Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:13, дипломная работа
Цель стратегии предприятия заключается в достижении наибольших преимуществ в конкуренции. Для этого нужно использовать те качества и ресурсы, в которых вы превосходите своих конкурентов.
Появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делают эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. Общие теоретические проблемы конкуренции......6
1.1. Определение конкуренции, его виды, развитие и факторы
конкурентоспособности фирмы.............................................................................6
1.2. Развитие туристической индустрии в Российской Федерации...............20
1.3. Нормативно – правовая база регулирования конкуренции....................27
ГЛАВА 2. Анализ конкурентоспособности туристских
ресурсов в Республике Саха (Якутия)...........................................36
2.1. Конкурентный анализ туристских ресурсов в Республике Саха
(Якутия)..................................................................................................................36
2.2. Характеристика турфирмы ООО «Хикари»............................................44
2.3. Анализ конкурентоспособности турфирмы «Хикари»...........................65
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ООО «Хикари»..................................................................................................79
3.1. Проблемы конкурентоспособности ООО «Хикари»............................79
3.2. Рекомендации по разработке мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Хикари»...........................................................86
ГЛАВА 4. Расчет эффективности предложенных
мероприятий..................................................................................................94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................106
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведении - соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами, был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используется для характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не для качественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в свою очередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, в экономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, а также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера, задача предпринимателя - осуществлять реализацию нововведений, бороться с рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем». Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают не пользующуюся спросом продукцию.
Другой австрийский экономист и политический философ - Ф. Фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать[6].
Из всех форм конкуренции наиболее равновесной следует признать совершенную конкуренцию, но в силу реалий современного общества наиболее распространенными рыночными структурами являются монополистическая конкуренция и олигополия.
За жалобами фирм на нечестную конкуренцию зачастую скрывается их неконкурентоспособность.
Государство, безусловно, должно проводить антимонопольную политику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов - не одно и то же, а скорее противоположности.
Этот тезис применим и для частного случая антимонопольной практики - для определения, в каком случае снижение цены означает недобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно.
Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостный результат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышения конкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.
Всю систему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две основные группы.
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества фирмы. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской фирмы, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне сферы непосредственного влияния компании[7].
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности фирмы (элементы). С учетом сказанного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской фирмы может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности фирмы, а второй и третий уровни - собственно внешние и внутренние факторы [8].
Среди внутренних факторов конкурентоспособности фирмы важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии - базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской фирмы. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов: технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки.
Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.
Основными признаками, по которым можно сгруппировать основные виды конкуренции, являются:
во-первых, субъекты конкуренции - индивидуальная и групповая;
во-вторых, характер отношений: свободная (совершенная), олигополистическая конкуренция, монополистическая конкуренция;
в-третьих, функциональное назначение: внутриотраслевая конкуренция, межотраслевая конкуренция и региональная конкуренция;
в-четвертых, методы действия: ценовая конкуренция и неценовая, добросовестная и недобросовестная конкуренция [9]
Чистая конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.
Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую. Чистая конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.
Внутрифирменная конкуренция - подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.
Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.
Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности) [10].
Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.
В последнее время стали распространяться такие виды конкуренции, как быстрота появления нового продукта на рынке или быстрота изготовления заказов клиента при этой же цене. Все виды конкурентного соперничества условно можно разделить на те, в которых соревнуются между собой производители, и те, где главными действующими лицами выступают потребители.[11]
В отечественной предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.
скрытое использование чужой торговой марки;
подделка продукции конкурента;
подкуп сотрудников конкурента;
продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
тайный сговор конкурентов на торгах;
экономический и промышленный шпионаж;
распространение ложной информации;
махинации с деловой отчетностью;
физическое уничтожение конкурента;
разглашение коммерческой тайны конкурента;
необъективная реклама.
Таким образом, конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар - синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. Но конкурентоспособный товар на мировом рынке - это не только высокое качество и достигнутый технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном пространстве и во времени, а главное - максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей. Конкурентоспособный товар предполагает очень гибкую реакцию экспортера на требования рынка и поведение конкурентов. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.
Существует тесная взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие «конкурентоспособность» значительно шире понятий «качество» и «технический уровень» продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью конкурентоспособного товара. Если качество продукта в каждый отдельный момент представляет определенную совокупность его свойств, то конкурентоспособный товар может значительно меняться в зависимости от изменения таких внешних факторов, как условия реализации, спроса и предложения.[12]
Конкурентоспособность - важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на внешние рынки, одновременно это условие эффективного ведения внешнеторговых (внешнеэкономических) операций и основа выбор средств и методов производственно-экспортной деятельности[13].
Итак, на рынке покупателя конкурентоспособность товара рассматривается с точки зрения потребителя. В условиях острой конкуренции такой подход ориентирует на достижение конкретных рыночных результатов. При этом справедливо считается, что покупателя прежде всего интересует эффективность потребления (Эп), понимаемая как отношение полезного эффекта (Р) к полным затратам на приобретение товара (С). Следовательно, условие конкурентоспособности товара с точки зрения потребителя принимает вид:
Р
Эп = — → mах (1.1)
С
Это вовсе не означает, что, обеспечивая наилучшие условия для потребителя с целью повышения конкурентоспособности на рынке, производитель должен забывать о своих выгодах.[14]
Рентабельность его собственной деятельности - необходимая предпосылка коммерческого успеха. Для того чтобы обеспечить покупателю преимущества по основным параметрам поставляемого товара (уровню цены, качеству, условиям поставки и т.п.), производитель должен расходовать соответствующие средства, выделяемые обычно из прибыли. Поэтому для производителя в практическом плане конкурентоспособность рассматривается как сравнительная прибыльность экспорта, характеризующая, в конечном счете, финансовые возможности ведения конкурентной борьбы. Подход к оценке конкурентоспособности товара с точки зрения производителя является традиционным (особенно для дефицитных рынков). Он, как правило, сформирован в стратегии экспортера и последовательно контролируется с целью обеспечения установленной рентабельности всех проводимых мероприятий. Однако надо помнить, что установка на рентабельность является необходимым, но все же недостаточным условием успеха на рынке. Успех у потребителя определяется его собственной оценкой конкурентоспособности товара. Именно поэтому экспортеры должны использовать эту оценку в качестве основного ориентира в своей работе.
Основные этапы оценки конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения. Для оценки конкурентоспособности товара производителю необходимо определить внутреннюю структуру Р и С, рассчитать величины каждого их элемента (параметра) и целенаправленно, выбрав определенную стратегию, влиять на них, максимизируя (или относительно повышая) показатель конкурентоспособности (К).[15]