Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………
Основу государственной политики в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор за безопасностью пищи и продукции, в соответствии, с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), федеральными законами: «О качестве безопасности пищевых продуктов», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», «О защите прав потребителей». Роспотребнадзором создан, разработан ряд нормативных документов по безопасности пищевых продуктов, требования которых являются обязательными, как для тех, кто производит, так и тех, кто продает пищевые продукты. Разработано свыше 7 тысяч нормативов безопасности и качества пищевых продуктов. Все они в основном разрабатывались с учетом международных требований, которые существуют в Европейском Союзе или в США, или в мире [43, с. 8].
Выше отмечено, что в современных условиях управление качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу.
Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции [26, с. 91].
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям (ТУ).
Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий дополнительные к государственным стандартам, а при их отсутствии самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-эталон. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть ниже, чем в государственных стандартах [42, с. 339].
Система управления качеством продукции базируется на комплексной стандартизации.
Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления.
ИСО серии 9000 гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, предусматривающую активную роль потребителя в процессе изготовления качественной продукции.
ИСО 9000 используются для определения различий и взаимосвязей между основными понятиями в области качества и как представление руководящих положений по выбору и применению стандартов ИСО на системы качества, которые служат для внутреннего пользования на фирме при решении задач управления качеством (ИСО 9004) [42, с. 80].
В нашей стране сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), в которую включены пять основных стандартов:
1. ГОСТ Р 1.0-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения.
2. ГОСТ Р 1.2-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов.
3. ГОСТ Р 1.3-92 Государственная система Российской Федерации. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
4. ГОСТ Р 1.4-92 Государственная система Российской Федерации. Стандарты предприятия. Общие положения.
5. ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система Российской Федерации. Общее требование к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.
В России действуют три государственных стандарта:
1. ГОСТ 40.9001-88 “Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании”.
2. ГОСТ 40.9002.-88 “Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже”.
3. ГОСТ 40.9003-88 “Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях”.
В Государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:
требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;
методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;
положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила и нормы.
Для любой фирмы важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на соответствующем уровне систему качества [22, с. 17].
В настоящее время, особенно в условиях рыночных отношений, когда всем предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности своей продукции.
Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом, гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации НТД является сертификация.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям [15, с. 7].
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий), проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия (документа), что продукция отвечает определенным стандартам или другим НТД.
Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой третьей стороной (первая – изготовитель, вторая – потребитель).
В случае получения положительного результата, в процессе сертификации выдается документ, называемый «сертификат соответствия», подтверждающий соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.
Сертификацию системы менеджмента может осуществлять любая независимая сертификационная компания, имеющая соответствующую аккредитацию. Причём аккредитация может быть как РФ (Ростехрегулирования), так и международная. Необходимо отметить, что сертификационная организация может иметь несколько аккредитаций.
Выбор сертификационного сообщества напрямую зависит от потребностей компании. Если у предприятия есть иностранные партнёры, то они больше уважают сертификат от именитого мирового сертификационного сообщества. Но в тоже время, если предприятие предоставляет сертификат соответствия системы менеджмента качества российским потребителям или надзорным организациям, то им ближе сертификат от российского органа по сертификации, и часто бывает, что от конкретного [18, с. 29].
На сегодняшний день на рынке сертификационных услуг в РФ есть и именитые зарубежные компании, есть компании, не имеющие векового имени, но объединившиеся в международную сеть IQNet и, тем самым, создав себе конкурентное преимущество по признаваемости результатов сертификации, есть российские организации, которые на рынке сертификационных услуг относительно недавно[23, с. 28].
Деятельность по сертификации в Российской Федерации началась в 1992 г. В отсутствии развитого государственного контроля за безопасностью товаров на рынках страны сертификация вынужденно оказалась одним из наиболее действенных механизмов защиты потребителя от опасной и некачественной продукции. За годы реформ в основном были созданы условия для свободного обращения товаров и услуг, использования рыночных механизмов в удовлетворении потребительского спроса, заложены основы формирования рыночной инфраструктуры и конкурентной среды.
