Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа
Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………
Для характеристики возрастного состава и морального износа фонды группируются по продолжительности эксплуатации (до 5,5 – 10, 10-20 и более 20 лет), рассчитывается средний возраст оборудования.
Техническое состояние основных фондов на ООО «Хикари» может улучшиться за счет их более интенсивного обновления.
Обеспеченность ООО «Хикари» отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического наличия с их плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции. Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности ООО «Хикари» основными производственными фондами, являются фондовооруженность и техническая вооруженность труда.
Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается отношением среднегодовой стоимости промышленно – производственных фондов к среднесписочной численности рабочих в наибольшую смену (имеется в виду, что рабочие, занятые в других сменах, используют те же средства труда).
Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену. Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.
Для обобщающей характеристики интенсивности и эффективности
использования основных средств служат показатели:
фондорентабельность (отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных средств) = 0, 002;
фондоотдача основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов) = 0, 93;
фондоотдача активной части основных производственных фондов (отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств) = 0,04;
фондоемкость (отношение среднегодовой стоимости ОПФ к стоимости произведенной продукции за отчетный период) = 1,07;
В процессе анализа изучаются динамика перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, проводятся межхозяйственные сравнения.
Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:
R = ФО опф · Rвп.
Как сказано выше, к обобщающим показателям относятся фондоотдача, фондоемкость и фондорентабельность. Например, фондоотдача в 2005 году в ООО «Хикари» составляла 3,62, а в 2006 году – 3,83, повышение показателя составляет 105,77%.
На основании такого расчета можно установить неиспользованные резервы повышения уровня рентабельности основных производственных фондов. За счет увеличения доли действующего оборудования в активной части фондов, сокращения сверхплановых целодневных и внутрисменных простоев и повышения коэффициента сменности до планового уровня ООО «Хикари» может повысить рентабельность основных фондов, и наоборот. Например, коэффициент сменности в ООО «Хикари» в 2006 году составлял 1,3, а в 2005 году – 1,25, снижение показателя составляет 96,15. А коэффициент наличия машин и оборудования в 2005 году составлял 0,5951, а в 2006 году – 0,6325, повышение показателя составляет 106,28 %.
Коэффициент установленного оборудования в ООО «Хикари» в 2005 году составлял 0,949, а в 2006 году – 0,92, снижение показателя составляет 96,84 %.
Коэффициент действующего оборудования в 2005 году составляла 0,973, а в 2006 году – 0,95, повышение показателя составляет 97,64 %.
Основную часть прибыли ООО «Хикари» получает от реализации работ и услуг. В процессе анализа изучаются состав, динамика прибыли.
Наблюдается увеличение суммы доходов в 2005 году, предприятие выполнило запланированную работу за 2006год.
При этом себестоимость работ, услуг по основному виду деятельности увеличивается.
Таким образом, финансовые результаты деятельности ООО «Хикари» характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль ООО «Хикари» получает от реализации выполненных работ и услуг. Анализ показал, что финансовые результаты деятельности ООО «Хикари» постепенно улучшаются.
Прибыль – это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получает ООО «Хикари». Только после продажи услуг чистый доход принимает форму прибыли. Непосредственно она представляет собой разность между выручкой за вычетом всех налогов и полной себестоимостью реализованных услуг. Поэтому финансовые результаты деятельности в ООО «Хикари» изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности ООО «Хикари», эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы ООО «Хикари», в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д.
Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие имеет прибыли (убытки) от каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. На протяжении 2005-6 гг. рентабельность производственной деятельности ООО «Хикари» не снижалась. В целом производственная деятельность ООО «Хикари» прибыльна.
Выручка от выполненных работ, услуг от основной деятельности в ООО «Хикари» за 2006 год составляет 4827 тыс.руб. Сумма доходов в 2006 году составляла 5584 тыс. руб. Наблюдается увеличение суммы доходов в 2006 году и составила 6948 тыс. руб. предприятие выполнило запланированную работу за 2006год на 105%.
При этом себестоимость работ, услуг по основному виду деятельности составляет в 2004 году 4935 тыс.руб, в 2005 году – 5210 тыс.руб., в 2006 году – 6505 тыс. руб. За 2004 год в ООО «Хикари» финансовый результат от основной деятельности составляет прибыль в размере 159 тыс. руб., за 2005 год - 179 тыс. руб., за 2006 год - 404 тыс. руб. Рентабельность составила 4,6, что выше на 0,7.
Таблица 2.2.6 - Доходы, прибыль и рентабельность за 2004-2006 гг. в ООО «Хикари»
Наименование показателей
| Ед. изм. | 2004 г. | 2005 г. | 2006г. |
Сумма затрат
| Тыс.руб.
| 4935 | 5210 | 6505 |
Сумма доходов | Тыс.руб.
| 27 | 8 | 893 |
Валовая прибыль
| Тыс.руб.
| -108 | 374 | 443 |
Чистая прибыль
| Тыс.руб.
| 159 | 179 | 404 |
Общая рентабельность
| %
| -0,02 | 0,07 | 0,07 |
Таким образом, финансовые результаты деятельности ООО «Хикари» характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль ООО «Хикари» получает от реализации услуг. Анализ показал, что финансовые результаты деятельности ООО «Хикари» постепенно улучшаются: в 2006 году получена прибыль 404тыс. руб., что по сравнению с 2004 годом превышает в 2,5 раза.
Таким образом, ООО «Хикари» работал стабильно, на данный период результаты положительные. Для недопущения нестабильности необходимо работать по следующим направлениям:
вести планомерную работу с заказчиками;
вовремя оплачивать все затраты, в т.ч. за электроэнергию.
На основе анализа прибыльности предприятия, проведенного в данном пункте, можно сделать выводы о том, что в ООО «Хикари» существуют следующие резервы увеличения прибыли:
увеличение объема и реализации услуг;
повышение качества услуг.
При анализе размещения капитала проведена оценка имущественного потенциала предприятия. Показатель «сумма хозяйственных средств» дает обобщенную стоимостную оценку величины предприятия как единого целого.
Проведена оценка стоимости чистых активов. На протяжении всего исследуемого периода чистые активы ООО «Хикари» имели положительную величину. В то же время, поведение рассматриваемого показателя в течение всего периода было одинаковым. Так, произошло резкое увеличение чистых активов в 2006 году, но в течение всего последующего периода данный показатель был стабилен.
Основной удельный вес в активах предприятия в последние два года занимают оборотные активы, и результаты обусловлены повышением суммы оборотных активов.
Установлено, что основной капитал занимают основные средства.
По данным таблицы «Анализ динамики и состава оборотных активов ООО «Хикари»», увеличение величины оборотных активов, означает увеличение величины наиболее мобильной части капитала. Наибольший удельный вес в оборотных активах занимает дебиторская задолженность.
Наблюдается увеличение доли денежных средств, что характеризуется отрицательно.
Проведенный анализ показывает, что финансовое положение ООО «Хикари» в последние годы является стабильным.
Таким образом, рассмотрена деятельность ООО «Хикари», которая занимает не последнее место в сфере туризма.
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»
Для менеджеров ООО «Хикари» знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций управления создает условия принятия правильных решений.
Целеполагание как целевая функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение – постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в услугах ООО «Хикари», в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.
Цели – конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив ООО «Хикари» в процессе совместной деятельности. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением структурной деятельности.
Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами в ООО «Хикари».
Стратегия управления в ООО разрабатывается на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования, в том числе и ООО «Хикари».
При оценке любого средства воздействия менеджер ООО «Хикари» анализирует процесс управления по всем его стадиям и целевым функциям.
Планирование как целевая функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов ООО «Хикари» на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.
Концепция – идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.
Прогноз – научное предвидение возможного состояния ООО «Хикари» в будущем. Прогнозы в бизнесе ООО «Хикари» разрабатываются по сложным социально – экономическим проблемам на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.
Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый ООО «Хикари». Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в ООО «Хикари».