Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:20, дипломная работа
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Введение……………………………………………………………………...4
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..26
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………..51
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение…………………………………………………………………60
Список литературы…………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке………………………………………10
1.1. Нормативно-правовая база регулирования качества продукции…..10
1.2. Конкурентоспособность как категория национального хозяйства...21
1.3. Методические подходы и показатели анализа качества и конкурентоспособности продукции………………………………………………..
2. Характеристика производственной деятельности ЗАО «Дашковка» …………………………………………………………………..29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………...29
2.2. Анализ формирования качества продукции………………………..31
2.3. Оценка конкурентоспособности продукции……………………….45
3. Разработка рекомендаций по устранению несоответствия качества продукции ЗАО «Дашковка»……………………………………………………
3.1. Модель системы управления качеством продукции………………..51
3.2. Использование статистических методов……………………………53
3.3. Мероприятия по устранению дефектов продукции………………...56
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Государственное регулирование качества и конкурентоспособности продукции состоит в формирование более эффективной системы хозяйствования в современных условиях рыночной экономики. Эффективность государственного регулирования уровня качества и конкурентоспособности продукции, которые изготовляются предприятиями, состоит в следующем:
- высококачественная и конкурентоспособная продукция всегда в полной мере и лучше удовлетворяет социально-экономические потребности в ней;
- повышение качества продукции является специфической формой проявления закона экономии рабочего времени: общая сумма затрат общественной работы на изготовление и использование продукции более высокого качества, даже если достижение такой связанно с дополнительными затратами, значительно сокращается;
- конкурентоспособная продукция обеспечивает постоянную финансовую стабильность, а также получение максимально возможной прибыли;
- многоаспектное влияние повышения качества и, как правило, конкурентоспособности продукции не только на производство и эффективность хозяйствования, но и на имидж и конкурентоспособность производства в целом.
Проблема повышения эффективности регулирования качества и конкурентоспособности продовольственных товаров в настоящее время приобретает все большую актуальность.
Проведенный анализ правовой и нормативной базы в области регулирования качества товаров, а также обобщение и изучение результатов деятельности государственных контролирующих органов позволили констатировать: действующий, недостаточно отрегулированный механизм управления качеством не позволяет органам контроля и надзора более эффективно осуществлять возложенные на них функции и выполнять поставленные перед ними задачи по защите прав и интересов потребителей. Для этого требуется дальнейшее совершенствование исполнительно-распорядительной деятельности федеральных и региональных органов власти и, прежде всего, контроля и надзора в сфере обеспечения качества товаров. Выявить и прекратить реализацию недоброкачественных и фальсифицированных товаров удается во многих случаях только в процессе осуществления проверочных мероприятий со стороны контролирующих органов.
Качество товаров, поступающих на российский продовольственный рынок, далеко не всегда отвечает обязательным требованиям стандартов. Несмотря на многочисленные проверки со стороны контролирующих органов и довольно жесткие санкции, предусмотренные действующим законодательством за торговлю некачественными товарами, обстановка, сложившаяся на потребительском рынке по России, оставляет желать лучшего.
Кроме того, государственная экономическая политика, направленная на сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность организаций, в том числе путем сокращения количества контролирующих органов, сужения полномочий, не позволит осуществлять необходимую защиту интересов и прав потребителей.
В работе исследуется сущность административно-правового регулирования качества товаров и его роль в обеспечении защиты прав потребителей на безопасные для жизни и здоровья продукты питания. Ведь именно продовольственные товары, качество которых не соответствует установленным требованиям, могут представлять потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан и, прежде всего, социально незащищенных слоев населения.
Формами административно-правового регулирования являются разработка первоочередных задач государственного регулирования общественных отношений, возникающих между органами государственной власти, производителями (продавцами, поставщиками) и потребителями пищевых продуктов по поводу обеспечения качества товаров, построение организационно-функциональной системы специально уполномоченных государственных органов в данной области; определение основополагающих функций управленческой деятельности в сфере государственного управления качеством товаров. Исследование названных направлений в деятельности органов государственного управления качеством продуктов питания и определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является Закрытое Акционерное общество «Дашковка» Серпуховского района Московской области.
Предметом исследования является система регулирования качества и конкурентоспособности продовольственной продукции в современных российских условиях.
Цель дипломного проекта – совершенствование качества производства продовольственной продукции, как основного фактора её конкурентоспособности на рынке.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические, методологические и нормативно-правовые основы качества и конкурентоспособности продуктов питания в современных условиях.
2. Проанализировать систему управления качеством и конкурентоспособностью выпускаемой продукции ЗАО «Дашковка».
3. Разработать и обосновать систему мероприятий и направлений повышения эффективности государственного регулирования качества и конкурентоспособности продукции.
Научная новизна данной работы:
- Систематизация теоретических, методологических и нормативных подходов регулирования качества и конкурентоспособности продукции;
- Установление особенностей и закономерностей практики регулирования качества и конкурентоспособности продукции;
- Разработка модели системы качества продуктов питания;
Практическая значимость данной работы состоит в том, что результаты исследования, основанные на разработке и обоснование системы направлений и механизмов регулирования качества и конкурентоспособности продукции, могут быть использованы в ЗАО «Дашковка» Серпуховского район Московской области в целях повышения качества и, как правило, конкурентоспособности выпускаемой продукции. А также результаты исследования могут быть полезны государственным структурам при разработке нормативов и технических регламентов безопасности и качества пищевых продуктов.
Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные и прикладные исследования, труды отечественных и зарубежных ученых в области качества и конкурентоспособности продукции, концепции, доктрины и программы Роспотребнадзора РФ по вопросам повышения уровня качества продуктов питания; законодательные и нормативные документы федеральных и региональных органов власти; законодательные и нормативные акты.
При всей важности проблемы обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров путем действенной государственно-управленческой деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти на данном этапе экономического развития страны, комплексные исследования, посвященные административно-правовому регулированию качества товаров, и в том числе продовольственных, особенно применительно к современному периоду, практически отсутствуют.
Общетеоретические вопросы осуществления государственного управления, изучение функций, форм и методов исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов получили освещение в трудах таких ученых - административистов, как В.Б.Аверьянова, Г.В.Атаманчука, И.Л.Бачило, А.П.Лончакова, А.Е.Лунева, Ю.М.Козлова, Г.И.Петрова, Ю.А.Тихомирова, Ц.А.Ямпольской и других.
Различные аспекты государственного управления качеством продукции разрабатывали Л.И. Брославский, М.Б. Емельянова, A.M. Запорожец, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов, А.П. Лончаков. В.И. Новоселов, В.М. Огрызков, В.Ф. Опрышко, Н.И. Побежимова.
Гражданско-правовые вопросы регулирования качества рассматривались Н.А. Бариновым, В.С. Белых, В.П. Грибановым, И.А. Зениным, Н.М. Кониным. М.Н. Семякиным, В.С. Шелестовым.
Вопросы обеспечения качества на уровне предприятия освещались юристами Л.Г. Коняхиным, А.Р. Саркисовым, С.Д. Цыпкиным, Н.П. Черноморченко, С.К.Юдельсоном.
Технико-экономические проблемы понятия качества и вопросы его обеспечения нашли отражение в монографиях И.П. Бардина, Л.И. Берга, В.В. Бойцова, О.А. Семина, З.И. Цунца, Г.Д. Крыловой, М.В. Латышева и др.
Что же касается конкурентоспособности продукции, то этой проблемой занимались: Фатхутдинов Р.А., Чепурной И. П., Мишин В.М., Магомедов Ш.Л., Печенкин А., Фомин В., Чубинский А. и др.
Однако, несмотря на столь значительное количество трудов по данной проблематике эта сфера представляется еще недостаточно изученной. Так как сегодня общество подвержено быстрым и подчас неожиданным изменениям. Поэтому возникает настоятельная необходимость в получении свежей объективной эмпирической информации и ее теоретического осмысления с учетом новых данных.
Таким образом, выход из создавшегося положения видится в разработке и введении в действие государственных стандартов качества, развитие законодательства и системы ответственности за нарушения при производстве, торговле и рекламе пищевых продуктов, открывающие путь фальсифицированной продукции.
В связи с особой актуальностью и сложным характером проблемы (вопросы качества продовольствия курируются Минсельхозпродом, Минздравом, Госстандартом, Роспотребнадзором, Госторгинспекцией и другими ведомствами), возможно, целесообразной явилась бы организация межведомственного совета по координации работ в области качества и конкурентоспособности пищевой продукции по всей цепочке товародвижения от «поля до стола».
В условиях рыночной экономики обеспечение качества производимой продукции, является залогом того, что предприятие выживет, останется на плаву, не прекратит свое существование. Следовательно, бюджеты всех уровней пополнятся налоговыми сборами взимаемых с предприятия. Население будет обеспечено рабочими местами и средствами к существованию. В масштабах всей страны работа каждого предприятия приводит к росту валового внутреннего продукта. Можно сказать, что обеспечение качества ведет страну к экономическому процветанию.
1. Общее состояние обеспечения качества и конкурентоспособности продуктов питания на российском рынке
1.1 Нормативно-правовая база регулирования качества
продуктов питания
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности, определенная в Концепции государственной политики в области здорового питания населения РФ, формирует принципиально новые задачи. При этом главное внимание обращается на качество пищевых продуктов и их соответствие медико-биологическим требованиям. Усиление контроля за качеством и безопасностью продовольствия, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов питания названы в числе первоочередных мер в рамках государственной политики оздоровления питания [23, с. 110].
Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.
Наилучших результатов в создании и выпуске конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию [18, с. 38].
Управление качеством продукции – это целенаправленный процесс воздействия на объекты управления, осуществляемый при создании и использовании продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого ее уровня качества, удовлетворяющего требованиям потребителей [27, с. 29].
В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории [18, с. 38]:
Объект регулирования качества продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика.
Субъектом регулирования качества продукции являются управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.
Цель регулирования – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности продукции [18, с. 40].
Методы и средства регулирования качества продукции – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Регулирование качеством использует следующие четыре типа методов: экономические методы, методы материального стимулирования, организационно – распорядительные методы, воспитательные методы.