Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

   Реформирование  государственного пенсионного страхования  не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых договоров.

   Формирование  системы добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.

   Налогообложение добровольного дополнительного  пенсионного обеспечения (страхование) целесообразно организовать по следующей схеме:

   – освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение (страхование) от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива,

   – полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;

   – взимание подоходного налога с пенсионных выплат.

   В целях обеспечения надежности системы  добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

– реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответственности;

– совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

– установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями

   Помимо  этого, важными элементами повышения  надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) должно явиться ужесточение требований к лицензированию деятельности страховых организаций, а также установление жестких нормативов по инвестированию, что позволит минимизировать риски.

   Исключительно важную роль в развитии негосударственных  пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений.

   Первый  уровень таких гарантий – обязательный резервный фонд негосударственного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами.

   Второй  уровень гарантий составляет собственный  капитал управляющих компаний депозитариев и негосударственного пенсионного фонда.

   Третий  уровень гарантий - гарантийный страховой  фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю. Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование.

   Так, пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом подразделяются на:

   1) Пенсии по государственному пенсионному обеспечению:

  • за выслугу лет;
  • по инвалидности;
  • по старости;
  • по случаю потери кормильца.

   2) Трудовые пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца.

   3) Иные выплаты заменяющие пенсии либо их дополняющие:

  • дополнительное материальное обеспечение;
  • пожизненное содержание;
  • доплата к пенсиям и т.д.

   Соответственно  распределению единого социального  налога, направляемого на пенсионное обеспечение, Федеральным законом от 17.12.2001 г. предусмотрена следующая структура трудовой пенсии25.

   Трудовая  пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Трудовая пенсия

по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой.

   Данная  структура трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности связана с тем, что отчисления на накопительную часть предусмотрены не для всех застрахованных лиц. Большинству из них накопительная часть будет назначаться с 2013 г. Поэтому Федеральным законом от 17.12.2001 г. определено, что трудовые пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из указанных частей, но не состоят из них в обязательном порядке.

   Базовая часть пенсии – это фиксированная часть пенсии, которая гарантирована государством каждому обратившемуся за пенсией по старости при наличии страхового стажа не менее 5 лет, каждому инвалиду при наличии не менее одного дня работы, а также каждому члену семьи умершего кормильца, имевшего на дату смерти не менее одного дня работы. Эта часть пенсии у большинства пенсионеров одинаковая. В январе 2002 г. размер базовой части трудовой пенсии по старости был установлен в сумме 450 руб. (за исключением пенсионеров по инвалидности III группы и пенсионеров по случаю потери кормильца, потерявших одного из родителей).

   Указанная величина базовой части трудовой пенсии является расчетной, подсчитанной путем деления суммы прогнозируемых поступлений 14% единого социального налога на численность пенсионеров страны. В перспективе планируется довести этот размер до 80% прожиточного минимума пенсионера, индексировать в этих целях по отдельному федеральному закону, либо с учетом темпов роста инфляции в стране.

   Для инвалидов 1 группы, пожилых граждан, достигших 80-летнего возраста, размер базовой части трудовой пенсии в январе 2002 г. составил 900 руб. для пенсионеров, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, либо студентов в возрасте до 23 лет размер базовой части трудовой пенсии в январе 2002 г. увеличивался на 150 руб. в расчете на каждого иждивенца, но не более чем на 450 руб. в общей сложности при наличии более трех иждивенцев.

   Более весомыми частями трудовой пенсии являются вторая страховая и третья – накопительная части.

   Оставшиеся  после выплаты в бюджет 14% единого  социального налога средства, страхователи перечисляют с 1. 01. 2002 г за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде страховых взносов.

   Страховая часть пенсии – это дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного застрахованного лица, отражаемая на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объём приобретенных застрахованным лицом пенсионных прав в связи с уплатой за него страховых взносов в течение всей трудовой деятельности, подлежащая индексации и распределяемая на период жизни человека на пенсии.

   Накопительная часть пенсии – это часть пенсии, выплачиваемая в пределах сумм, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, поступивших за это лицо страховых взносов на обязательное накопительное финансирование и доходов от инвестирования пенсионных накоплений.

   Таким образом, с 2002 года коренным образом  изменилась система реформирования прежде всего трудовой пенсии в стране. От прежней пенсионной системы неизменным для трудовых пенсий остался только возраст выхода на пенсию по старости – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии напрямую будет уже сегодня зависеть от размера заработка, полноты уплаты страховых взносов. В дальнейшем будет играть важную роль размер полученных инвестиционных доходов.

   Чем выше заработок, тем больше взносы, как на страховую часть пенсии, так и на накопительную. В результате повышается ответственность самого работника в формировании своей будущей пенсии.

   Он  вынужден постоянно контролировать своего работодателя в части уплаты страховых взносов, а также принимать решения о наиболее выгодном вложении своих пенсионных накоплений. Впервые в пенсионном законодательстве государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан выделено в отдельный закон и финансируется из федерального бюджета.

   И также впервые в стране создана  законодательная база и условия  для развития дополнительного пенсионного обеспечения в форме негосударственных пенсионных фондов. Что в совокупности должно дать положительный результат в части финансовой устойчивости пенсионной системы, а также роста пенсионных доходов населения26. 
 

2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда

   Российской  Федерации 
 

   Пенсионный  фонд Российской Федерации является одним из важных элементов бюджетной системы России.

   Пенсионный  фонд РФ является государственным внебюджетным фондом т.е. представляет собой форму образования и расходования денежных ере образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

   Свод  доходов и расходов, обеспечивающих финансирование пенсию; системы РФ – бюджет ПФР, является полностью автономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов федерации и местном).

   Главным источником финансового обеспечения пенсионной системы России являются отчисления страхователей (работодателей и в т.ч. занимающихся предпринимательской деятельностью, а также иными видами деятельности) и самих застрахованных граждан от их суммарного заработка (доходов) в бюджет обязательного пенсионного страхования. Эти отчисления называются страховыми взносами в Пенсионный фонд и исчисляются в форме процента (тарифа) к базе начисления (суммарному заработку, социальным выплатам, предпринимательскому доходу, налоговой базе и т.д.).

   Страховые взносы в ПФР относятся по действующему законодательству категории обязательных платежей для целей обязательного пенсионного страхования, которые должны уплачивать все застрахованные граждане соответствии с законодательством РФ в период трудовой деятельности.

   Таким образом, финансирование обязательного  пенсионного страхования обеспечивается обязательными отчислениями от общей суммы заработка по ставке единого социального налога – далее ЕСН (взносов) для всех категорий работодателей и граждан (физических лиц), включая индивидуальных предпринимателей, фермеров и других категорий с целью реализации их конституционных прав на пенсионное обеспечение по старости. Эти финансовые ресурсы могут быть использованы исключительно для обеспечения выплаты трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца или за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом РФ № 173-ФЗ27.

   Для реализации своих функций в сфере  обязательного пенсионного страхования все категории плательщиков обязаны оформить свои правовые и финансовые отношения с ПФ РФ в соответствии с утвержденными нормативными требованиями, среди которых на первом месте стоит процедура регистрации в соответствующих органах ПФ РФ. Самостоятельной регистрации подлежат также обособленные подразделения предприятий, которые являются работодателями, в том случае, если они производят начисление заработной платы и удержание налогов, имеют самостоятельный баланс, собственные расчетный или иные счета в банках.

   Учет  зарегистрированных страхователей и поступивших от них платежей в ПФ осуществляется на базе программного комплекса "АРМ-Страхователь".

   Согласно статье 10 Федерального закона № 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН (взносу), установленные статьями 236, 237 и 238 главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового Кодекса Российской Федерации.

   Объектом  налогообложения для исчисления ЕСН признаются для налогоплательщиков-работодателей выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков.

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации