Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 501.50 Кб (Скачать)

   За  период рыночных преобразований в нашем  обществе укрепилось мнение, что пенсионное обеспечение – это система самообеспечения работающего населения в пожилом возрасте. Однако по ранее действующему законодательству назначение пенсий осуществлялось независимо от уплаты налога (взноса) на цели государственного пенсионного страхования.

   Работающий  гражданин России на основе своего предыдущего опыта считал, что уплачиваемые за него (в том числе из его заработной платы) взносы в ПФР не влияют непосредственно на размер пенсии, которая в будущем будет ему назначена34.

   В результате все более широкое распространение получило уклонение работодателей и других плательщиков от этих платежей, что вызвало сокращение сумм средств, которые могут быть направлены на выплату пенсий нынешним пенсионерам.

   Изменение экономических отношений в стране привело к ликвидации сложившихся в дореформенный период механизмов контроля за соблюдением пенсионного законодательства и достоверностью сведений, представляемых при назначении пенсий. Как показали проверки, проводившиеся Пенсионным фондом, около одной трети документов, предоставляемых гражданами для назначения пенсий, содержали искаженные (как правило, в сторону завышения) значения заработка".

   В целом можно констатировать, что  информационный поток о страховых  взносах, стаже и других данных о застрахованных лицах к моменту начала внедрения индивидуального (персонифицированного) учета в систему обязательного пенсионного страхования был неполон и недостаточно достоверен. Он практически никак не сопоставлялся с финансовыми потоками уплачиваемых страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

   Обеспечить  соблюдение действующего законодательства, создать мотивацию к уплате страховых взносов, наладить контроль за правильным назначением пенсий и полнее учитывать трудовой вклад граждан призван механизм персонифицированного учета тех сведений о застрахованных лицах, которые впоследствии используются при назначении, перерасчете, индексации и выплате пенсий. Подобный механизм применяется во многих странах с рыночной экономикой.

   1 апреля 1996 года был введен в  действие Федеральный закон №  27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе обязательного  пенсионного страхования", направленный на стратегические преобразования в пенсионном деле. Он создал основы новой структуры пенсионной системы, обеспечивая информационную базу для мотивации всех работающих к уплате отчислений в ПФР35.

   Этот  закон установил правовую основу и порядок организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (в части трудовых пенсий).

   Он  ввел в действие страховой принцип  организации государственной пенсионной системы, который предусматривал установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка (до 2002 года) при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивидуальных счетов.

   Впоследствии  правовая база индивидуального (персонифицированного) учета была дополнена следующими законодательными документами:

– Федеральными законами от 25.10.2001 г. № 138-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" и в статьи 12 и 67 ФЗ "Об актах гражданского состояния" от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"36; Постановлением Правительства РФ от 14.07.2003 г. № 422 "О  внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15.03 1997 г № 318"37.

   Рассмотрим  подробнее сущность и принципы индивидуального  (персонифицированного) учета.

   Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей обязательного пенсионного страхования.

   Целями  индивидуального (персонифицированного) учета являются:

– создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

– обеспечение достоверности сведений о стаже, заработке и страховых взносах, определяющих размер трудовых пенсий при ее назначении;

– создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

– развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР;

– создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в ПФР, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного обеспечения; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам. Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов занятого населения призван содействовать решению как минимум четырех принципиальных задач: Во-первых, персонифицированный учет приведет механизмы пенсионной системы в соответствие с развивающимися рыночными отношениями. Во-вторых, без персонифицированного учета страховых взносов невозможно развивать обязательное пенсионное страхование в направлении установления зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов в пенсионную систему. Такая зависимость должна положительно повлиять на бюджет пенсионной системы, поскольку она создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов. В-третьих, персонифицированный учет создаст возможность более точного прогнозирования изменений численности занятого населения и пенсионеров в стране, как в целом, так и по профессиям, по продолжительности стажа позволит более точно оценить необходимые расходы на выплату пенсий и расчет страхового тарифа. В-четвертых, персонифицированный учет страховых взносов позволит удешевить систему административного контроля за правильностью перечисления взносов обязательного пенсионного страхования страхователями, дополнить его контролем со стороны работников. Внедрение персонифицированного учета уплаты страховых взносов и приобретенных пенсионных прав на основе применения современных средств информатики упорядочит весь пенсионный процесс при переходе на новые принципы назначения пенсий в жесткой зависимости от уплаты страховых взносов. Такой учет не только укрепит дисциплину плательщиков взносов, но и позволит существенно упростить и облегчить процедуру назначения пенсий, избавит от необходимости сбора и предоставления в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, многочисленных документов о стаже работы и заработке, поскольку эти органы будут уже располагать всеми необходимыми сведениями. В результате сократятся сроки оформления пенсий и отпадет необходимость ведения трудовых книжек, с которыми в условиях перехода к рыночным отношениям связаны многочисленные злоупотребления. Создание необходимой базы данных персонифицированного учета требует определенного времени для накопления соответствующей информации.

   Наряду  с этим внедрение элементов персонифицированного учета страховых взносов с использованием его данных при назначении пенсии в ближайшие 2-3 года может быть осуществлено и в профессиональном разрезе.

   Для осуществления работ по обработке  информации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июля 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при ПФР. С целью наиболее экономичной организации процессов обработки информации и в соответствии с разработанной технологией персонифицированного учета на нижнем уровне структуры ПФР образованы межрайонные пункты персонифицированного учета (МРП), включающие в свой состав Управления ПФР в районах и городах. В этих пунктах установлены серверы марки AS-400 для ввода принятой информации в базу данных системы персонифицированного учета38.

   МРП организуют обработку в программно-техническом  комплексе системы персонифицированного учета (ПТК СПУ) регистрационных данных и начальную регистрацию застрахованных лиц, обработку индивидуальных сведений. Сбор от страхователей и самозанятого населения необходимой информации и документальных сведений для выполнения работ по персонифицированному учету и их доставку в МРП производят специалисты ПФР на местах. В таком же порядке осуществляется взаимодействие страхователя и самозанятого населения с МРП по другим вопросам персонифицированного учета. Обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования законодательно возложена на ПФР. Так, в Положении о Пенсионном фонде России указано, что одной из основных задач ПФР является "организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальным (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)".

   Начиная с 2000 года, персонифицированным учетом охвачена вся территория Российской Федерации. В рамках системы персонифицированного учета на каждое застрахованное лицо открыт индивидуальный лицевой счет.

   До  момента введения страховых принципов  в пенсионное обеспечение, то есть за период до 2002 года, система персонифицированного учета обеспечивала сбор сведений о заработке, на который начисляются пенсионные взносы, и трудовом стаже. Кроме того, в индивидуальный лицевой счет включены сведения о времени работы каждого застрахованного лица в особых условиях труда, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет и о нестраховых периодах.

   С 2002 года трудовые пенсии вновь выходящим  на пенсию по старости назначаются в рамках системы персонифицированного учета по данным индивидуальных лицевых счетов.

   С целью обеспечения внедрения  условно-накопительных и накопительных принципов в пенсионную систему индивидуальный лицевой счет застрахованного лица аккумулирует следующую дополнительную информацию39:

  1. сумма страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо на страховую часть трудовой пенсии;
  2. сумма страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо на накопительную часть трудовой пенсии;
  3. сумма инвестиционного дохода, начисленного на средства, поступившие на накопительную часть за застрахованное лицо;

   4) сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в обязательные профессиональные пенсионные системы.

   Для того, чтобы в максимальной степени отразить указанную

   информацию, с 2002 года в составе лицевого счета  каждого застрахованного лица открыты общая, специальная и профессиональная части (разделы).

   Роль  полученных данных заключается в  том, чтобы до 2013 года сформировать стартовый пенсионный капитал полностью.

   Для того, чтобы рассчитать пенсионный капитал будущего пенсионера нужны  сведения о стаже и сведения о  зарплате за время до 2002 года.

   Органами  ПФР и страхователями проведена  предварительная работа по сбору этих данных. В настоящее время прорабатывается технология по использованию этих сведений на индивидуальных лицевых счетах.

   Данные  за 2000-2001 годы имеющиеся в ПФР  позволяют у 60 % застрахованных лиц определить стартовый пенсионный капитал на 01.01. 2002 г. без сбора дополнительных документов. По остальным гражданам, численность которых, по прогнозным данным отделения ПФР по РТ, составляет 40 %, потребуется дополнительно предоставление справки о зарплате за 5 лет. В настоящее время, застрахованное лицо может предоставить справку в УПРФ по месту жительства. Однако менталитет работающего населения в настоящее время таков, что о будущем размере пенсии граждане начинают задумываться не задолго до выхода на нее. За два три года до ее наступления они только начинают ходить консультироваться к специалистам ПФР. С тем, чтобы активизировать работающее население по данному вопросу предлагается после обработки указанных сведений и осуществления расчета стартового пенсионного капитала проинформировать работающие население о размере этого капитала. Анализируя приведенные данные можно сделать следующие выводы: За рассматриваемый период понизился процент рассмотрения заявлений граждан о назначении им пенсий, если в 2002 году он составлял 103,5 % то в 2003–2004 годах опустился до 92–95 %. Соотношение назначенных государственных и трудовых пенсий за рассматриваемый период практически не изменилось. Наблюдалось лишь незначительное колебание этого показателя в 2003 г. Анализируя городские и республиканские данные о рассмотрении и назначении гражданам пенсий можно сказать, что за рассматриваемый период незначительно уменьшилось число получателей трудовых пенсий с 94% в 2002 г. до 93 % в 2004 г. Также наблюдалось незначительное снижение количества получателей всех видов пенсий в 2003 году. Устойчивое соотношение по отношению к трудовым пенсиям занимают пенсии, назначенные по данным персонифицированного учета с учетом трудового вклада каждого работающего. Количество граждан обратившихся за перерасчетом страховых взносов в 2004 году составило 125512 человек. За аналогичный период 2003 года было зафиксировано 29326 обращений. Более чем четырех кратное увеличение количества обращений граждан свидетельствует о повышении их активности. Анализируя данные можно сделать выводы, что и в дальнейшем доля назначенных с учетом страховых взносов трудовых пенсий будет постепенно повышаться.

   В целях обеспечения оперативности  и качества обслуживания населения  разработана и внедрена во всех Управлениях ПФР автоматическая программа по приему населения - АРМ «Клиентская служба».

   Ее  создание преследовало следующие основные цели:

   1. Создание автоматизированного рабочего места по ведению базы данных обращений населения, обеспечивающей взаимодействие со всеми информационными ресурсами ПФР, необходимыми для оперативного решения задач в разделах:

– назначение, перерасчет и выплаты пенсий;

– персонифицированный учет;

– конвертация пенсионных прав;

– социальные программы;

– медицинское страхование;

– инвестирование;

– прочее. 

   
  1. Создание  единого стандарта обработки обращений населения.
  2. Обеспечение контроля за сроками исполнения дел по любым типам обращений.
  3. Повышение качества и эффективности приема населения.

   По  персонифицированному учету программа  позволяет вести учет приема страхователей и регистрировать обращения:

– на предмет анкетирования и выдачи страхового свидетельства, обмена и выдачи дубликата;

– о состоянии индивидуального лицевого счета, объединения ИЛС и актуализации адресной части.

   Таким образом, значимость проведенной в  РФ пенсионной реформы очевидна и непосредственно связана как с социально-политическими, так и с экономическими аспектами текущего развития России40.

   Экономический аспект пенсионной реформы связан с  трансформацией пенсионных отчислений населения на пенсионное обеспечение в целом, созданы механизмы сохранения реальной стоимости накоплений, либо их увеличение при соблюдении жестких ограничений (например, заданных критериев рисков вложений) образована информационная база данных застрахованных лиц, позволяющая осуществлять прогнозирование развитие пенсионной системы на долгосрочный период, сформирована тарифная политика ПФР, пенсионные отчисления населения закреплены в виде индивидуальных возмездных платежей.

   Все это должно позволить экономически стабилизировать пенсионное обеспечение в стране и создать персонифицированные резервы будущих поколений пенсионеров41. 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации