Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

     К середине 80-х годов в СССР в пенсионном обеспечении возобладали уравнительные тенденции, произошло снижение размеров пенсий по отношению к прошлой заработной плате, из-за отсутствия механизма индексации реальные размеры пенсий постоянно сокращались. Так, в 1988 году средней размер пенсии у рабочих и служащих составил 86 рублей, у колхозников 54 рубля в месяц.

     При этом 30 миллионов пенсионеров жили в семьях, где не было трудоспособных, и, следовательно, пенсия являлась их единственным источником существования. Но недостатки пенсионного законодательства не сводились лишь к низким размерам пенсии. Для них была характерна уравниловка, отсутствие непосредственной связи между трудовым вкладом и назначенной пенсией.

     Пенсионное законодательство включало фиксированный размер пенсий, который не повышался в связи с ростом цен и тарифов на услуги.

     Многое из того, что было заложено в пенсионном законодательстве СССР, устарело, пришло в противоречие с жизненными реальностями. Практически оказалось негарантированным провозглашенное в Конституции СССР (1977 года) право на материальное обеспечение в старости и в случае потери трудоспособности.

     Начатая в конце 1980-х годов перестройка нашего общества и социально-экономические реформы, проводимые в России и Татарстане, привели к радикальным переменам в жизни общества.

     Развитие экономики в условиях переходного периода, связанное со снижением эффективности хозяйства и падением производства обусловили существенное снижение уровня жизни значительной части населения, реальной заработной платы и пенсий, рост безработицы. Все это негативно повлияло на бюджет пенсионного фонда и послужило поводом для задержек выплаты пенсий и пособий.

     В период осуществления реформ в России произошло усиление бедности. Традиционные категории малообеспеченных: многодетные и неполные семьи, инвалиды и одинокие пенсионеры составляют около половины малоимущего населения. 
 

1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект

   социальной  защиты населения 
 

     В 1990 году в РСФСР, являвшейся одной из республик в составе СССР, были предприняты попытки осуществить реформирование пенсионной системы. С этой целью 20 ноября 1990 года был принят Закон РСФСР № 340 "О государственных пенсиях в РСФСР" (подготовленный на основе принятого 15 мая 1990 года Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР")10.

     Наиболее существенные изменения прежнего порядка пенсионного обеспечения, закрепленные этим законом, состоят в том, что была создана единая система пенсионного обеспечения независимо от характера трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которая охватила лиц, работающих по трудовому договору, членов колхозов и кооперативных организаций, индивидуальных предпринимателей и другие категории граждан, подлежащих государственному социальному страхованию.

     Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" был направлен на повышение уровня пенсий и ликвидацию их уравнительности, дифференциацию размеров пенсий с учетом продолжительности трудового стажа (увеличение пенсий на 1% за каждый год стажа сверх требуемого, но не более чем на 20%)

     Закон предусматривал исчисление пенсий из среднемесячного заработка за полные 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности, индексацию или компенсацию пенсии в связи с повышением стоимости жизни и другое.

     Законом предусматривалось введение страховых принципов в пенсионном обеспечении. Были введены страховые взносы, которые собирались и аккумулировались в Пенсионном фонде РСФСР. Эти средства не

   входили в федеральный бюджет и не подлежали  изъятию. Тем не менее, в условиях углубляющегося экономического кризиса Закон 1990 года не мог обеспечить существенное повышение уровня пенсий и их индексацию в соответствии с темпами инфляции, а также преодолеть уравнительность в пенсионном обеспечении.

     Состояние системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации в период перехода к рыночным отношениям стало одной из острейших социально-экономических проблем страны. В результате резкого скачка цен в 1992 году, не сопровождавшимся принятием действенных мер по поддержанию покупательной способности пенсии, доходы пенсионеров хронически отставали от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) в декабре 1994 года было почти в два раза ниже (в сопоставимых ценах), чем до начала либерализации цен в декабре 1991 года11.

     Основной проблемой пенсионного обеспечения того периода являлся низкий уровень как абсолютных, так и относительных размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения (29% фонда оплаты труда). В 1994 году средний размер пенсии составил около 35 процентов средней заработной платы против 34% в 1993 году и 26% – в 1992 году.

     Ситуация с пенсионным обеспечением усугубилась еще и тем обстоятельством, что заработная плата практически перестала играть сколько-нибудь заметную роль при исчислении размера пенсии. Максимальный размер пенсии устанавливался всем работникам, которые имели заработки, превышающие 55–56% средней заработной платы. Это было связано с законодательно установленным искусственным ограничением размера пенсии тремя минимальными размерами пенсии, а для лиц, работавших в неблагоприятных условиях труда – тремя с половиной минимальными размерами пенсий.

     Остро стояла проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения снизился с 84,6% в 1992 году до 45–47% в марте 1996 года.

   Принимаемые меры по повышению уровня пенсионного  обеспечения: поэтапное "осовременивание" прошлых заработков для исчисления пенсий, периодическое (раз в три месяца) увеличение минимального размера пенсий не привели к ожидаемым результатам. Произошло уменьшение дифференциации размеров основной массы пенсий.

   Серьезной проблемой стало сужение финансовой базы пенсионного обеспечения: доля заработной платы, с которой взимались взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения сократилась с 69,9% в 1992 году, до 46,6% – в 1994 году. Наряду с этим численность занятых в народном хозяйстве постоянно уменьшалась, усилился процесс уклонения от уплаты налогов. В результате всех этих негативных явлений сложилась ситуация, при которой расчетное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение к численности пенсионеров составило 1,4 к 1, в то время как по статистическим данным о численности занятых оно должно было составлять 1,8 к 112.

   В такой ситуации повышение страховых  тарифов не могло бы решить проблемы стабильного финансирования пенсионного обеспечения, поскольку оно легло бы на плечи законопослушных работодателей, численность которых неуклонно снижалась.

   Очевидно, что в рамках пенсионного законодательства, действующего в тот период, невозможно было одновременно обеспечить повышение минимального уровня пенсионного обеспечения и социально-справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Для этого необходим новый порядок, который позволил бы решать эти проблемы.

   Сложившаяся в стране в 90-е годы XX века экономическая ситуация предопределила необходимость совершенствования пенсионного законодательства одновременно в двух основных направлениях.

   Первое  направление – внесение поправок, изменений и дополнений в действующее законодательство, которое в основном было направлено на улучшение пенсионного обеспечения отдельных категорий пенсионеров.

   Второе  направление – законодательное обеспечение пенсионной реформы, предусматривавшей существенное изменение параметров действующей пенсионной системы.

   В 1990 – 2001 годах в Российской Федерации было принято более 80 федеральных законов, направленных на совершенствование сложившейся пенсионной системы, а также ее реформирование. В результате изменения отдельных норм пенсионного законодательства были улучшены условия пенсионного обеспечения для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных катастроф; лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел и их семей; участников Великой Отечественной войны; работников образования и медицинских работников, а также некоторых других категорий населения.

   В рамках данного направления, связанного с совершенствованием законодательного обеспечения пенсионной системы, в 1995–2001 годах была проведена значительная работа, приведшая к началу нынешней реформы системы пенсионного обеспечения с 1 января 2002 года13.

   Правительством  Российской Федерации в 1995 году была одобрена "Концепция реформы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", которая предусматривала сохранение основных институтов государственной пенсионной системы с включением новых, свойственных рыночным отношениям форм пенсионного обеспечения. Концепцией предполагалось создание в России пенсионной системы, которая должна была состоять из трех уровней:

   – первый уровень – базовая (государственная) пенсия, которая впоследствии была призвана заменить социальную пенсию;

   – второй уровень – трудовая (страховая) пенсия, которая должна была являться ядром пенсионной системы;

   – третий уровень – негосударственная пенсия.

     Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривалось в концепции как дополнительное по отношению к государственному и могло осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, территорий, так и в форме личного накопления гражданами средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

   В постановлении были определены основные цели пенсионной реформы: реализация гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права граждан на пенсионное обеспечение, а именно:

   – в старости;

   – в случае инвалидности;

   – по потере кормильца;

   – в других случаях, установленных законом;

   – развитие пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования.

   В основу концепции пенсионного обеспечения  заложены принципы:

   – каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение при утрате трудоспособности вследствие старости, инвалидности или по причине потери кормильца, а также в ряде других случаев;

     – каждый работающий подлежит обязательному пенсионному страхованию;

     – каждый застрахованный по государственному обязательному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в зависимости от продолжительности страхования и заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

   Средства  обязательного пенсионного страхования направляются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных граждан.

   За  период, прошедший после одобрения  Правительством Российской Федерации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, был разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее основных положений.

   В 1996 году был принят Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Он создал основы новой инфраструктуры пенсионной системы, которая содержала бы информационную базу об уплате страховых взносов всеми работающими гражданами14.

   Суть  персонифицированного учета заключается  во введении для каждого работающего на территории страны гражданина индивидуального лицевого счета, содержащего сведения о его стаже и заработке.

   Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на использование данных лицевых счетов. В 1997 году были внесены изменения и дополнения в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации и в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе индивидуальных лицевых счетов.

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации