Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари.doc

— 651.50 Кб (Скачать)

Полезный эффект (Р) каждого товара описывается своим набором качественных параметров, которые мы назовем потребительскими. Потребительские параметры, как правило, подразделяются на два основных вида: «жесткие» и «мягкие».

«Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, изменение, а тем более замена, которых могут осуществляться в определенных, относительно «жестких» пределах, заданных конструктивными принципами изделия.

Наиболее представительной группой «жестких» параметров являются технические параметры, которые, в свою очередь, распадаются на параметры назначения (классификационные, технической эффективности, конструктивные) и параметры эргономичности (точнее, параметры, непосредственно связанные с техническим исполнением изделия).

Особую группу «жестких» параметров составляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным актам и т.д. Изменение этих так называемых регламентируемых параметров, чреватое нарушением условий международных соглашении, договоренностей, контрактов и т.п., может привести к частичной или полной утрате позиций экспортера на рынке.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок заполнен разнообразными товарами, в том числе со схожими «жесткими» параметрами, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Заметим, что данная тенденция проявляется на рынках товаров не только массового спроса, но и производственного назначения[16].

Определение набора потребительских параметров товара - исходная точка анализа его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно определить. Достаточно просто это сделать для «жестких» параметров, каждый из которых имеет определенную величину (или она ему может быть приписана), выраженную в тех или иных единицах (например, мощность, размер, точность и т.п.). Сложнее обстоит дело с «мягкими» параметрами, которые, не имея, как правило, естественной физической меры, трудно поддаются непосредственной количественной оценке. Эти параметры характеризуют некоторые особенности эргономичности изделия, а также все его эстетические достоинства. Количественная их оценка и включение в анализ конкурентоспособности требуют выбора единой методологической базы (подхода).

Оценка конкурентоспособности изделия по экономическим параметрам многом сходна с анализом конкурентоспособности по потребительским параметрам, хотя здесь соизмерение показателей рассматриваемого изделия и образца происходит на стоимостной основе. (Образец в том и в другом случае должен быть одним и тем же).

После расчета параметрических индексов и веса для каждого экономического параметра можно определить сводный индекс конкурентоспособности по экономическим парамет­рам (Jc), который будет выглядеть следующим образом:

      Jp =       Ai x Ji (i=1,…m),  где

m - число анализируемых экономических параметров,

Ai -  вес 1-го параметра,,

Ji -  параметрический индекс;

         Cj

Ij = -----,  где                                                                                                                                            (1.2)

         Cj

 

Сj - значение j-го экономического параметра товара,

Сj - значение 1-го экономического параметра образца. [17]

На основе сводных индексов конкурентоспособности, но потребительским и экономическим параметрам строится общий показатель уровня конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу, отражающий различия между ними в потребительском эффекте, приходящемся на еди­ницу затрат:

 

          Jp

K = ------                                                                                                                                                          (1.3)

          Jo

 

Если К > 1, то анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К < 1 - уступает, если К = 1 - находится на одинаковом уровне.

Полученный показатель К не полно характеризует конкурентоспособность нашего изделия на внешнем рынке и как показывает практика, следует его сопоставить не с одним, а с целым рядом наиболее представительных образцов, принадлежащих разным странам и фирмам.

Таким образом, оценку конкурентоспособности можно считать удовлетворительной при сравнении нашего товара не менее чем с 15 товарами - образцами, принадлежащими не менее пяти фирмам из пяти стран.

Как правило, основным источником информации об изделиях являются каталоги. При отборе источников информации следует обратить особое внимание на полноту и сопоставимость приведенных показателей и характеризующих их данных, исключая из рассмотрения те изделия, у которых отсутствует более 50% значений показателей.

 

1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации

 

В настоящее время туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью,  сравнимой (а по некоторым данным и превосходящей) по эффективности инвестиционных вложений с автомобилестроением и нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленностью. 

В обзоре рынка въездного туризма Т. Борейко проанализировал общемировые туристские показатели,  и выяснил, что «по данным Всемирной туристской организации (ВТО) они характеризуются устойчивым ростом и превышают 2 млрд. путешествующих в течение года,  из которых более 700 млн. составляют международные туристские прибытия.  Доходы от международного туризма оцениваются более чем в 700 млрд. евро.  Сейчас туризм составляет 11% мирового ВВП,  а во многих странах служит главным источником наполнения госбюджета.  По прогнозу Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC),  в 2007 году оживление в мировой туристской индустрии добавило в общей сложности 3,8% в мировой ВВП напрямую и более 10% - с учетом косвенного (мультипликативного) воздействия».[18]

По прогнозам ВТО «количество путешествующих людей в мире увеличится к 2010 году в два раза и составит 937 млн. поездок в год, а поступления от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов США».[19] Увеличение туристских потоков предполагает возникновение новых туристских регионов, зависящих от степени развитости в них индустрии гостеприимства.

Гуляев В.Г. отметил, что «последствия постперестроечных процессов,  и связанные с этим экономическая и структурная перестройки,  а также глубокий экономический и социальный кризис,  не могли не привести к резкому обострению проблем туристской сферы.  Произошло как снижение числа туристских гостиниц и туристских баз,  так и еще более значительное сокращение числа обслуженных туристов. Одновременно с резким падением платежеспособности значительно преобладающей части населения и неадекватным возрастанием уровня транспортных расходов за этот период отмечено существенное падение объемов внутреннего туризма,  о чем свидетельствует снижение объемов пассажирских перевозок.  При огромных расстояниях,  разделяющих регионы и туристские центры,  высокий уровень затрат на перевозку фактически стал непреодолимым препятствием для значительной части населения для реализации туристских поездок.  Снижение интенсивности загрузки транспорта при неизменных объемах содержания инфраструктуры и дорожных сетей вызвало дальнейшее повышение стоимости перевозок». [20]

В настоящее время в условиях положительного изменения социально-экономической ситуации в регионах Российской Федерации туризм все чаще выступает весомым фактором стабилизации всего социально-экономического процесса, обеспечивая приток денежных средств в регионы, создавая рабочие места, прежде всего, для местного населения, стимулируя производство товаров и услуг,  улучшая инфраструктуру и коммуникации,  внося реальный вклад в улучшение платежного баланса страны. Туризм является важным средством физического и духовного оздоровления,  воспитания,  познания и повышения культурного уровня населения. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики,  как транспорт,  связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, здравоохранение,  производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

Туризм оказывает влияние на сохранение исторического и природного наследия,  развитие природного и культурного ресурсного потенциала,  ведет к гармонизации отношений между странами и народами,  заставляет правительства и организации гражданского общества активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.  Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет регионам, даже не относящихся к числу наиболее экономически развитых, завоевывать серьезные позиции на мировом туристском рынке при обязательном условии – проведении активной государственной политики в области развития туризма. 

Основными направлениями этой политики являются защита прав туристов, интересов производителей туристского продукта, всемерная поддержка внутреннего и въездного туризма. Гуляев В.Г. отмечает, что «формы такой поддержки многообразны: от прямых инвестиций, направляемых на развитие материальной базы и инфраструктуры туризма,  расходов на поддержку кадров,  научное и программно-информационное обеспечение,  продвижение туристского продукта на мировой рынок,  до налоговых и таможенных льгот,  стимулирующих приток инвестиций,  развитие внутреннего и въездного туризма».[21]

Введение института предпринимательства и закона о выезде в РФ и выезде из РФ дало мощный толчок к генерации масштабных туристских потоков,  которые внесли значимое перераспределение капиталов и приоритетов в этой сфере.  Создание в стране платежеспособного сегмента потребительского рынка вызвало оживление туристской отрасли,  созданы многие тысячи предприятий сферы туризма,  десятки тысяч рабочих мест,  значимые финансовые потоки.  Только в сфере туризма за период 1995-2006гг. трижды получили лицензию более 12 тыс. туристских фирм.  По состоянию на 2007 год в России насчитывается 5,1 тыс. туроператоров и 15,7 туристских агентств.[22]

С начала 1990-х годов можно говорить о возникновении «свободного» туризма.  В последнее десятилетие Россия активно вышла на рынок мирового туризма и является мощным поставщиком состоятельных туристов на курорты всех регионов мира.  Это ярко показывает туристская выставка MITT,  четко ориентированная на выездной туризм и проводимая в Москве ежегодно в конце марта.  Эта выставка в рейтинге мировых туристских выставок занимает пятое место по посещаемости и количеству зарубежных экспонентов,  также выставка лидирует и по запредельной стоимости экспозиционной площади и выставочных услуг.  Все это свидетельствует о пристальном внимании мировой индустрии туризма и отдыха к России как важному поставщику обеспеченных туристов.

По приему иностранных туристов в России в настоящее время показатели туристских потоков еще не достигли уровня конца 1980-х – начала 1990-х и сдерживаются рядом непреодолимых обстоятельств и факторов,  негативно характеризующих межотраслевой туристский комплекс дестинации и международные отношения,  регулирующие туристский обмен.  Несмотря на общие положительные тенденции развитии туризма в России после 1990 года и в том числе на последствия катастрофического спада активности в период дефолта 1998 года,  различные сегменты туристской отрасли и виды туризма получили резко неравномерное развитие,  что в значительной мере обуславливается уровнем платежеспособного спроса для  туризма и особенностями внешнеполитической ситуации в мире для въездного туризма.  Зорин И. В. отмечает «значимую зависимость динамики развития мирового и соответственно отечественного туризма от внешнего факторов,  локальных войн и конфликтов, но  несмотря на эти потрясения,  общая  динамика   развития  мирового  туризма  остается  положительной».[23]

По мнению Ростуризма, развитие въезда в нашу страну тормозится, во-первых, неблагоприятным для туризма образом России, который создается отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующим порядком выдачи иностранным гражданам российских виз; неразвитая туристическая инфраструктура, значительный моральный и физический износ существующей материальной базы, а также малое количество гостиничных средств размещения туркласса (2-3*) c современным уровнем комфорта. По данным Ростуризма, в 2004 году количество различных средств размещения составляло 8620, из них гостиниц – 3314, в том числе 2741, то есть 82% - некатегорийные. Немаловажный фактор, сдерживающий въездной турпоток - несоответствие соотношения цены и качества оказываемых услуг, что, в свою очередь, во многом объясняется дефицитом кадров в отрасли. Развитию инфраструктуры мешает ныне существующая инвестиционная политика в стране.[24]

Низкий уровень бюджетного финансирования не дает возможности активизировать некоммерческую рекламу туристических возможностей России – и это на фоне широкомасштабного продвижения, проводимого в нашей стране многими государствами. В среднем иностранные государства тратят на продвижение за рубежом 34 млн. евро в год, и этот бюджет ежегодно увеличивается в среднем на 20%. Средства, выделенные на соответствующие цели Россией, в текущем году составили около 3 млн. евро, то есть даже меньше, чем тратит на свою рекламу Румыния.

В 2005 году Ростуризмом был организован выпуск рекламной некоммерческой печатной продукции на 14 языках, в том числе по Югу России. Это туристические карты-схемы, фотоальбомы-каталоги и мультимедийные СD. Ростуризм принимал участие в 13 крупнейших международных выставках – в Китае, Японии, Великобритании, Германии, Испании, Италии и др. странах.

Для более активного продвижения российского турпродукта на международном рынке Ростуризм предлагает:

                  проведение широкомасштабной имиджевой рекламно-информационной кампании туристических возможностей России за рубежом;

                  развитие выставочно-ярмарочной деятельности, в том числе путем представления страны на крупнейших международных выставках единым российским национальным стендом;

                  организацию презентаций туристических возможностей России в основных странах – донорах въездных турпотоков;

                  организацию сети информационных центров для иностранных и российских туристов в наиболее посещаемых городах страны;

                  формирование современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям.[25]

Информация о работе Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари