Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:54, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг».
Достижению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть историю развития и организацию управления ООО «Дельмар-Шиппинг»;
- оценить конкурентоспособность промышленного предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Дельмар-Шиппинг» и оценить их эффективность.
Объектом исследования является предприятие г. Владивостока - ООО «Дельмар-Шиппинг».

Содержание

Введение....................................................................................................................4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия...............7
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности.................................7
1.2 Критерии конкурентоспособности предприятия.................................10
1.3 Методология оценки конкурентоспособности.....................................18
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг»......27
2.1 Организационная характеристика предприятия
ООО «Дельмар-Шиппинг.......................................................................27
2.2 Технико-экономические показатели деятельности
ООО «Дельмар-Шиппинг».....................................................................34
2.3 Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия..............40
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности
ООО «Дельмар- Шиппинг»...................................................................................52
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности
ООО «Дельмар-Шиппинг»....................................................................52
3.2 Разработка мероприятия по ценовой политики и оценка ее
эффективности.........................................................................................61
Заключение..............................................................................................................68
Список использованных источников....................................................................71

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 356.70 Кб (Скачать)

Методика оценки конкурентного  преимущества опирается  на сущность ценности, явившейся источником получения  преимущества, и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба  распространения и других условий. Критический анализ литературы авторов Боровских Н. и Портера М. позволяет выделить следующие критерии конкурентоспособности, представленные на рисунке 1.

Обеспеченность производственными  и материально-техническими ресурсами

 

Обеспеченность кадрами

 

Система управления организацией

Эффективность производственной деятельности предприятия

 

Деловая активность предприятия и  эффективность организации сбыта

 

Конкурентоспособность продукции

 

Финансовое состояние  организации

 

Имидж и качество обслуживания





 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рисунок 1 – Номенклатура критериев конкурентоспособности

Критерии конкурентоспособности  организации подразделяют на внешние, проявление которых в малой степени  зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. 

Внешние критерии обусловлены  уровнем конкурентоспособности  страны, отрасли; государственной поддержкой малого и среднего бизнеса; правовым регулированием функционирования экономики; научным уровнем управления экономикой; национальной системой стандартизации и сертификации; государственной поддержкой развития человека; качеством информационного обеспечения управления; налоговыми и процентными ставками; наличием доступных и дешевых природных ресурсов; системой подготовки и переподготовки управленческих кадров.

Внутренние критерии конкурентоспособности  организации достигаются и реализуются  персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Условно  внутренние критерии организации подразделяются на шесть групп, которые представлены на рисунке 2.



 

структурные

ресурсные

технические

управления

рыночные

эффективности


Рисунок 2 – Номенклатура внутренних критериев конкурентоспособности

Деятельность предприятия направленная в сторону увеличения конкурентоспособности создает для самого предприятия конкурентные преимущества перед другими участниками конкурентной борьбы.

Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может  быть любым.

Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и  потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.

Одним из условий достижения высокой конкурентоспособности  является наличие у организации  конкурентного персонала [47].

Проявление конкурентных преимуществ  персонала определяется внешними или внутренними условиями. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами  организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.

Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные, как видно из рисунка 3.

Конкурентные преимущества работника




Преимущества конституционного характера

 

Преимущества инновационного характера


 

Пол, возраст, внешние

данные

Профессиональная подготовка, стаж работы

     

Состояние здоровья

Уровень образования,

уровень квалификации

     

Семейное положение,

связи, знакомства

Профессиональная 

мобильность

     

Национальность,

гражданство

Готовность к профросту и

совершенствованию


Рисунок 3 – Группировка конкурентных преимуществ работника

Анализ научной литературы показал, что отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления  опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности – одаренность, талант, гениальность – в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистически определяются наследственными факторами. Индивидуум  тренировкой и другими способами может улучшить свои наследственные параметры [16].

Приведенный перечень конкурентных преимуществ  персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе они, конечно, будут уточняться. При рассмотрении преимуществ конкретной категории  работников эти преимущества должны быть согласованы с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.

От того, насколько конкурентоспособен персонал предприятия во много зависит  и конкурентоспособность продукции.

Исходя из критического анализа  литературы видно, что для оценки конкурентоспособности продукции используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические, представленные на рисунке 4.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Классификация критериев конкурентоспособности

Потребительские критерии конкурентоспособности  определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики продукции.

Среди потребительских критериев  особое место занимает качество товаров. Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность.  Например, для многих товаров престижного спроса социальное назначение играет основную роль при выборе товар.

Потребители могут отдавать свои предпочтения продукции с улучшенными экологическими свойствами, а также фирмам, которые вносят определенный вклад в охрану окружающей среды.

 Анализ научной литературы  показал существование проблемы  в определенном несовпадении оценки качества товара, проектируемого на этапе разработки, сформированного на этапе производства и окончательном потреблении. Разрыв между реальным качеством и требованиями к нему потребителей оказывает существенное влияние на потребительские предпочтения, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Чем меньше этот разрыв, тем выше конкурентоспособность.

Для выявления потребительских  оценок уровня качества целесообразно  применять социологический метод (устное или письменное анкетирование), а для формирования и корректирования правильности оценок — информационный (доведение сведений о товаре с помощью разъясняющей рекламы, консультаций продавца,  СМИ и других средств).

Следует учесть, что в  условиях конкурентной среды повышение  конкурентных преимуществ предприятия требует постоянного расширения, обновления и углубления ассортимента.

Горев В. П. выделяет важнейший экономический критерий конкурентоспособности продукции заключающийся в его цене. Зачастую гибкая система скидок, снижающих потребительскую цену, обеспечивает конкурентоспособность продукции, а также массовость ее продаж [54].

Цена потребления, как  отмечает Балабанов И. Т., свойственна  услугам, когда для повышения  конкурентоспособности исполнитель устанавливает цену лишь на основную услугу или ее часть. Потребление этой основной услуги порой невозможно без ряда дополнительных услуг, оплата которых должна быть произведена потребителем. Например, отдельные туристические компании предлагают поездки за рубеж или по стране, включая в стоимость услуги только стоимость тура без стоимости авиационных или железнодорожных билетов, с дополнительной оплатой экскурсионного обслуживания, питания и т. п. При этом цена потребления услуги за счет оплаты дополнительных услуг может в несколько раз превышать реализационную цену туристической путевки.

Таким образом, цена потребления  может служить не только критерием  конкурентоспособности, но и одним  из средств создания потребительских  предпочтений для потребителей, а  также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.

Конкурентоспособность услуги определяется четырьмя показателями, значения которых  зависят от силы влияния внешних  и внутренних факторов конкурентного  преимущества услуги, представленные на рисунке 5.





 

 


 

Рисунок 5 – Группировка показателей конкурентоспособности услуги

Такие организационные критерии, как условия сбыта, качество обслуживания и послепродажную деятельность, относятся к маркетинговым методам обеспечения конкурентоспособности.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель можно лишь в сравнении с другими конкурентными показателями, являющимися базовым, принятым за основу для сопоставления [18].

Рассмотрим критерии конкурентоспособности, дополняющие традиционную пару — качество/цена, видно из рисунка 6.


 

 


 

 

 


 

 

Рисунок 6 – Группировка дополняющих критериев конкурентоспособности

Исследователи проблемы конкурентоспособности традиционно рассматривают безопасность как характеристику, входящую в условие допуска продукции на рынок и к оценке конкурентоспособности.

Подлинность, как безопасность, является естественным желанием потребителя не быть обманутым.

Критерий социальной адресности позволяет учесть индивидуальные запросы потребителей и потребности социальных групп. Объектом социальной адресности как критерия конкурентоспособности являются качество и цена.

Информативностью является качество информации о конкурентных преимуществах. Достаточность, доступность и достоверность указанной информации является мерой информативности как критерия конкурентоспособности.

Критерий потребительской  новизны отображает потребность  в разнообразии. В основной своей массе потребители положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте продукции, в сфере услуг.

Имидж товара не только восполняет дефицит информации о качестве и  его отдельных характеристиках, но и информирует о степени достоверности заключения о соответствии товара тем или иным требованиям.

По итогам анализа информационного  материала можно сделать вывод, что совершенствование номенклатуры критериев конкурентоспособности заключается в поэтапной замене критериев возможностей на критерии результатов и формировании компактного их перечня.

Факторы конкурентоспособности  непосредственных причин, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности, следует анализировать и снижать значения их влияния на отдельные критерии конкурентоспособности.

Выявляемые при оценке конкурентоспособности отклонения (в отрицательную сторону) от конкурентов побуждают изготовителя (продавца) осуществлять корректирующие действия, т.е. воздействовать на факторы с целью улучшения значения критериев.

Таким образом, формирование номенклатуры критериев с учетом всего спектра потребностей, с упором на критерии результатов — потребительские критерии - в конечном счете, это есть реализация первого принципа менеджмента качества - ориентация на потребителя [31].

Также на уровень конкурентоспособности  предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности предприятия