Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

   Главными задачами реформирования распределительной пенсионной системы становятся:

– установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд РФ в период трудовой деятельности; постепенное повышение реального уровня пенсионного обеспечения системы;

– повышение реального размера пенсий при соблюдении финансовых ограничений, устанавливаемых бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральным бюджетом.

   Общий финансовый баланс пенсионной системы  должен поддерживаться на уровне, позволяющем осуществлять платежи на финансирование обязательных накопительных пенсий.

   Реформирование  пенсионной системы предполагает формирование трудовой пенсии из трех частей:

– базовая часть трудовой пенсии, имеющая фиксированный размер, одинаковый для всех получателей государственных пенсий, выполнивших минимальные требования по трудовому стажу. Выплата базовой части пенсии осуществляется из сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет;

– страховая часть трудовой пенсии, зависящая от результатов труда конкретного человека, которые оцениваются на основании накопленных гражданином пенсионных прав в связи с уплатой работодателями страховых платежей за данного человека в Пенсионный фонд РФ в течение всей его трудовой деятельности. Величина накопленных пенсионных прав отражается в виде условного пенсионного капитала на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Индексация накопленных пенсионных прав граждан осуществляется с учетом динамики средней заработной платы в стране и темпов инфляции. Размер пенсии будет соответствовать сумме уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов и средней продолжительности выплаты пенсий;

– накопительная часть трудовой пенсии, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов (налога) и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, и выплачиваемая по достижении общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсий будет рассчитываться, исходя из суммы средств, отраженных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, и установленного периода выплаты пенсии.

   Исходя  из суммы средств, учтенных в специальной  части индивидуального лицевого счета, будет назначаться выплата наследникам в случае смерти застрахованного лица22.

   Для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного пенсионного страхования за счет части платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации будет создан неперсонифицированный резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение обязательств государства перед застрахованными лицами при изменениях демографических и иных условий функционирования социально-экономической системы.

   В связи с установлением трехуровневой  трудовой пенсии основными принципиальными элементами новой пенсионной системы являются: распределение средств, которые направляются работодателями на пенсионное обеспечение работников на три потока.

   Первая  часть – налог (14% в 2002–2004 годов, 6% с 2005 года). Он поступает в федеральный бюджет и оттуда направляется на финансирование базовой части трудовой пенсии и социальных пенсий.

   Вторая  часть – страховой взнос (14%, 12% или 11% в 2002-2004 годов, 14% и 10% в 2005–2007 годах в зависимости от принадлежности работника к определенной возрастной группе) поступает непосредственно в ПФР. Соответствующие суммы отражаются на индивидуальном счете конкретного работника и направляются на финансирование текущих обязательств пенсионной системы.

   При выходе работника на пенсию государство гарантирует ему выплату эквивалента (с учетом роста заработной платы в стране за этот период) той суммы, которая поступила на его счет.

   Третья  часть – страховой взнос (от 0%, 2%,3% в 2002–2004 годах, 0% и 4% в 2005–2007 годах – в зависимости от принадлежности работник определенной возрастной группе) поступает в ПФР, отражается в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного работника и направлявляется на финансирование пенсии только в момент выхода данного работника пенсию. Поступившие средства образуют персонифицированный рез пенсионной системы, направляемый на инвестирование, доход от которых также фиксируется на индивидуальных счетах застрахованных лиц.

   Инвестирование  пенсионных резервов должно обеспечить максимальную прозрачность и подконтрольность государству финансовых поток надежность вложений и их устойчивую долгосрочную доходность.

   Созданная система персонифицированного учета  Пенсионного фон Российской Федерации  должна быть полностью адаптирована к проблем; реформирования всей цепи отношений между работодателями, Пенсионным фондом Российской Федерации, застрахованными лицами и пенсионерами – от уплаты страховых взносов до назначения и выплаты пенсии и системе учета плательщиков страховых взносов. Кроме того, должна быть обеспечена организация учета фактически поступивших платежей за застрахованное лиц введение специальной части индивидуального лицевого счета для фиксации размера денежных средств, направляемых на накопительное финансировать пенсий, а также технология учета и распределения инвестиционного дохода.

   Реформирование  пенсионного обеспечения в связи  с особыми условиями труда предполагается осуществить за счет обязательного профессионального пенсионного страхования на основе накоплений дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем в профессиональные пенсионные системы (государственную и негосударственные), и предоставления социальным партнерам возможности альтернативного выбора конкретных форм этих систем в рамках коллективных договоров (соглашений).

   Введение профессионального пенсионного страхования влечет за собой прекращение приобретения пенсионных прав по досрочному выходу на пенсию в распределительной части пенсионной системы. Ранее приобретенные права по досрочному выходу на пенсию будут конвертированы в условный пенсионный капитал.

   В целях защиты прав участников профессиональных систем будут введены единые требования к осуществлению инвестиционной деятельности независимо от форм функционирования профессиональных пенсионных систем, а также дополнительные требования к надежности и репутации организаций, осуществляющих обязательное профессиональное пенсионное обеспечение.

   Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривается сохранить на ближайшие годы право на назначение пенсии по действующим условиям. В перспективе преобразование этих пенсий будет осуществлено на принципах, аналогичных используемым при формировании профессиональных пенсионных систем.

   На  основании одобренных основных направлений  реформирования пенсионной системы Президентом Российской Федерации был внесен летом 2001 года в Государственную Думу пакет из пяти законопроектов:

– "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации";

– "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

– "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

– "О государственном пенсионном обеспечении в РФ";

– "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах"23.

   Эти законопроекты были рассмотрены  Государственной Думой и Советом Федерации. После их доработки к концу 2001 года законодательная база пенсионной реформы в виде нового пенсионного законодательства была сформирована.

   В настоящее время правовую основу новой пенсионной системы составляют следующие федеральные законы:

   1. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов – федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, порядок формирования и расходования средств обязательного пенсионного страхования, тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии, регламентирует учет средств в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.

  1. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" регулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному страхованию.
  2. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" регулирует условия и нормы предоставления пенсионного обеспечения за счет средств федерального бюджета военнослужащим, федеральным государственным служащим, "чернобыльцам", а также лицам, которые не приобрели права на трудовую пенсию.

   4. Федеральный закон от 1.04.96 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в редакции закона от 25.10.01 г. № 138-ФЗ), Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливают правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

   5. Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных

пенсионных  фондах" в редакции федеральных  законов от 12.02.2001 г. № 18-ФЗ; 21.03.2002г. № 31-ФЗ; 10.01.2003 г. № 14-ФЗ регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществление ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

   6. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

   7. Федеральный закон от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах" сохраняет действующую ставку налогооблажения для работодателей – 28%. Для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, таких как индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы законом предусматривается установление фиксированных платежей в зависимости от дохода24.

   На  рассмотрении Государственной Думы находятся следующие проекты федеральных законов:

– "Об управлении средствами государственного пенсионного

   обеспечения (страхования) в Российской Федерации";

– "Об обязательных профессиональных пенсиях в РФ", направленный на урегулирование отношений, связанных с реализацией права работника на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда. В соответствии с принятыми направлениями пенсионной реформы в РФ, созданная и функционирующая сейчас комбинированная модель пенсионной системы включает в себя:

– обязательное пенсионное страхование – ведущий элемент системы, покоторому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;

– государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, – за счет средств федерального бюджета; дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных страховых взносов.

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации