Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………
Рисунок 7. Контрольный листок
Рисунок 8. Связь между видами дефектов и числом дефектных изделий
На основе проведённого анализа в области качества продукции на ЗАО «Дашковка» можно сформулировать следующие предложения:
1. Начать применение контрольных листков.
2. Каждый год появляются новые технологии, более модернизированные и автоматизированные, применение которых приведёт к снижению издержек производства. Предприятию необходимо постоянно следить за научно техническими достижениями как отечественными, так и зарубежными.
3. Предприятию можно посоветовать применение специальных удобрений при выращивании овощей и картофеля в открытом грунте. Во многих стран практикуется внесение в грунт ряда специальных удобрений с целью улучшения качества овощей - объёма, формы, структуры и свойств, вкуса и аромата.
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции
Качество продукции - совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции находится в постоянной динамике и является крайне неустойчивой категорией.
Можно сказать, что на данном предприятии очень строго следят за качеством выпускаемой продукции, но в этом году лето выдалось аномально жаркое и некоторый объем продукции не соответствовал требованиям стандарта. Качество на рынке сегодня ценится больше всего отечественными потребителями. На рынке очень много разных производителей, но далеко не все следят за качеством выпускаемой продукции и её соответствием с ценой товара. Но, такие продавцы на рынке, редко находят своих постоянных покупателей и в результате, чаще всего такие предприятия очень скоро прекращают своё существование.
Можно сделать вывод, что в сентябре у ЗАО «Дашковка» были некоторые сложности по качеству продукции, но они были устранены в короткие сроки и предприятие снова начало выпускать продукцию лучшего качества. Данное предприятие на протяжении многих лет борется за своё существование, и успело зарекомендовать себя как производителя доброкачественной продукции по доступной цене.
Использование контрольных листков позволит более наглядно видеть количество дефектов за определенный отрезок времени, и какие их них требуют устранения в первую очередь (Табл. 10.). Контрольный листок является хорошим статистическим материалом для дальнейшего анализа и изучения проблем производства и уменьшения уровня дефектности. Введение использования контрольных листков не требует больших затрат и очень удобен в использовании.
Таблица 10. - План организационных мероприятий по внедрению предложений по устранению причин несоответствия продукции
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Начать использование контрольных листков | До 1 декабря 2010 г. | Технолог |
Увеличить контроль качества поступления сырья (семян) | С 1 января 2011 г. | Технолог |
Приобрести новое оборудование | С 1 января 2011 г. по 1 февраля 2012 г. | Директор предприятия, зав. пекарней |
Для увеличения контроля качества сырья необходимо участить контроль при поступлении и более тщательно заниматься его проверкой, в период, когда наиболее возможно его низкое качество, не смотря на то, что присутствует сертификат соответствия.
Экономический эффект от внедрения мероприятий по устранению причин несоответствия продукции.
Прибыль от продажи молока за месяц на предприятии составляет около 544 000 рублей. Затраты на производство молока около 254 000 рублей. Потери от брака продукции не ушедшие на продажу составили около 53 000 рублей.
Д = П – З - Б, где (1)
Д – доход предприятия
П – прибыль от продаж
З – затраты на производство
Б – потери от брака
Д = 544 000 – 254 000 – 53 000 = 237 000 руб.
Доход предприятия составил 237 000 рублей, затраты в общей сумме 307 000 рублей. Из расчета видно, что расходы превышают доходы на 70 000 рублей. Причиной такого превышения послужило наличие несоответствия в производстве. Были выявлены дефекты, которые стали причиной убытков, продукция не была отправлена на продажу, следовательно, расходы предприятия не оправдались. В связи с потерями от брака доход предприятия уменьшился на 53 000.
После принятия мероприятий по устранению причин несоответствия доход предприятия увеличится, будут устранены причины по которым происходит дефект, затраты на его покрытие уменьшатся.
Для устранения дефекта высокой влажности молока созданы все условия, но этого не достаточно для более быстрого абсолютного его устранения. Если учесть, что потери от брака составили 53 000 рублей, то можно приобрести новое оборудования (стерилизатор, сепаратор), стоимость которого около 30 000 рублей. Следовательно, выгоднее один раз вложить деньги в оборудование и всегда получать от него доход. В таком случае в первый месяц после приобретения этого оборудования доход увеличится на 23 000 рублей (53 000 – 30 000), а в последующие 53 000 рублей.
Д = П – З – Н, где
Н – новое оборудование
Д = 544 000 – 254 000 – 30 000 = 260 000 руб.
Таким образом, в первый месяц, после приобретения оборудования доход составил 260 000 рублей, что на 6 000 рублей больше расходов.
Д = 544 000 – 254 000 = 290 000 руб.
Во втором месяце доход равен 290 000 рублей, на 36 000 рублей больше расхода.
Из расчетов можно сделать вывод, что экономический эффект от внедрения мероприятий по устранению причин несоответствия составил 53 000 рублей, то есть у предприятия расходы только запланированные и не превышают дохода. Причины несоответствия продукции будут устранены в короткие сроки и с наименьшими затратами.
Заключение
Качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции на предприятии - важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
Качество продукции и цена потребления - важные и главные, но не единственные факторы конкуренции. Недостаточно ограничиваться оценкой уровня конкурентоспособности до выхода на рынок. Следует относиться к формированию ситуации на рынке активно - приобретать имидж, влиять на соотношение между спросом и предложением (кредитование покупателей, развитие сбытовой сети, рекламная деятельность и т.п.). Качество продукции является главным конкурентообразующим фактором.
Характеристики качества прямо пропорциональны показателям конкурентоспособности. Структура оценки показателей конкурентоспособности вытекает из практики.
Так, в недавнем прошлом экспортное управление Ирландии провело опрос экспертов фирм многих стран: «Какой фактор является для них определяющим при выборе поставщика?» Результат показал, что большее влияние на принятие решения в этом варианте оказывает качество товара. Цена товара неразрывно связана с его качеством и прямо ему пропорциональна. Интересы потребителя к качеству и цене продукции противоположны. Опросы потребителей Германии в 1989 году подтвердили приоритет качества продукции перед ее ценой - 80% потребителей на первое место поставили именно качество.
Наиболее полное и всестороннее оценивание качества обеспечивается, когда учтены все свойства анализируемого объекта, проявляющиеся на всех этапах его жизненного цикла: при изготовлении, транспортировке, хранении, применении, ремонте, техническом обслуживании.
Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.
Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.
Все большее освоение новой для нашей страны экономической среды воспроизводства, т.е. рыночных отношений, диктует необходимость постоянного улучшения качества с использованием для этого всех возможностей, всех достижений прогресса в области техники и организации производства.
В современных экономических условиях комплексное решение проблемы улучшения качества усложняется. Никакая экономика не выдержит затрат на многочисленные переделки, доводки, ремонты, ликвидации последствий аварий и т.д. Временными мерами эту сложную проблему не решить.
Поэтому необходимы активный поиск новых форм, создание и развитие единой государственной системы управления качеством на всех уровнях - от малых предприятий до отраслей и государственных служб.
Пищевая промышленность относится к одним из самых перспективных отраслей экономики. Надо отметить, что необходимо развивать деятельность сельскохозяйственных предприятий, потому что они могут обеспечить более высокое качество продукции, потому что при относительно малых объемах производства легче производить продукцию высокого качества.
Основными направлениями дальнейшего развития пищевой отрасли являются увеличение промышленного производства изделий путем строительства новых ферм, освоение новых плантаций овощей и реконструкции и перевооружения уже существующих; расширение ассортимента; улучшение качества и повышение пищевой ценности выпускаемой продукции. Большое внимание уделяется совершенствованию и внедрению новой техники и новых прогрессивных технологий.
В подведение итогов по данному дипломному проекту на тему «Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции на примере продовольственных товаров» можно сделать ряд основных выводов:
- рассмотрены и изучены теоретические и методологические аспекты регулирования качества и конкурентоспособности продукции на примере продовольственных товаров, в частности основные положения государственного регулирования качества, система качества, сущность конкурентоспособности и основные подходы развития политики качества на предприятии, как основного фактора конкурентоспособности. Так же освоены ключевые понятия проблемы управления качеством на предприятии, такие как качество труда, качество средств труда и предметов труда, способы оценки качества, стандартизация, сертификация и др.
- проведен комплексный анализ сельскохозяйственной деятельности ЗАО «Дашковка» МО, Серпуховского района, который позволил выявить как положительные стороны, так и отрицательные моменты управления качеством и конкурентоспособностью своей продукции. Проблемы ЗАО «Дашковка» в сфере регулирования качества не многочисленны, но существенны. В такой ситуации решение стратегической задачи развития системы управления качеством продукции лежит в нескольких плоскостях: внедрение современной системы качества на предприятии, создание управленческой технологии, обеспечивающей интеграцию и мобилизацию потенциала всех субъектов деятельности, использование статистических методов управления качеством продукции для максимального устранения дефектов продукции.