Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:02, дипломная работа
Целью данного дипломного проекта является разработка проекта мероприятий по повышению качества обслуживания в ООО «Якорь».
В соответствии с поставленной целью в настоящем исследовании решаются следующие задачи:
определение понятия, цели и задач процесса обслуживания на предприятии;
анализ хозяйственной деятельности ООО «Якорь»;
разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование качества обслуживания кафе ООО «Якорь»;
оценка экономической эффективности проекта мероприятий по совершенствованию качества обслуживания кафе ООО «Якорь».
Введение 3
I. Теоретическая часть: Управление процессом обслуживания на предприятии....................................................................................................7
1.1. Понятие, цель и задачи процесса обслуживания на предприятии............................................................................................7
1.2. Структура управления качеством обслуживания на предприятии............................................................................................19
II. Аналитическая часть: Анализ хозяйственной деятельности ООО «Якорь»...........................................................................................................27
2.1. Общая характеристика предприятия.............................................27
2.2. Организационная структура управления предприятием.............31
2.3. Анализ технико-экономических показателей...............................35
2.4. Анализ ценовой политики..............................................................41
2.5. Анализ потребителей.....................................................................44
2.6. Выводы по аналитической части...................................................50
III. Проектная часть: Комплекс мероприятий, направленных на повышение качества обслуживания ООО «Якорь»....................................54
3.1. Разработка мероприятий по повышению качества обслуживания ООО «Якорь»................................................................54
3.2. Правовое обеспечение проекта......................................................60
IV. Экономическая часть: Оценка экономической эффективности проекта мероприятий по повышению качества обслуживания ООО «Якорь»...........................................................................................................65
4.1. Бюджет проекта...............................................................................65
4.2. Расчет показателей экономической эффективности проекта.....70
Заключение.....................................................................................................75
Литература......................................................................................................81
При обслуживании невозможно обойтись без вполне определенных принципов и профессиональных качеств, которые определяют этику поведения официанта, повара, бармена, буфетчика, таких, как:
Рассмотрим
основные профессиональные качества,
которыми должен обладать работник, непосредственно
связанный с обслуживанием
Доброжелательность, радушие, вежливость.
Благожелательное отношение к себе потребитель должен встречать с того момента, как он войдет в ресторан, кафе или столовую. Внимательное отношение швейцара к гостям будет содействовать повышению их психологического тонуса. Напротив, грубость, с которой посетитель столкнется у порога предприятия, не только унизит его достоинство, но и надолго испортит настроение.
В ответ на радушие обслуживающего персонала потребители стремятся быть умеренными в своих требованиях. Разумеется, забота о потребителе должна быть искренней, ведь доброта подкупает, располагает людей друг к другу. Лучшая форма проявления радушия – непринужденная, естественная улыбка.
Вежливость. В
общении с потребителями
Официанту следует всегда помнить: чем меньше вежливости проявляет потребитель, тем вежливее должен быть он сам. Ни в коем случае нельзя на недостаточно вежливое поведение потребителя отвечать ему тем же. Следует учитывать, что вежливость, как и любое другое проявление хорошего тона, вызывает положительную реакцию собеседника. Психологически вежливость со стороны официанта создает у потребителя такое ощущение, словно он получил в результате общения дополнительную услугу. Для того чтобы возникло такое ощущение, официант должен быть вежливым во всем: что и как он делает, что и как говорит. Эту вежливость должен чувствовать не только тот потребитель, который сделал заказ на крупную сумму, но и тот, который заказал столько чашечку кофе.
Вежливость – ничто без тактичности, то есть умения понять и разделить душевное состояние собеседника, проявить определенную готовность к тому, чтобы что-то сделать.
Предупредительность, обходительность.
При обслуживании
даже самых «капризных» потребителей
предлагается такой высокий уровень
культурного поведения
Работа официанта (бармена, буфетчика) должна быть привлекательной для работника. Высокое профессиональное мастерство официанта проявляется прежде всего в его поведении – естественном и непринужденном, а также в жестах и движениях, которые должны быть выразительными и красноречивыми, но не вычурными. Достигается это длительной тренировкой, критическим отношением к своей работе.
Профессиональный подход к обслуживанию означает, что все потребители независимо от пола, возраста, идейных убеждений и нравственных достоинств имеют право на внимание со стороны работников общественного питания.
Сказанное выше можно обобщить следующим перечнем правил:
Существуют различные подходы к толкованию понятия «качество услуги». «Качество услуги – это совокупность характеристик услуги, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности».
Термин «качество обслуживания» рассматривается как совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.
Важнейшие характеристики услуги1, обеспечивающие ее способность удовлетворять определенные потребности, представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Важнейшие характеристики услуги, обеспечивающие ее способность удовлетворять определенные потребности
Надежность определяется как способность персонала в точности предоставить обещанную услугу. С обеспечения надежности должна начинаться разработка программы качественного сервиса. Основанием для надежности является компетентность персонала обслуживания. Сгладить некомпетентность персонала не помогут ни большие затраты на реконструкцию и обновление гостиничного здания, ни дружелюбное и приветливое обслуживание клиента.
Предупредительность – решимость помочь клиенту и без задержки оказать услугу. Во время обслуживания очень часто возникают нештатные ситуации или же у клиентов появляются особые желания (поставить в помещении белый рояль или стол «королевских размеров»). В подобных случаях оценивается способность предприятия найти неординарное и эффективное решение. Особенность деятельности предприятий сферы услуг и, в частности, организаций общественного питания такова, что здесь всегда возникали и будут возникать нештатные ситуации. Поэтому необходимо заранее спланировать варианты устранения подобных проблем и выработать собственные принципы работы. В таких случаях необходима качественная работа персонала, который должен незамедлительно реагировать на возникающие проблемы в соответствии с принципами каждого конкретного предприятия в работе с требовательными и скандальными клиентами (согласно правилу Парето, можно предположить, что 20% клиентов создают 80% проблем). Исследования, проведенные на предприятиях общественного питания, подтверждают, что одна из первых мыслей, возникающих у персонала обслуживания во время конфликтных ситуаций, – стремление защитить себя, доказать, что они не причастны к возникновению проблемы. Данное обстоятельство свидетельствует о неуверенности служащих в том, что руководство действительно поощряет заботу об удовлетворении клиентов. В противном случае вместо углубления конфликта и доказательства своей правоты они прежде всего попытались бы справиться с проблемой, проявив великодушие по отношению к «придирчивому» клиенту. Клиент в действительности не всегда прав. Однако какую выгоду получит гостиничное предприятие, доказав, что клиент не прав? Несомненно, оно потеряет клиента, а привлечь нового будет гораздо сложнее и дороже. Исследования, проведенные Международной ассоциацией обслуживания клиентов, показали, что завоевание нового клиента стоит в пять раз дороже, чем сохранение старого: другое же исследование, проведенное Институтом программ исследований по техническому содействию, свидетельствует, что 91% недовольных клиентов больше никогда не обратится на это предприятие и каждый из них поделится рассказом о своих проблемах минимум с девятью другими клиентами. Однако от 54% до 70% клиентов снова воспользуются услугами «предприятия-обидчика», если их жалобы были удовлетворены. Если же клиенты видят, что возникающие проблемы решаются очень быстро, то эта цифра возрастает до 95%.
Доверительность – умение персонала вызывать доверие. Для создания доверительности очень важно акцентировать внимание на внешних признаках, которым потребители доверяют в большей степени. Хорошо организованный интерьер предприятия общественного питания, подсобных помещений, чистота помещений и опрятный вид улыбающихся служащих – все это внешние критерии качества обслуживания, по которым клиенты сделают заключение о том, что на каком-то конкретном предприятии все в порядке и ему следует довериться.
Доступность – легкость установления связей с персоналом обслуживания. К примеру, если клиент вызвал официанта, то тот должен прибыть практически немедленно, а не в течение десяти минут.
Коммуникативность – способность обеспечить такое обслуживание, которое исключит недопонимание между персоналом и клиентами за счет того, что необходимая информация будет предоставляться клиентам вовремя и без дополнительного запроса с их стороны.
Внимательное отношение – индивидуальное обслуживание и внимание, которое предприятие проявляет по отношению к клиенту. Особая ценность этой характеристики качества услуги объясняется тем, что каждый клиент имеет особые потребности, отличающиеся от потребностей других людей. Чтобы обеспечить верность клиента предприятию, при предоставлении услуги следует показать, что конкретный клиент является для предприятия особенным, что его индивидуальные потребности будут учтены.
При рассмотрении качества
услуг часто употребляются
К понятию «качество
услуги», которое позволяет всесторонне
оценить деятельность данных предприятий,
примыкает понятие «
Выявление относительного качества укрепляет надежность предприятия, помогает завоевать и удержать позиции на рынке. Методика выявления относительного качества включает два этапа2.
На первом этапе следует выделить важнейшие с точки зрения потребителя критерии (5-10), которые приводят к принятию решения о приобретении услуг, при этом цены не должны приниматься в расчет. Важность выделенных критериев необходимо согласовать с мнением персонала, который непосредственно контактирует с потребителем и имеет большой опыт общения.
Второй этап – оценка критериев по 5-10-балльной шкале и последующее сравнение с такой же оценкой идентичных критериев на важнейших предприятиях-конкурентах. Чем больше подобных предприятий, тем точнее будут критерии относительного качества.
Понятие «качество» с позиции потребителя рассматривают многие авторы. Так, Ф.Татарский утверждает, что «качества вообще не бывает, а бывает оно только применительно к конкретным требованиям конкретных потребителей и оказывается, как правило, неким компромиссом между качеством и ценой». Дж.Харингтон подходит к этому понятию следующим образом: «Качество – это удовлетворение ожиданий потребителя за цену, которую он себе может позволить, когда у него возникла потребность. Высокое качество – превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает».
Таким образом, удовлетворение определяется не только качеством. Удовлетворение – это результат анализа цены и пользы, сравнения качества и цены. Очень часто, особенно в сфере услуг, потребитель остается недовольным, несмотря на то, что считает качество высоким. Причина недовольства – цена. В то же время этот потребитель будет доволен другим, более дешевым продуктом.
В сфере услуг анализ потребителем соотношения «качество – цена – результативность» происходит постоянно. Это дает основание говорить о необходимости использования в управлении качеством услуг такого понятия, как «качество цены».
Понятие «качество услуги» также можно рассматривать как комплекс, состоящий из следующих частей: