Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:54, дипломная работа
Целью работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленного предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг».
Достижению поставленной цели способствует выполнение следующих задач:
- изучить теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть историю развития и организацию управления ООО «Дельмар-Шиппинг»;
- оценить конкурентоспособность промышленного предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Дельмар-Шиппинг» и оценить их эффективность.
Объектом исследования является предприятие г. Владивостока - ООО «Дельмар-Шиппинг».
Введение....................................................................................................................4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия...............7
1.1 Сущность и содержание конкурентоспособности.................................7
1.2 Критерии конкурентоспособности предприятия.................................10
1.3 Методология оценки конкурентоспособности.....................................18
2 Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Дельмар-Шиппинг»......27
2.1 Организационная характеристика предприятия
ООО «Дельмар-Шиппинг.......................................................................27
2.2 Технико-экономические показатели деятельности
ООО «Дельмар-Шиппинг».....................................................................34
2.3 Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия..............40
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности
ООО «Дельмар- Шиппинг»...................................................................................52
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности
ООО «Дельмар-Шиппинг»....................................................................52
3.2 Разработка мероприятия по ценовой политики и оценка ее
эффективности.........................................................................................61
Заключение..............................................................................................................68
Список использованных источников....................................................................71
Методика оценки конкурентного преимущества опирается на сущность ценности, явившейся источником получения преимущества, и зависит от ее содержания, источника происхождения, динамичности проявления, масштаба распространения и других условий. Критический анализ литературы авторов Боровских Н. и Портера М. позволяет выделить следующие критерии конкурентоспособности, представленные на рисунке 1.
Обеспеченность |
Обеспеченность кадрами |
Система управления организацией |
|
Эффективность производственной деятельности предприятия |
Деловая активность предприятия и эффективность организации сбыта |
Конкурентоспособность продукции |
Финансовое состояние организации |
Имидж и качество обслуживания |
Рисунок 1 – Номенклатура критериев конкурентоспособности
Критерии
Внешние критерии обусловлены уровнем конкурентоспособности страны, отрасли; государственной поддержкой малого и среднего бизнеса; правовым регулированием функционирования экономики; научным уровнем управления экономикой; национальной системой стандартизации и сертификации; государственной поддержкой развития человека; качеством информационного обеспечения управления; налоговыми и процентными ставками; наличием доступных и дешевых природных ресурсов; системой подготовки и переподготовки управленческих кадров.
Внутренние критерии конкурентоспособности
организации достигаются и
структурные |
ресурсные |
технические |
управления |
рыночные |
эффективности |
Рисунок 2 – Номенклатура внутренних критериев конкурентоспособности
Деятельность предприятия
Для конкретного предприятия
Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность.
Одним из условий достижения высокой конкурентоспособности является наличие у организации конкурентного персонала [47].
Проявление конкурентных преимуществ персонала определяется внешними или внутренними условиями. Как правило, внешние условия являются решающими в достижении конкурентоспособности. В соответствии с такими законами организации, как закон наименьших и закон пропорциональности, специалист с наименьшей конкурентоспособностью будет подтягиваться (стремиться) к специалистам с наивысшей конкурентоспособностью.
Внутренние, или индивидуальные, конкурентные преимущества персонала по природе можно условно подразделять на наследственные и приобретенные, как видно из рисунка 3.
Конкурентные преимущества работника |
Преимущества конституционного характера |
Преимущества инновационного характера |
Пол, возраст, внешние данные |
|
Профессиональная подготовка, стаж работы |
Состояние здоровья |
|
Уровень образования, уровень квалификации |
Семейное положение, связи, знакомства |
|
Профессиональная мобильность |
Национальность, гражданство |
|
Готовность к профросту и совершенствованию |
Рисунок 3 – Группировка конкурентных преимуществ работника
Анализ научной литературы показал, что отнесение конкурентных преимуществ персонала к наследственным или приобретенным в какой-то мере условно. Например, способность к данному виду деятельности развивается по мере накопления опыта в данной сфере. Остальные аспекты способности – одаренность, талант, гениальность – в большей мере являются наследственными. Физические данные человека среднестатистически определяются наследственными факторами. Индивидуум тренировкой и другими способами может улучшить свои наследственные параметры [16].
Приведенный перечень конкурентных преимуществ персонала является ориентировочным, в конкретном коллективе они, конечно, будут уточняться. При рассмотрении преимуществ конкретной категории работников эти преимущества должны быть согласованы с миссией и стратегией социальной или производственной системы, в которой трудится работник.
От того, насколько конкурентоспособен
персонал предприятия во много зависит
и конкурентоспособность
Исходя из критического анализа литературы видно, что для оценки конкурентоспособности продукции используются косвенные критерии, которые можно подразделить на две основные группы: потребительские и экономические, представленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - Классификация критериев конкурентоспособности
Потребительские критерии конкурентоспособности определяют потребительскую ценность, или полезность, товаров и представлены двумя основополагающими характеристиками: качеством и ассортиментом. Указанная группа критериев имеет наибольшую значимость для всех потребителей, но особенно для индивидуальных, приобретающий товар сформированного ассортимента и качества для личного использования, как правило, не может изменить указанные характеристики продукции.
Среди потребительских критериев особое место занимает качество товаров. Привлекательность качества товаров для потребителей в значительной мере обеспечивает их конкурентоспособность. Например, для многих товаров престижного спроса социальное назначение играет основную роль при выборе товар.
Потребители могут отдавать свои предпочтения продукции с улучшенными экологическими свойствами, а также фирмам, которые вносят определенный вклад в охрану окружающей среды.
Анализ научной литературы
показал существование
Для выявления потребительских
оценок уровня качества целесообразно
применять социологический
Следует учесть, что в условиях конкурентной среды повышение конкурентных преимуществ предприятия требует постоянного расширения, обновления и углубления ассортимента.
Горев В. П. выделяет важнейший экономический критерий конкурентоспособности продукции заключающийся в его цене. Зачастую гибкая система скидок, снижающих потребительскую цену, обеспечивает конкурентоспособность продукции, а также массовость ее продаж [54].
Цена потребления, как
отмечает Балабанов И. Т., свойственна
услугам, когда для повышения
конкурентоспособности
Таким образом, цена потребления может служить не только критерием конкурентоспособности, но и одним из средств создания потребительских предпочтений для потребителей, а также индивидуальных потребителей товаров и услуг, требующих затрат на послепродажную деятельность.
Конкурентоспособность услуги определяется четырьмя показателями, значения которых зависят от силы влияния внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества услуги, представленные на рисунке 5.
Рисунок 5 – Группировка показателей конкурентоспособности услуги
Такие организационные критерии, как условия сбыта, качество обслуживания и послепродажную деятельность, относятся к маркетинговым методам обеспечения конкурентоспособности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что конкурентоспособность является сложным свойством, характеризуемым интегральным относительным показателем. Определить этот показатель можно лишь в сравнении с другими конкурентными показателями, являющимися базовым, принятым за основу для сопоставления [18].
Рассмотрим критерии конкурентоспособности, дополняющие традиционную пару — качество/цена, видно из рисунка 6.
Рисунок 6 – Группировка дополняющих критериев конкурентоспособности
Исследователи проблемы конкурентоспособности традиционно рассматривают безопасность как характеристику, входящую в условие допуска продукции на рынок и к оценке конкурентоспособности.
Подлинность, как безопасность, является естественным желанием потребителя не быть обманутым.
Критерий социальной адресности позволяет учесть индивидуальные запросы потребителей и потребности социальных групп. Объектом социальной адресности как критерия конкурентоспособности являются качество и цена.
Информативностью является качество информации о конкурентных преимуществах. Достаточность, доступность и достоверность указанной информации является мерой информативности как критерия конкурентоспособности.
Критерий потребительской новизны отображает потребность в разнообразии. В основной своей массе потребители положительно оценивают инновации в производстве и ассортименте продукции, в сфере услуг.
Имидж товара не только восполняет дефицит информации о качестве и его отдельных характеристиках, но и информирует о степени достоверности заключения о соответствии товара тем или иным требованиям.
По итогам анализа информационного
материала можно сделать вывод,
что совершенствование
Факторы конкурентоспособности непосредственных причин, наличие которых необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности, следует анализировать и снижать значения их влияния на отдельные критерии конкурентоспособности.
Выявляемые при оценке
конкурентоспособности
Таким образом, формирование номенклатуры критериев с учетом всего спектра потребностей, с упором на критерии результатов — потребительские критерии - в конечном счете, это есть реализация первого принципа менеджмента качества - ориентация на потребителя [31].
Также на уровень конкурентоспособности
предприятия важнейшее
Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию конкурентоспособности предприятия