Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать)
 

   2) для выступающих в качестве  работодателей организаций, занятых  в производстве сельскохозяйственной  продукции, родовых семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (табл. 2.2.4):  

   Таблица 2.2.3.

   Тарифы  страховых взносов для страхователей  работодателей 

   База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работ ника нараста-юшим итогом с начала года    2002 - 2003 годы    2005 год
   На  финансирование стра ховой части трудовой пенсии    На  финансирование накопительной части трудовой пенсии    На  финансирование страховой части трудовой пенсии    На  финансирование накопительной части трудовой пенсии
   До  100000 рублей    11,6 %    3,0%    10,0 %    4,0%
   от

   100001 рубля до 300 000 рублей

   11000 рублей + 6,21% с суммы, превышающей 100 000 рублей    3000 рублей + 1,69% с суммы, превышающей 100 000 рублей    10000 рублей + 3,64 % с суммы, превышающей 100 000 рублей    4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100 000 рублей
   от

   300 001 рубля до 600 000 рублей

   23 420 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 300 000 рублей    6 380 рублей + 0,85 % с суммы, превышающей 300 000 рублей    21280 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300 000 рублей    8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300 000 рублей
   Свыше 600 000 рублей    32 720 рублей    8 930 рублей    29 740 рублей    11910 рублей
 

   В течении 2005–2007 годов для лиц 1967 года рождения и моложе предусмотрены ставки страховых взносов в соотношении 6,3% и 4% соответственно на страховые чести и накопительные для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых на производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств.

   Таблица 2.2.4

   Тарифы  страховых взносов для работодателей 

   База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастаюшим итогом с начала года    2002 - 2003 годы    2005 год
 
   На финансиэование стра ховой части трудовой пенсии
   На  финансирование накопительной части трудовой пенсии    на  финансирование страховой части трудовой пенсии    на  финансирование накопительной части трудовой пенсии
   До  100000 рублей    7,3%    3,0%    6,3 %    4,0%
   от 100001 рубля до 300 000 рублей    7300 рублей + 6,21% с суммы, превышающей 100 000 рублей    3000 рублей + 1,69% с суммы, превышающей 100 000 рублей    6300 рублей + 3,64 % с суммы, превышающей 100 000 рублей    4000 рублей + 2,26 % с суммы, превышающей 100 000 рублей
   от

   300 001 рубля до 600 000 рублей

   19 720 рублей + 3,1% с суммы, превышающей 300 000 рублей    6 380 рублей + 0,85 % с суммы, превышающей 300 000 рублей    17580 рублей + 2,82 % с суммы, превышающей 300 000 рублей    8520 рублей + 1,13 % с суммы, превышающей 300 000 рублей
   Свыше 600 000 рублей    29 020 рублей    8 930 рублей    26 040 рублей    11910 рублей
 

   Кроме того, предусматривается введение дополнительного тарифа страховых взносов, который будет отражаться в профессиональной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

   В Программе пенсионной реформы этой проблеме посвящен специальный раздел.

   В частности, в целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему отраслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями предусматривается рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенсионных взносов.

   Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с работой в не благоприятных природно-климатических и технологических условиях труда (по спискам № 1 и № 2, а также в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям) предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем.

   В настоящее время с целью обеспечения  членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации ежемесячных доплат к пенсии, установленной в соответствии с законодательством РФ, работодатели-организации, использующие труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх предусмотренного основного тарифа уплачивают страховые взносы по дополнительному тарифу 14% в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" от 27.11.2001 г. № 155-ФЗ31.

   Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, а также страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, рассчитывается, исходя из тарифов страховых взносов, определяемых статьей 22, главы V Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"

   Тарифы  дифференцированы в зависимости  от пола и возраста застрахованного лица. Распределение численности застрахованных лиц по полу, возрасту и доходам по категориям плательщиков осуществляется на основе сведений информационной базы данных персонифицированного учета. Анализируется половозрастная структура по каждому интервалу базы обложения страховыми взносами.

   На  основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета, а именно32:

– расходы на выплату пенсий и пособий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат;

– расходы на финансирование выплаты пенсий, досрочно назначенных гражданам, признанным безработными, социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, а также расходов на их доставку;

– расходы на обеспечение выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ.

   Пенсионная  система России предусматривает  также дополнительное обеспечение по профессиональному признаку. При планировании поступления страховых взносов по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов (14%) от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (код 2090300), коэффициент сбора предусматривается в размере не ниже 80% отчислений по дополнительному тарифу. Данные расходы предусматриваются на основании федерального закона № 155-ФЗ от 27.11.2001 г.

   Средства  государственных социальных внебюджетных фондов используются в соответствии с направлениями расходования средств, установленными действующим законодательством об этих фондах. Конкретные объемы ассигнований, используемые на те или иные цели, должны определяться в бюджетах этих фондов на очередной финансовый год, утверждаемых федеральными законами.

   В соответствии с пунктом 6 Положения  о Пенсионном фонде Российской Федерации средства фонда направляются на:

– выплату государственных пенсий в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и его органов.

   Основной  удельный вес в расходах Фонда  приходится на выплату трудовых пенсий, компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии за счет страховых взносов; государственных пенсий гражданам, получающим пенсии за счет страховых взносов, выехавшим на постоянное место жительства за границу; социальных пособий на погребение и оказание гарантированного перечня услуг по погребению получателям государственных пенсий за счет страховых взносов. На эти цели направляется около 85% от общей суммы утверждаемых расходов Фонда.

   Выплаты пенсий и пособий, финансируемых  Фондом на возвратной основе с возмещением из средств федерального бюджета предусматриваются в объеме около 8% от годовой суммы расходов Фонда. К указанным затратам относятся ассигнования на пенсии военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам (включая инвалидов вследствие военной травмы, их семьям в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ"); социальные пенсии; пенсионное обеспечение граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и другие. Эти выплаты производятся Пенсионным фондом РФ независимо от поступления соответствующих средств из федерального бюджета. Федеральный бюджет рассчитывается по этим выплатам с Пенсионным фондом РФ.

   В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно утверждается статья, в которой определяется объем средств, направляемых на формирование норматива оборотных денежных средств, что позволяет обеспечить своевременное финансирование выплат пенсий населению.

   В соответствии с действующим законодательством  бюджет Пенсионного фонда РФ, а также отчет о его исполнении рассматриваются Правительством РФ, которое в свою очередь представляет бюджет на утверждение в Федеральное Собрание Российской Федерации".

     Учитывая значительный объем финансовых поступлений из федерального бюджета и значимость финансовых ресурсов Фонда для всей бюджетно-финансовой системы государства, проект бюджета ПФР равно как и проект очередного тарифного закона должны рассматриваться и утверждаться одновременно с федеральным бюджетом на соответствующий плановый период.

   На  практике наблюдается опережающий рост доходной части – единого социального налога, предназначенного для финансирования выплаты базовой части пенсии, над выплатой базовой части государственной пенсии. Эти средства аккумулируются в федеральном бюджете и не используются своевременно на увеличение базового уровня пенсионного обеспечения.

   Контроль  за использованием средств бюджета  ПФР осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством России.

   Особенностью  бюджетов действующих фондов является то, что их средства имеют строго целевое назначение и не могут изыматься или передаваться в федеральный бюджет. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов организуется Счетной палатой по такой же схеме трехлетнего цикла, как и за исполнением федерального бюджета. 
 

2.3 Организация системы индивидуального

   (персонифицированного) учета 
 

   Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой высокоорганизованный финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Для этого наряду с функцией по оперативному накоплению финансовых ресурсов для текущей выплаты трудовых пенсий Пенсионный Фонд Российской Федерации обеспечивает выполнение функций по регистрации и учету застрахованных лиц, проверки достоверности, накоплению и надежному хранению их пенсионных обязательств от имени государства33.

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации