Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа
Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………
Идеальной туристской политики в России и в Якутии сегодня не существует. Причинами являются: отсутствие государственного подхода к вопросам развития приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности, несовершенство нормативно-правовой базы в сфере туризма, отсутствие системы вертикали власти, неисполнение федерального, регионального законодательства в сфере туризма, отсутствие механизма их реализации.
На формирование туристской политики влияет отсутствие механизма реализации нормативно-правовой базы в сфере туризма. Из-за отсутствия механизма реализации не выполнены основные задачи федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».
К таким задачам относилось:
– формирование современной нормативно-правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности;
– создание условий для развития внутреннего и въездного туризма;
– обеспечение развития социального туризма;
– поддержка развития отечественного предпринимательства в сфере туризма, в частности, малого предпринимательства;
Не выполнены задачи, определяющие перспективные направления научных исследований, включающие разработку программ специализированных видов туризма: социального, экологического, спортивно-оздоровительного, культурно-познавательного и др.
Не достигнут главный социальный эффект Программы, который состоял в создании прочных предпосылок и условий для удовлетворения потребностей населения страны в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщения к культурным ценностям, решению проблем отдыха и туризма наименее социально-защищенных слоев населения.
Не выполнены программные мероприятия в области нормативно-правовой базы.
Не разработан экономический и правовой механизмы приоритетной поддержки въездного, внутреннего и социального туризма.
Не выполнено Постановление Правительства РФ №2090р от 17.12.99 г. «Мероприятия второго этапа (1999-2005г.г.) федеральной целевой программы «Развитие туризма в Российской Федерации».
В характеристике системы программных мероприятий второго этапа Программы отражено, что не удалось осуществить в полном объеме такие работы, как разработка экономического и правового механизма приоритетной поддержки въездного и внутреннего туризма.
Социальный туризм из данной редакции по неизвестным причинам исключен.
Не выполняются мероприятия по научному обеспечению, в вопросах разработки вышеуказанных механизмов.
Отсутствует финансовое обеспечение федерального бюджета под разработку региональных и межрегиональных программ развития туризма, специализированных видов туризма в России (экологического, социального, детского и юношеского, спортивно-оздоровительного и т.д.).
Не разработаны проекты законодательных и нормативно-правовых актов по вопросам развития въездного и внутреннего туризма, обеспечивающие доступность туристских поездок для малообеспеченных и слабозащищенных слоев населения.
Не внесены в Правительство РФ предложения по системам мер, обеспечивающих безопасность в сфере туризма, внедрению системы «отпускных чеков».
Не выполнены распоряжение Правительства Российской Федерации №954р от 11.07.2002 года и Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года.
Туристской общественности не понятна позиция Правительства РФ, которое одобрило «Концепцию» при действующей федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации».
Не выполняются основные цели и задачи развития туризма, заложенные в «Концепции» по обеспечению современного высокоэффективного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских граждан в разнообразных туристских услугах.
В данной «Концепции» не прописаны новые подходы к формированию федеральной и региональной туристской политики, хотя определено, что создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности. Данная целевая установка прослеживается в разработке последующих нормативно-правовых документов в сфере туризма и вызывает серьезную озабоченность туристской общественности, занимающихся развитием внутреннего туризма.
Неправильно расставлены приоритеты по расходованию федеральных средств. «Концепция отражает, что «Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована прежде всего потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта, в т.ч. в проведении маркетинговых исследований, рекламно-информационной деятельности, организации и проведении международных туристских выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристской инфраструктуры и др».
Отсутствие федеральной туристской политики привело к невыполнению социально-значимых мероприятия по развитию внутреннего туризма, по развитию самодеятельного, спортивно-оздоровительного и социального туризма и нарушению прав граждан на отдых. В этом случае ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности (ст. 20) никто не несет.
Требует дополнительной проработки и норма, определяющая наличие туристского образования у руководителя туроператора. Двоякое трактование вызывает п., Г, ст. 4 , устанавливающий повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора - индивидуального предпринимателя.
В своих предложениях в туристское законодательство необходимо усилить правовые нормы, связанные с безопасностью в туризме. Усилить ответственность лиц за формирование неорганизованных туристских групп вплоть до уголовной ответственности.
Определенные вопросы возникают при анализе региональных программ развития туризма. Отдельные регионы при разработке туристских программ делают опору на реализацию приоритетных направлений государственного регулирования, которые определены федеральным законодательством «Об основах туристской деятельности в РФ». Определяют пути развития самодеятельного, социального, внутреннего и въездного туризма. Представляют льготы туристским организациям, занимающимся этими видами туризма.
Часто туристские программы не отражают полного спектра рекреационных возможностей регионов, рекреационной емкости тех или иных объектов размещения. Без экономического обоснования, обоснования туристских потоков планируется строительство новых гостиницы, малых форм размещений.
Планирование тех или иных мероприятий осуществляется без опоры на кадровое обеспечение, без взаимосвязи с туристско-спортивными, молодежными, общественными организациями, без привлечения трудовых коллективов хозяйствующих субъектов, туристских центров и т.д.
Многие программы не рассматривают вопросы создания или реформирования органов управления сферой туризма. Только в отдельных субъектах РФ имеются комитеты по туризму. Кадровая политика в сфере туризма требует своего совершенства.
Много вопросов возникает при анализе региональных законов о туризме. Отдельные регионы переносят правовую норму федерального закона о приоритетных направлениях государственного регулирования туристской деятельности, которыми является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма в свои законы. Другие регионы в нарушении ст. 2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» принимают законы о туризме, где нормы приоритетности противоречат федеральному законодательству.
На региональном уровне, как и на федеральном отсутствует механизм реализации заявленных приоритетов. Отсутствует нормативно-правовая база под приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности.
На федеральном и региональном уровнях отсутствуют механизмы реализации законов о туризме.
Проблемы, по которым малый туристический бизнес окажется в столь печальном положении, имеют свое название: они именуются «финансовыми гарантиями». Каждая туристическая компания с 1 июня 2007 года будет обязана обеспечить наличие страхового капитала (достаточно крупной суммы), из которого будет покрываться возможный ущерб, понесенный клиентами во время неправильно организованного отдыха или приключения. Собственно, в суммы этих обязательств в конечном итоге все и упирается. Слишком они велики - именно для малого бизнеса.
500 тыс. рублей должны гарантировать операторы, занимающиеся внутренним туризмом (в пределах России);
10 млн. рублей должны гарантировать операторы, занимающиеся выездным и въездным туризмом (поездки за рубеж и прием иностранных туристов).
Ранее в правительстве Республики Саха (Якутия) беспокоились по этому поводу, поднимался вопрос о том, что делать, чтобы не потерять туристическую отрасль, в которую государство ежегодно вкладывало, по меньшей мере, 15-16 млн. рублей с 2002 года.
В качестве наиболее вероятного плана действий предлагалось объединение республиканских туристических компаний в одну крупную структуру – как концерн или синдикат. Но исполнительная власть не желая навязывать свою волю частным предпринимателям, не захотела пойти на такие меры, считая, что к такому решению туроператоры должны прийти сами.
Развитие туризма остается в числе приоритетных направлений развития экономики республики и определенные средства в туризм будут вложены. Но республиканские власти планировали «Северный мир» -крупный туристический проект, претендовавший на создание в Якутии ОЭЗ - особой экономической зоны в области туризма и рекреации. Проект был рассчитан на 7 млрд. рублей, но, пройдя первичные отборы на конкурсе МЭРТ (Министерства экономического развития и торговли) РФ, впоследствии проект был отклонен из-за отсутствия транспортной и гостиничной инфраструктуры.
Все перечисленные проблемы касаются и ООО «Хикари» в части внутреннего туризма.
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями ООО «Хикари», определении порядка и условий функционирования компании. Функция ООО «Хикари» реализуется двумя путями: через административно-
Административно-
Разработка оптимальной организационной структуры управления является решающим моментом для компании, стремящейся реализовать поставленные цели. Соответствие структуры управления фирмой поставленным целям определяет степень успеха компании на рынке. Поэтому разработка оптимальной структуры управления компанией является одним из ключевых моментов бизнес-плана.
Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение задач и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию компании.
Основные проблемы, возникающие при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функции подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Организационная структура направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационные структуры управления производственными фирмами отличаются большим разнообразием и определяющиеся многими объективными факторами и условиями. Организационная структура фирмы и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.