Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………
использование экономических мер воздействия на поставщиков в зависимости от качества поставляемой продукции и оказываемых услуг – договор на поставку продукции заключается только с предприятиями, поставляющими сырье высокого качества, а стоимость сырья должна соответствовать качеству.
Организационно-
нормирование – на предприятии закреплены нормы изготовления продукции, требования к качеству продукции;
инструктирование – технологи обязаны объяснить причины признания продукции бракованной и способы исправления ошибок подчиненным;
распорядительных воздействий – руководство воздействует на подчиненных с помощью приказов и распоряжений.
Социально-психологические методы:
повышение самодисциплины, ответственности, инициативы и творческой активности каждого члена коллектива;
моральное стимулирование высокого качества результатом труда;
сохранение и развитие традиций предприятия по обеспечению необходимого качества.
На предприятии используются следующие виды контроля качества:
групповой – по группе операций, связанных с изготовлением одного вида продукции;
сплошной – осуществляемый над каждым изделием.
А так же следующие методы контроля качества:
внешний осмотр;
проверка размеров;
проверка механических и физических свойств;
проверка на экологическую чистоту.
Проблема повышения качества продукции в современных российских условиях заключается в том, что любые серьезные улучшения потребительских свойств продукции требуют изначально приличных вложений, то есть затрат. И это отпугивает большинство производителей от внедрения системы менеджмента качества.
Для сохранения конкурентоспособности необходимо вкладывать средства в расширение привлекательных сторон своей продукции, что приведет к увеличению объема ее реализации.
Таким образом, применение системы менеджмента качества будет снижать, а не увеличивать колоссальные затраты, вызываемые низким качеством продукции, услуг и процессов: штрафы из-за не полного выполнения требований торговых точек или из-за несвоевременного выполнения требований покупателей и заказчиков, затраты, связанные с возвратом некачественной продукции.
Если будут достигнуты конкурентоспособные цены, короткий цикл производства, низкие расходы на выполнение гарантийных обязательств, будет снижено количество брака в производстве – оборот в производстве повысится, а общие затраты понизятся.
Предприятие должно постоянно стремится к достижению все нового и нового уровня качества, опираясь на то, что является для потребителей особенно важным.
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции
Качество выступает как главный фактор конкурентоспособности товара, составляя его «стержень». В принципе низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как и товар высокого качества, - это конкурентный или высоко конкурентный товар. Имеющиеся на практике исключения в этом отношении лишь подтверждают общие положения.
Конкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара. Оценка конкурентоспособности товара производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм.
В Серпуховском районе по состоянию на 1 января 2010 года осуществляет промышленную деятельность 63 предприятия из них крупных и средних – 9. Если все промышленные предприятия района в 2009 выпустили продукции на сумму 2,04 млрд,рублей, то крупные и средние – 1,7 млрд.рублей. Темп роста физического объема производства составил 105,9 % по отношению к предыдущему году.
Среди предприятий Серпуховского района, занимающихся сельским хозяйством, особо выделяются:
Компания «Русский страус» организованная 8 лет назад в Старых Кузьменках, является первой и крупнейшей в России специализированной фермой с полным циклом предпродажной подготовки по разведению черных африканских страусов и охотничьих фазанов. Кроме того, ферма является одним из пунктов в туристическом маршруте по Серпуховскому району.
В деревне Шапилово уже не первый год работает ферма по разведению перепелов, чьи мясо и яйца сегодня продаются в крупнейших столицах подмосковных супермаркетах.
В деревне Зайцево сегодня зарождается нетрадиционный для Серпуховского района вид сельского хозяйства – здесь заложены фруктовый сад и ягодники.
В деревне Турово (на 2010год) располагается крупнейшие в Подмосковье овцеводческое хозяйство.
Большое Грызлово – производство мясо и молока.
Среди предприятий, приносящих значимый доход в местный бюджет, особо выделяется:
ЗАО «Ди-Эч-Ви-С» производство продукции быстрого приготовление.
ЗАО «Вифитех» - фармацевтическое предприятие.
ЗАО «Керамзит» - производство гравия и глинопорошка.
ЗАО «Серпуховский кирпичный завод» - производство кирпича.
ОАО «Национальные биотехнологии» - фармацевтическое производство.
Уровень среднемесячной заработной платы по району за 2009 год хотя и ниже средне областной (6542,1 рубля против 10234 рубля), но выше чем у наших ближайших соседей Серпухова, Пущина, Протвино.
ЗАО «Дашковка» - одно из 100 лучших сельскохозяйственных предприятий России – на протяжении семидесяти лет оно осуществляет поставки овощей и молока в Москву. В 1998 году произошло его объединение с ЗАО «Красная Пресня», в результате стабилизировался уровень производства овощной продукции и картофеля, вдвое возросли надои молока, построен цех по переработке молока, организована постоянно действующая ярмарка-распродажа сельскохозяйственной продукции. В настоящие время «Дашковка» оснащена современной сельхозтехникой и ведет активное сотрудничество с аграриями и селекционерами Западной Европы, что дает предприятию возможность получать высокие урожаи качественной сельхозпродукции.
У предпринимателей возрос интерес к сельскохозяйственному производству, приобретаются в собственность и сдаются в аренду сельскохозяйственные участки и производственные помещения для последующего их использования.
В 2007 году использовалось всего 8035 га пашни (табл. 5.).
В структуре посевных площадей в 2007 году снизились площади под посевами зерновых, овощных культур и картофеля, при этом урожайность картофеля и овощей возросли, соответственно возросли показатели по валовому производству.
Сельскохозяйственными предприятиями района в 2009 году продано 17 тысяч тонн овощей и 10 тысяч тонн картофеля.
В животноводческой отрасли за 2009 год повысилась продуктивность, надои молока выросли на 1,5-2,0 литра в сутки по сравнению с прошлым годом.
Заготовлено кормов на одну условную голову около 26 центнеров кормовых единиц. По завершению года лучшие результаты работы животноводства получено в ЗАО «Дашковка»: надой на фуражную корову составил 6069 литров.
Таблица 5. - Показатели производственной деятельности
Годы | 2007 | 2008 | 2009 |
Зерновые |
|
|
|
Посев,га | 701 | 377 | 284 |
Валовое производство, т | 1020 | 688 | 10250 |
Урожайность, ц/га | 14,6 | 18,2 | 36,1 |
Картофель |
|
|
|
Посев, га | 739 | 670 | 451 |
Валовое производство, т | 12592 | 16571 | 12785 |
Урожайность, ц/га | 170 | 247,3 | 283,5 |
Овощи |
|
|
|
Посев,га | 596 | 604 | 381 |
Валовое производство, т | 16208 | 31851 | 19941 |
Урожайность, ц/га | 272 | 561,8 | 523,4 |
Таблица 6. – Показатели ЗАО «Дашковка» в молочной отрасли
Показатели/ Год | 2007 | 2008 | 2009 |
Производство молока, т | 4492 | 4130 | 3989 |
Реализовано, т | 1707 | 1759 | 3679 |
Заготовка кормовых ед. на 1 у.г. | 32 | 20,5 | 25,7 |
Поголовье коров (гол) | 1083 | 850 | 745 |
Надой на 1 гол. | 4147 | 4858 | 5354 |
Среднесуточный привес | 206 | 212 | 215 |
По итогам работы за 2009 год.
В 2009 г. Обновление МТП производилось в ЗАО “Дашковка”, за счет оборотных средств предприятия приобретено: 7 тракторов, 1 картофелеуборочный комбайн, 2 агрегата для внесения удобрений, 3 дождевальных установки. Качество семян (зерновые, травы, овощи и картофель) проверяется в Серпуховском межрайонном филиале ФГУ “Россельхозцентр” по Московской области постоянно по мере приобретения.
За период с 2007 по 2009 год проводились ремонтно-эксплуатационные внутрихозяйственные работы (очистка и окашивание оросителей, ремонт гидрантов) на площади 541 га за счет хозяйственных средств.
Тенденция развития предприятия за период 2007-2009 годы.
Таблица 7. - Отчет о прибылях и убытках
Наименование показателей | Ожидаемый прирост 2009 г. к 2007 г., % |
Чистый объем продаж | 72,25 |
Себестоимость | 60,03 |
Валовая прибыль | 151,91 |
Общие издержки | 103,67 |
Операционная прибыль | 232,65 |
Проценты к получению | -30,20 |
Проценты к выплате | -79,68 |
Другие внереализационные доходы | 178,21 |
Другие внереализационные расходы | 61,17 |
Прибыль до налога | 349,21 |
Налог на прибыль | 216,99 |
Чистая прибыль | 424,39 |