Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………
2)
для выступающих в качестве
работодателей организаций,
Таблица 2.2.3.
Тарифы
страховых взносов для
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работ ника нараста-юшим итогом с начала года | 2002 - 2003 годы | 2005 год | ||
На финансирование стра ховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | На финансирование страховой части трудовой пенсии | На финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100000 рублей | 11,6 % | 3,0% | 10,0 % | 4,0% |
от
100001 рубля до 300 000 рублей |
11000 рублей + 6,21% с суммы, превышающей 100 000 рублей | 3000 рублей + 1,69% с суммы, превышающей 100 000 рублей | 10000 рублей + 3,64 % с суммы, превышающей 100 000 рублей | 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100 000 рублей |
от
300 001 рубля до 600 000 рублей |
23 420 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 300 000 рублей | 6 380 рублей + 0,85 % с суммы, превышающей 300 000 рублей | 21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300 000 рублей | 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 32 720 рублей | 8 930 рублей | 29 740 рублей | 11910 рублей |
В течении 2005–2007 годов для лиц 1967 года рождения и моложе предусмотрены ставки страховых взносов в соотношении 6,3% и 4% соответственно на страховые чести и накопительные для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых на производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таблица 2.2.4
Тарифы
страховых взносов для
База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастаюшим итогом с начала года | 2002 - 2003 годы | 2005 год | ||
На финансиэование стра ховой части трудовой пенсии |
На финансирование накопительной части трудовой пенсии | на финансирование страховой части трудовой пенсии | на финансирование накопительной части трудовой пенсии | |
До 100000 рублей | 7,3% | 3,0% | 6,3 % | 4,0% |
от 100001 рубля до 300 000 рублей | 7300 рублей + 6,21% с суммы, превышающей 100 000 рублей | 3000 рублей + 1,69% с суммы, превышающей 100 000 рублей | 6300 рублей + 3,64 % с суммы, превышающей 100 000 рублей | 4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100 000 рублей |
от
300 001 рубля до 600 000 рублей |
19 720 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 300 000 рублей | 6 380 рублей + 0,85 % с суммы, превышающей 300 000 рублей | 17580 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300 000 рублей | 8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300 000 рублей |
Свыше 600 000 рублей | 29 020 рублей | 8 930 рублей | 26 040 рублей | 11910 рублей |
Кроме того, предусматривается введение дополнительного тарифа страховых взносов, который будет отражаться в профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
В Программе пенсионной реформы этой проблеме посвящен специальный раздел.
В частности, в целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями предусматривается рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенсионных взносов.
Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с работой в не благоприятных природно-климатических и технологических условиях труда (по спискам № 1 и № 2, а также в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем.
В
настоящее время с целью
Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, рассчитывается, исходя из тарифов страховых взносов, определяемых статьей 22, главы V Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"
Тарифы дифференцированы в зависимости от пола и возраста застрахованного лица. Распределение численности застрахованных лиц по полу, возрасту и доходам по категориям плательщиков осуществляется на основе сведений информационной базы данных персонифицированного учета. Анализируется половозрастная структура по каждому интервалу базы обложения страховыми взносами.
На основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета, а именно32:
– расходы на выплату пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат;
– расходы на финансирование выплаты пенсий, досрочно назначенных гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, а также расходов на их доставку;
– расходы на обеспечение выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ.
Пенсионная система России предусматривает также дополнительное обеспечение по профессиональному признаку. При планировании поступления страховых взносов по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов (14%) от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (код 2090300), коэффициент сбора предусматривается в размере не ниже 80% отчислений по дополнительному тарифу. Данные расходы предусматриваются на основании федерального закона № 155-ФЗ от 27.11.2001 г.
Средства государственных социальных внебюджетных фондов используются в соответствии с направлениями расходования средств, установленными действующим законодательством об этих фондах. Конкретные объемы ассигнований, используемые на те или иные цели, должны определяться в бюджетах этих фондов на очередной финансовый год, утверждаемых федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации средства фонда направляются на:
– выплату государственных пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его органов.
Основной удельный вес в расходах Фонда приходится на выплату трудовых пенсий, компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов; государственных пенсий гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим на постоянное место жительства за границу; социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям государственных пенсий за счет страховых взносов. На эти цели направляется около 85% от общей суммы утверждаемых расходов Фонда.
Выплаты пенсий и пособий, финансируемых Фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета предусматриваются в объеме около 8% от годовой суммы расходов Фонда. К указанным затратам относятся ассигнования на пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы, их семьям в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ"); социальные пенсии; пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие. Эти выплаты производятся Пенсионным фондом РФ независимо от поступления соответствующих средств из федерального бюджета. Федеральный бюджет рассчитывается по этим выплатам с Пенсионным фондом РФ.
В
бюджете Пенсионного фонда
В
соответствии с действующим
Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета и значимость финансовых ресурсов Фонда для всей бюджетно-финансовой системы государства, проект бюджета ПФР равно как и проект очередного тарифного закона должны рассматриваться и утверждаться одновременно с федеральным бюджетом на соответствующий плановый период.
На практике наблюдается опережающий рост доходной части – единого социального налога, предназначенного для финансирования выплаты базовой части пенсии, над выплатой базовой части государственной пенсии. Эти средства аккумулируются в федеральном бюджете и не используются своевременно на увеличение базового уровня пенсионного обеспечения.
Контроль за использованием средств бюджета ПФР осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством России.
Особенностью
бюджетов действующих фондов является
то, что их средства имеют строго целевое
назначение и не могут изыматься или передаваться
в федеральный бюджет. Контроль за исполнением
бюджетов государственных внебюджетных
фондов организуется Счетной палатой
по такой же схеме трехлетнего цикла, как
и за исполнением федерального бюджета.
2.3 Организация системы индивидуального
(персонифицированного)
учета
Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой высокоорганизованный финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Для этого наряду с функцией по оперативному накоплению финансовых ресурсов для текущей выплаты трудовых пенсий Пенсионный Фонд Российской Федерации обеспечивает выполнение функций по регистрации и учету застрахованных лиц, проверки достоверности, накоплению и надежному хранению их пенсионных обязательств от имени государства33.
Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации