Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа

Описание работы

Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………

Работа содержит 1 файл

диплом Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари.doc

— 651.50 Кб (Скачать)


 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

по теме

«Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия

(на примере турфирмы Хикари»)

 

Исполнитель студент

гр. Змтг – 06

6  курса

заочной формы обучения________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Якутск 2007 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Общие  теоретические  проблемы  конкуренции......6

1.1.           Определение конкуренции,  его  виды,  развитие и факторы

конкурентоспособности фирмы.............................................................................6

1.2.    Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20

1.3.    Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27

ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских

ресурсов  в  Республике Саха (Якутия)...........................................36

2.1.    Конкурентный  анализ  туристских ресурсов  в  Республике  Саха

(Якутия)..................................................................................................................36

2.2.    Характеристика  турфирмы ООО «Хикари»............................................44

2.3.    Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65

ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ООО «Хикари»..................................................................................................79

3.1.    Проблемы конкурентоспособности   ООО «Хикари»............................79

3.2.   Рекомендации  по  разработке  мер по повышению

конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86

ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных

мероприятий..................................................................................................94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...111

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям – «победа» одних и «поражение» других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.

Цель  стратегии  предприятия  заключается  в  достижении  наибольших  преимуществ  в  конкуренции.  Для  этого  нужно  использовать  те  качества  и  ресурсы,  в  которых  вы  превосходите  своих  конкурентов.

Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой.

Контроль  за  конкурентами  дает  «возможность  удовлетворить  специфические  запросы  покупателя  и  потребителя.  Зная  сильные  и  слабые  стороны  конкурентов,  вы  можете  оценить  их  потенциал  и  цели,  настоящую  и будущую  стратегию.  Это  позволит  вам  стратегически  точно  сориентироваться  на  то,  где  ваш  конкурент  слабее.  Таким  образом,  можно  расширить  собственные  преимущества  в  конкурентной  борьбе».

Разработанность темы исследования. Отдельные вопросы, рассматриваемые в работе, достаточно глубоко освещены в научной и научно-практической литературе зарубежными и отечественными авторами. Теории и практике развития туризма, стратегическому планированию туристского развития регионов, управлению развитием туризма на различных уровнях, посвящены работы Азара В.И., Бгатова А.П., Биржакова М.Б., Блохина Ю.И., Богданова Е.И., Гордина В.Э., Зорина И.В., Карповой Г.Л., Квартальнова В.А„ Кириллова А.Т., Кузнецова Ю.В., Сенина В.С. и др.

Проблема исследования. Вместе с тем, следует отметить относительно слабую изученность в отечественной литературе проблем конкурентоспособности   туризма в регионе.

Существенная информация содержится в путеводителях по Республике Саха (Якутия) и ее отдельным административным единицам и в средствах массовой информации.

Таким образом, актуальность и недостаточная проработанность проблем конкурентоспособности туризма Республики Саха (Якутия), обусловили выбор темы и характер дипломного проекта «Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари».

Цель дипломного  проекта:  разработать стратегию и  тактику  турфирмы «Хикари» для повышения конкурентоспособности.

              Задачи дипломного  проекта: 

                  дать определение конкуренции,  рассмотреть его  виды,  развитие и факторы конкурентоспособности фирмы;

                  показать развитие туристической индустрии в Российской Федерации;

                  рассмотреть нормативно – правовую базу регулирования конкуренции;

                  провести конкурентный  анализ  туристских ресурсов  в  Республике  Саха (Якутия);

                  охарактеризовать  турфирму ООО «Хикари»;

                  проанализировать конкурентоспособность турфирмы «Хикари»;

                  выявить проблемы туризма в России и Республике Саха (Якутия);

                  выявить проблемы конкурентоспособности   ООО «Хикари»;

                  дать рекомендации  по  разработке  стратегии  и  тактики  для  ООО «Хикари»;

                  рассчитать эффективность предложенных рекомендаций.

Структурно  дипломный проект состоит  из  введения,  четырех  глав,  заключения,  списка  использованной  литературы  и  приложений.   В первой главе даны общие  теоретические  проблемы  конкуренции, во второй главе проведен анализ конкурентоспособности туристских ресурсов  в  Республике Саха (Якутия), в третьей главе показаны пути повышения конкурентоспособности ООО  «Хикари», а в четвертой - рассчитана эффективность предложенных рекомендаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие  теоретические  проблемы 

конкуренции

1.1             Определение конкуренции,  его  виды,  развитие 

и   факторы конкурентоспособности фирмы 

 

Конкуренция - свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли[1].

Исследования конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг - одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.

В Федеральном законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[2] под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Вся хозяйственная деятельность предприятий подчиняется основным законам экономики, таким,  как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.

Закон конкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия для производства, и сбыта товаров и услуг. В связи с этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства,  осуществляет  экономический  отбор, поощряет  сильнейших.

В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.

Главное условие, способствующее развитию конкуренции, - эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом[3].

Путь к свободной конкуренции проходит через приватизацию и разгосударствление экономики, формирование в ней конкурентоспособных секторов, включая и государственный. Для успешного ведения конкурентной борьбы должна существовать экономическая самостоятельность участников рынка. В России в условиях перехода к рыночной экономике конкуренция из скрытой перешла в явную и стала одним из решающих факторов развития предпринимательства.

«Конкуренция - ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом» [4].

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.

Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и для неоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количество благ недостаточно в сравнении с потребностями людей.

Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов  были   Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлен. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.

Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю. Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае - об одной из разновидностей конкуренции несовершенной»[5].

Информация о работе Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия на примере турфирмы Хикари