Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………
Проведенные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного демографического прогноза.
Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.
Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.
В последние годы прошедшего века в Российской Федерации более чем в три раза был увеличен страховой тариф, отчисляемый с заработной платы, с 12% в 1990 г. до 39,5% в 2000 г., который для предприятий, организаций включал взносы в Пенсионный фонд – 28%, в фонд социального страхования – 5,4%, в государственный фонд занятости – 1,5%, на обязательное медицинское страхование – 3,6%. Поэтому чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений на пенсионное обеспечение была обременительной для предприятий и организаций, не создавала у работающих заинтересованности в уплате пенсионных взносов с полного размера их зарплаты.
Проблемы
пенсионного обеспечения в
В 2000 году 40% работающего населения уплачивали страховые взносы в пенсионную систему с заработной платы, не превышающей 2000 рублей, что давало им в будущем право на пенсию в размере ниже прожиточного минимума пенсионера. У оставшейся части работающих, получающих более высокую заработную плату, также не было оснований рассчитывать на более высокую пенсию, поскольку верхний предел заработка, который по действующему до 2002 года законодательству учитывался для расчета пенсии, составлял чуть менее 2000 рублей.
Статистика Пенсионного фонда Российской Федерации показывает, что в 2000–2001 гг. пенсионные взносы платились с 35% фактических доходов населения, остальные 65% оставались вне обложения, были в тени19. Поэтому доходы пенсионной системы были ниже, чем могли бы быть.
Так в 2001 году основными социальными проблемами являлись:
– увеличение нагрузки пенсионной системы на работающее население, вызванное старением населения;
– рост численности пенсионеров в связи с особыми условиями труда работы на Крайнем Севере и из-за выслуги лет;
– низкий уровень пенсий, к концу 1998 года пенсия составляла 30–75% от средней заработной платы и только 60–80% прожиточного минимума пенсионера;
– дальнейшее ее понижение в связи с определением ее размера от трудового вклада работающего;
– низкая дифференциация получателей пенсии. Основными экономическими проблемами являлись:
– тенденция снижения покупательской способности пенсии;
– снижение дифференциации размеров пенсий;
– утрата связи пенсий с трудовым вкладом;
– снижение стимулов к уплате взносов;
– ухудшение демографических факторов;
– нестабильность финансовых ресурсов;
– замораживание цены рабочей силы.
Можно выделить следующие две группы причин негативно влияющие на финансовое положение пенсионной системы, это объективные – экономические и субъективные – юридические, административно-управленческие и конъюнктурные.
1. Экономические:
1.1. Снижение уровня налоговых поступлений в следствии:
A) сокращения производства;
Б)
неблагоприятной
B) сокращение доли зарплаты в структуре доходов населения;
Г) сокрытие доходов
2. Юридические:
2.1. Включение в пенсионное обеспечение всего населения, в том числе
и тех, кто не платит взносы.
3. Конъюнктурные:
4. Административно-
Итак, в России, как и в других странах, становление и развитие пенсионного обеспечения граждан осуществлялось в течение длительного исторического периода, – с 911 года по настоящее время. Пройдя сложный путь от эпизодической помощи отдельным нуждающимся категориям граждан к широкомасштабной социальной поддержке пожилых людей, инвалидов, сирот.
В период предреволюционного экономического подъема, российское общество пыталось найти и другие механизмы пенсионного обеспечения, которые сегодня можно отнести к категории добровольного пенсионного страхования.
В советский период в масштабах страны была создана единая система пенсионного обеспечения работников, служащих, колхозников, а впоследствии в связи с принятием Закона РФ от 20.11.1990 г. « О государственных пенсиях в РФ которые были впервые введены социальные пенсии, пенсионное обеспечение в РФ стало всеобщим.
С
происходящими социально-
За 10-летний период 90-х годов в стране наметились позитивные сдвиги на пути реформирования пенсионной системы, развернулась широкомасштабная законотворческая работа. Однако финансово-экономический кризис 1998 года и его последствия не позволили начать реформирование пенсионной системы необходимые предпосылки сложились лишь к концу 2001 года.
Вместе
с тем, происходившие в обществе
социально - экономические и
2. РЕШЕНИЕ
ПРОБЛЕМ РЕФОРМИРОВАНИЯ
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской
Федерации (в аспекте реформаторской
деятельности)
Первоначальная модель реформирования, о которой докладывал Председатель Правления ПФР М.Ю. Зурабов на заседании Правительства в октябре 2000 года, состояла в следующем20.
Действующую до 2002 года пенсионную систему, когда от заработной платы работающих в Пенсионный фонд отчисляется определенная часть, которая делится на всех пенсионеров примерно поровну, предлагалось не менять совсем. А проблему дефицита средств, которая возникнет в 2010–2018 годах (когда число уходящих на пенсию заметно превысит число начинающих трудовую деятельность) вследствие демографических рисков, предполагалось решить за счет средств, направляемых в специально созданный для этих целей резервный фонд. Однако при более обстоятельном анализе стало понятно, что "косметическим ремонтом" нынешней пенсионной системы не обойтись, если часть денег перечислять в резерв, то меньше останется к выплате нынешним пенсионерам, уровень пенсий которых и так крайне низок.
Была поставлена задача модернизировать действующую пенсионную систему таким образом, чтобы ее результатом стал рост доходов пенсионной системы, который перекрывал бы объем средств, направляемых на создание резервов под будущие обязательства.
Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатка старого пенсионного законодательства и позволяла бы создавать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, повышать регулярно пенсию нынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед ныне работающими. Поэтому было решено полностью выполнить обязательства перед пенсионерами по старому законодательству, по возможности повысив пенсионные выплаты отдельным их категориям, подготовить новые законы и ввести их в действие с 2002 года.
Решение о начале реализации пенсионной реформы в 2002 году было принято на основании благоприятных демографических условий, сложившихся в данный период и с учетом того, что в ближайшие 5–6 лет на пенсию выйдет относительно небольшое число ныне работающих граждан 1941–1945 годов рождения. А это значит, что доходы пенсионной системы будут возрастать в более значительных объемах, чем ее расходы.
Одним из основных факторов также является экономический подъем, который сегодня переживает Россия, что непосредственно сказывается и на ресурсах пенсионной системы. Начать пенсионную реформу не позднее января 2002 г. потребовала и политическая обстановка. С 2002 г. многие политические силы начали подготовку к выборам в Государственную Думу 2003 года. Было необходимо до избирательной компании выработать определенные компромиссные решения и принять основополагающие федеральные законы в конце 2001 года.
В связи с вышеперечисленным Пенсионным фондом РФ совместно с Минэкономразвития России, Минтрудом России и Минфином России была разработана Программа пенсионной реформы в РФ, которая после обсуждения Национальным советом по пенсионной реформе при Президенте Российской Федерации, была одобрена Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что впервые в нашей стране на столь высоком уровне рассматривались основные направления реформирования пенсионной системы. Национальный совет, утвержденный Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 г. № 137, являясь совещательным органом при Президенте РФ, создан для достижения общественного согласия по ключевым вопросам реформирования пенсионной системы.
Одобренные Правительством РФ направления пенсионной реформы сводились к модели, которая позволила бы: во-первых, гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка; во-вторых, избежать уравниловки, но при этом обеспечить разумный разрыв между максимальным и минимальным уровнями трудовой пенсии; в-третьих, найти рациональный стимул для постепенного вывода заработка из тени, в-четвертых, взвешенно распределить финансовые риски во времени, а ответственность – между федеральным бюджетом и Пенсионным фондом России.
Основываясь на указанных принципах Программа пенсионной реформы в Российской Федерации от 20 мая 1998 года № 463 предусматривает дальнейшее развитие сферы пенсионного обеспечения по следующим направлениям21:
Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации