Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа
Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………
Также необходимо обеспечить благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие туристической инфраструктуры страны, в первую очередь, в создание сети гостиниц туркласса (2-3*). Очень важно усовершенствовать визовую стратегию в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности. Процедура получения визы должна быть упрощена, сроки ее оформления сокращены, стоимость снижена, в том числе с помощью отмены понятия «срочности».
Содействовать повышению качества обслуживания туристов Ростуризм предлагает путем введения механизма финансовых гарантий туроператоров с целью защиты прав потребителей; внедрения классификации гостиниц и других средств размещения по одобренной государством системе; совершенствования уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для туристской индустрии.
Формирование благоприятного предпринимательского климата в турбизнесе сопряжено с высокими потребительскими рисками, связанными с зачастую непрофессиональной или мошеннической деятельностью отдельных туристических компаний. При этом в отрасли пока отсутствуют эффективные механизмы, препятствующие недобросовестной деятельности и регулирующие экономическую ответственность турфирм.
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года Ростуризм разработал механизм экономической ответственности туроператоров перед потребителями туруслуг и внес с 1 июня 2007 года соответствующие изменения в действующий закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». [26]
Экономическая ответственность туроператоров будет определяться финансовыми гарантиями - в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности. Соответственно, в закон «Об основах туристской деятельности вводится понятие «финансовая гарантия», определяющее обязанность возмещения убытков и (или) ущерба, возникающих вследствие неисполнения обязательств туроператора перед потребителями туруслуг.
Предлагаемые в проекте финансовые гарантии дифференцированы в зависимости от вида туроператорской деятельности. Размеры финансовых гарантий, предусмотренные законопроектом, составляют 10 млн. рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в области международного и внутреннего туризма, и 500 тыс. рублей для туроператоров, работающих только на рынке внутреннего туризма. Эти суммы обусловлены средневзвешенной стоимостью аренды чартерного авиарейса для обеспечения возврата группы туристов и иными расходами, связанными с компенсацией ущерба, а также с учетом мировой практики экономической защиты прав потребителей туруслуг.
В связи с отменой лицензирования туроператорской и турагентской деятельности с 2007 года законопроект предусматривает ведение Единого федерального реестра туроператоров, что, прежде всего, необходимо для обеспечения реализации механизма финансовых гарантий. На основании решения о включении в Единый федеральный реестр туроператору выдается свидетельство. В свою очередь, решение о включении в реестр принимается только после предоставления фирмой соответствующей банковской гарантии или полиса страхования гражданской ответственности. Законопроектом также определены случаи, при которых свидетельство о включении в Единый федеральный реестр может быть отозвано.
Для государственного контроля за деятельностью компаний, осуществляющих турагентскую деятельность, Ростуризмом будут разработаны отраслевые стандарты по правилам оказания соответствующих услуг. Они будут утверждены руководством Ростуризма, а затем зарегистрированы в Минюсте. Если в результате проверки уполномоченным органом управления туризмом выявятся нарушения требований отраслевого стандарта либо других законодательных актов, то компания понесет административную ответственность.
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции
В Российской Федерации действует Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 года №948-1 (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
Согласно статьи 1 «Цели настоящего Закона (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)» определены организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.
Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные статьей 2 Закона.
Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Настоящий Закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
Закон не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.
Согласно статьи 5 «Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке» запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия (бездействие), как:
изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен;
навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента, согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован, и других);
создание условий доступа на товарный рынок, обмена, потребления, приобретения, производства, реализации товара, которые ставят один или несколько хозяйствующих субъектов в неравное положение по сравнению с другим или другими хозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, указанные в п. 1 настоящей статьи, могут быть признаны правомерными, если хозяйствующий субъект докажет, что положительный эффект от его действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Согласно статьи 6 «Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию» запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), которые приводят или могут привести к:
установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах; (в ред. Федерального закона от 09.10.2002 N 122-ФЗ)
разделу рынка по территориальному принципу, по объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей (заказчиков);
ограничению доступа на рынок или устранению с него других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей (заказчиков);
отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Также запрещается заключение хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашений или осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Запрещается заключение соглашения или осуществление согласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем товарном рынке хозяйствующими субъектами, получающими (потенциальными приобретателями) и предоставляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), если в результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции.
Положения настоящего пункта не применяются к хозяйствующим субъектам, совокупная доля которых на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.
В исключительных случаях соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, могут быть признаны антимонопольным органом правомерными в порядке, предусмотренном статьей 19.1 настоящего Закона, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально - экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка, либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованных действий хозяйствующими субъектами предусмотрена федеральными законами.
Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.
Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;
устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;