Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 12:43, дипломная работа
Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной
Введение…………………………………………………………………………....3
1. Теоретико-методологические основы изучения пенсионной системы
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты населения…………………………………………………………………7
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………...............7
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной защиты населения…………….……………………………………17
1.3. Социальная значимость реформирования пенсионной
системы Российской Федерации………………………………………………..27
2. Решение проблем реформирования пенсионной системы
Российской Федерации…………………………………………………………..35
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации…………………………………………………………..50
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение………………………………………………………………………..74
Библиографический список………
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
Проблемы
реформирования пенсионной
системы Российской
Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Теоретико-методологические
основы изучения пенсионной
Российской Федерации как одного из субъектов социальной
защиты
населения………………………………………………………
1.1. Особенности
возникновения пенсионной
Российской
Федерации…………………………………………………..
1.2. Пенсионная система Российской Федерации как субъект
социальной
защиты населения…………….……………………………………
1.3. Социальная
значимость реформирования
системы
Российской Федерации………………………………………………..
2. Решение
проблем реформирования
Российской
Федерации………………………………………………………
2.1. Направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности)…………35
2.2. Реализация тарифной политики Пенсионного фонда
Российской
Федерации………………………………………………………
2.3. Организация системы индивидуального
(персонифицированного) учета…………………………………………………64
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список……………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что одна из острых социально-экономических проблем России пенсионное обеспечение граждан пожилого возраста, инвалидов, членов семей, потерявших кормильца. Оно затрагивает жизненные интересы 43 млн. малоимущих слоев населения – почти четвертой части всего населения страны. Для большинства этих граждан главной является проблема выживания, так как размер получаемых ими пенсий ниже рассчитанных учеными самых скудных норм существования1.
Сегодня пенсионная система уже не ассоциируется только с пенсионерами и любые, даже самые незначительные преобразования затрагивают всех, что свидетельствует об актуальности выбранной темы дипломной работы.
В 90-е годы XX века отечественная пенсионная система претерпевала существенные изменения: ее бюджет был отделен от федерального бюджета; введены элементы пенсионного страхования; налажен персонифицированный учет работающего населения, позволяющий регистрировать накапливаемые пенсионные права; создана федеральная система сбора страховых взносов в рамках Пенсионного фонда Российской Федерации.
Эти меры способствовали стабильному функционированию пенсионной системы, позволили отчасти смягчить резкое обеднение пенсионеров. В кризисные периоды на территориях со значительной долей безработного населения, в условиях длительных невыплат заработной платы, пенсии зачастую оказывались единственным гарантированным источником дохода семьи.
Однако следует признать, что в последние десятилетие прошлого века созданы лишь предпосылки для проведения необходимых преобразований в системе пенсионного обеспечения. Средний размер пенсий, несмотря на регулярные индексации, составлял только 80% прожиточного минимума пенсионера, а разрыв между минимальной и максимальной пенсиями оставался незначительным.
Такая ситуация была обусловлена в основном низким уровнем оплаты труда, служащей базой для начисления страховых пенсионных взносов. По этой причине треть работавших (будущих пенсионеров) не могла быть обеспечена в должном объеме страховыми пенсионными платежами; еще для 50% работавших страховые взносы были едва достаточны для зарабатывания пенсионных прав на получение сравнительно небольших пенсий (в диапазоне 100-200% прожиточного минимума), и лишь пятая часть работавших могла быть обеспечена страховыми платежами, гарантирующими получение пенсии в размере 200 и более процентов прожиточного минимума пенсионера.
По существу, система пенсионного страхования действительно страховой в 1990-е годы не стала: величина пенсий не зависела от объема внесенных страховых взносов, а роль страхования сводилась к выравниванию доходов населения.
Сложившаяся модель экономических отношений основных субъектов пенсионной системы (работодателей и работников) не только не побуждала их к уплате страховых взносов, но и в определенной степени способствовала утаиванию фактических размеров заработной платы. Соответственно, взносы, уплачиваемые в ПФР, оказывались заниженными.
Таким образом, можно утверждать, что потенциал пенсионного обеспечения, функционирующего на принципах пенсионного вспомоществования, был исчерпан. Необходим был переход к новой экономической модели взаимоотношений субъектов пенсионной системы, основанной на механизмах и современных технологиях пенсионного страхования, что потребовало не только серьезной модификации пенсионной системы, но и существенных изменений в подходах к выстраиванию политики в области заработной платы, рынка труда и демографии.
Необходимость реформирования отечественной пенсионной системы определялась сложными взаимообусловленными социально-экономическими и демографическими процессами, которые носили объективный и долгосрочный характер. Трансформация общественного уклада повлекла за собой кардинальные изменения условий найма рабочей силы и ее структуры, резкую дифференциацию (отраслевую и региональную) заработной платы и других форм доходов. Последствия фиксируемых сегодня неблагоприятных тенденций в демографической сфере, которые, по прогнозам, усилятся к 2007 г., будут негативно влиять на пенсионную систему на протяжении ближайшего полувека.
Разработанность темы. Проблемы реформирования пенсионной системы находят отражение в ряде публикаций: Гайдар Е. (Достижения и проблемы российской пенсионной системы); Роик В.(Реформы пенсионной системы); Дмитриев М. (Пенсионная система: выбор оптимальной модели); Морозова Т.В. (Негосударственное пенсионное обеспечение); Рейно Э. (Финансирование пенсий по старости: распределительная и накопительная система в Европейском союзе). Организационно-экономическим основам пенсионной системы РФ посвящены работы Зурабова М.Ю., коллектива специалистов УПФР по РТ, Шафигуллина А.Р., Груничева А.С., Мишиной Л.Н2. Финансовым аспектам системы государственного пенсионного страхования уделяет внимание Соловьев А3.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации, а ее предметом является проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
Цель исследования – анализ проблем реформирования пенсионной системы Российской Федерации.
В соответствии с этой целью в исследовании ставились следующие задачи:
– рассмотрение особенностей возникновения пенсионной системы Российской Федерации;
– изучение пенсионной системы Российской Федерации как субъекта социальной защиты населения;
– выявление социальной значимости реформирования пенсионной
системы Российской Федерации;
– раскрыть сущность направления развития пенсионной системы
Российской Федерации (в аспекте реформаторской деятельности);
– изучение реализации тарифной политики Пенсионного фонда
Российской Федерации;
–изучение
организации системы
Структура
работы. Исследование состоит из введения,
двух глав, заключения, библиографического
списка, насчитывающего более 80-ти источников.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ
1.1. Особенности возникновения пенсионной системы
Российской
Федерации
Пенсионная система в Российской Федерации это совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии4.
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Статья 39 Конституции РФ гласит:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.
Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д.
Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании.
Степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.
Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права – привилегии отдельных слоев общества.
Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков5.
Впервые пенсионное обеспечение рабочих было введено в Германии в 1889 г. Инициатор этого самого гуманного акта нашей цивилизации – О. Бисмарк. Он был первым государственным деятелем, который позаботился о судьбах старых граждан своей страны. В 1891 г. пенсионное обеспечение было введено в Дании, а затем в 1898 г. – в Новой Зеландии. Для большинства европейских стран пенсионное обеспечение не насчитывает и ста лет. Так, в Великобритании оно осуществляется с 1908 г., в Голландии и Швеции – с 1913 г., в Испании – с 1919 г., во Франции – с 1930 г. Довольно поздно пенсионное обеспечение появилось в США – в 1935 г., в Японии – в 1941 г., в Швейцарии – в 1946 г.
Информация о работе Проблемы реформирования пенсионной системы Российской Федерации