В настоящее время, в связи с постепенной стабилизацией российского рынка, стала возможной дальнейшая реализация положений Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в части использования другой формы подтверждения соответствия - принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии и исключения некоторых видов продукции, не представляющих существенной опасности для потребителя, из области обязательной сертификации [30].
Система сертификации ГОСТ Р является наиболее активно действующей на территории Российской Федерации системой обязательной сертификации [20].
Сам процесс сертификации состоит из следующих этапов:
Компания подаёт заявку на сертификации, в которой указывает область сертификации, параметры компании и стандарт(-ы), на которую предприятие хочет пройти сертификацию.
Сертифицирующая организация принимает решение о возможности сертификации и запрашивает документы системы менеджмента
Сертификационная компания направляет «Программу аудита», в которой по часам расписана процедура аудита.
После согласования данной программы на предприятие приезжает аудитор и проводят аудит согласно программе (просмотр документации и записей, общение с сотрудниками, наблюдение за деятельностью)
По результатам аудита фиксируются несоответствия, которые могут быть существенными или несущественными.
Компания устраняет выявленные несоответствия и направляет отчёт об устранении несоответствий в сертификационный орган. Если существенных несоответствий выявлено не было, то запускается процедура оформления сертификата соответствия, при их наличии требуется повторный очный визит аудитора в компанию.
Компания получает сертификат соответствия
Сертификат выдаётся на 3 года с ежегодным подтверждением, т.е. не реже чем раз в год, в компанию проходит внешний аудит с целью подтверждения соответствия системы менеджмента.
Сертификат соответствия позволяет официально подтвердить качество и безопасность продукции, тем самым, завоевав расположение потребителей на рынке. Наличие сертификата соответствия дает определенные преимущества при участии в тендерах на поставку продукции и при выходе на международные рынки. Сертификат соответствия также может способствовать быстрому оформлению лицензий и других разрешительных документов. Наконец, получение сертификата соответствия – это возможность заявить о себе и укрепить положительный имидж компании в глазах потребителей, деловых партнеров и инвесторов [34. с. 11].
Еще одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под свою исключительную ответственность о том, что конкретная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта или другого документа, на который он ссылается в декларации о соответствии, то возможно, данный способ установления соответствия будет для такого поставщика наиболее экономически целесообразным. Тем не менее, даже при выполнении всех условий стандарта EN 45014, поставщик может разделить риск ответственности за продукцию с органом по сертификации, запросив сертификацию данной продукции независимой третьей стороной [23].
Зарубежные бизнесмены понимая современную тенденцию развития общественного производства стали говорить, что центр тяжести потребителя сместился в сторону высокого качества продукции и услуг.
Управление качеством в современном мире обычно осуществляется по двум системам: total quality management (TQM) и «стандартам системы качества» ИСО-9000 (ISO-9000) [42, с. 76].
При сравнительном анализе этих двух систем: стандартов ИСО серии 9000 и концепцией TQM можно выделить ряд отличий, которые приведены в таблице 1.
Таблица 1. - Стандарты ISO 9000 и TQM [42, с. 78]
ISO 9000 | TQM |
Нет необходимости фокуса на определенного потребителя | Фокус на определенного потребителя |
Не интегрировано в корпоративную стратегию | Интегрированная стратегия компании |
Фокус на технические системы и процедуры | Фокус на философию, концепции, инструменты и методологию |
Вовлеченность всех сотрудников не обязательна | Подчеркивает необходимость вовлечения всех сотрудников |
Не фокусирует на непрерывном улучшении | Непрерывное улучшение и TQM являются синонимами, в результате чего TQM представляется непрерывным и не оканчивающимся путешествием в качество |
Ответственность за качество должна быть определена и документально оформлена, но часто ответственность за качество возлагается на соответствующие подразделения, например отдел качества | Каждый сотрудник ответственен за качество |
Возможность фокуса на подразделения | Организация всех подразделений, функций и уровней |
В основном статичен | Подразумевает изменение процесса и культуры |