЗАО «Дашковка», предмет – финансово-хозяйственная деятельность.

Информация о работе Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»