Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:59, курсовая работа
Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способов её формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие правовой культуры,
- определить на какие виды она делится,
Введение
Глава 1.Общие положения о государственном и муниципальном управлении в Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки государственного управления
1.2 Муниципальное управление и его признаки
Глава 2.Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
2.1 Понятия и структура правовой культуры
2.2 Виды правовой культуры
2.3 Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
Заключение
Литература
Здесь мы подробно остановились и разобрались на какие виды делится правовая культура. Из этой главы мы можем сделать вывод, что правовая культура - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики.
2.3 Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.
Согласиться
с этим с позиции науки нельзя.
Правовая культура, как уже отмечалось
ранее, не есть нечто обособленное,
она, являясь частью культуры в целом,
органично переплетена с
Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления из сказок, в ролевых играх приобретает понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».
Ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.
Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в этом плане обратиться к правовой культуре личности.19
Так, в частности, существует мнение, что «вопреки обыденному представлению ни позитивные, ни негативные санкции сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания от запретного поведения, ибо между поведением и санкционированием нет механической связи типа „стимул — реакция“.20 Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».
Иными словами исследования показывают, что тот или иной человек не совершает противоправных действий в большей степени не потому, что предвидит соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.
Несколько похожая мысль высказывается А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, — это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет, куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.
Для правомерного поведения в большинстве случаев достаточно усвоение индивидом социальных ценностей и общих правовых принципов.21
Оценивая важную роль правовой культуры в регулировании социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии социальным недугам.22
Важно
так же отметить роль правовой культуры
в деле борьбы за субъективные права.
Высокая правовая культура личности
обуславливает нетерпимость к любым
нарушениям законности и правопорядка
вообще, в том числе, и к нарушению субъективных
прав граждан.23
Таким
образом, мы можем сделать вывод
что, правовая культура несёт на себе
не только функцию аккумулирования
и наследования правовых ценностей,
но и, через субъективизацию правовых
ценностей, сама по себе, наряду с нормами
права, выступает важным регулятором социальных
отношений. Роль правовой культуры гражданина
можно выразить следующей формулой: знать
- уважать - соблюдать. Имеются в виду требования
законов. Как и в случае с правосознанием,
это первичный, обыденный уровень правовой
культуры, приобретающий, однако, и общественное
значение. Правовая культура предполагает
умение грамотно и юридически обоснованно
говорить. Раскрытие правовой терминологии,
языка юридических актов, толкование и
разъяснение содержания законов являются
составной частью правового просвещения
граждан. От правоведов, в свою очередь,
требуется умение правильно, на профессиональном
уровне составлять тексты юридических
актов, употреблять в своей речи правильные
в этическом смысле слова. Им не позволено
выражаться языком публицистики, которая
зачастую внедряет в народное сознание
элементы так называемого «жаргонного
языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка»,
«облава», создавая при этом ореол сквернословия.
«Этого рода «практика» ведёт к нравственному
и правовому разрушению личности.24
Формирование правовой культуры — сложный
длительный процесс, затрагивающий все
стороны общественной жизни. Средствами
формирования являются пропаганда права,
развитие у граждан юридических знаний,
практическое укрепление законности,
наличие сильной юридической науки, совершенствование
системы правовых актов, которое достигается
благодаря наличию в государстве демократичной,
эффективной конституции и высокому правовому
и технико-юридическому качеству законов.25
Пример руководителей, должностных лиц
государственного аппарата, участвующих
в законодательной и правоприменительной
деятельности оказывает большое влияние
в процессе формирования правовой культуры
общества.26 Правовая культура —
необходимое условие сознательного осуществления
гражданином своего долга перед обществом,
что способствует преодолению отсталых
взглядов, отклоняющегося поведения людей,
предотвращению случаев произвола и насилия
над личностью. Научно обоснованные правовые
представления граждан являются предпосылками
укрепления законности и правопорядка,
без чего невозможно построить гражданское
общество и правовое государство.
Заключение
Подводя
итог работы, можно сказать, что формирование
правовой культуры — это сложный
и длительный процесс, затрагивающий
все стороны общественной жизни.
Средствами формирования правовой культуры
являются пропаганда права, развитие у
граждан юридических знаний, практическое
укрепление законности, наличие сильной
юридической науки, совершенствование
системы правовых актов, которое
достигается благодаря наличию
в государстве демократичной, эффективной
конституции и высокому правовому
и технико-юридическому качеству законов
и подзаконных актов. Пример руководителей,
должностных лиц
Правовая
культура — необходимое условие
сознательного осуществления
В настоящее время существует масса проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. А также сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.29 Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”. Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых “рыночных законов” и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.
Российское государство призвано уделять должное внимание повышению политический, правовой, нравственной культуры граждана, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно участвовал в управлении общественными и государственными делами.
Роль правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. 30Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.31
Заканчивая свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правовой культуре:
“Значение и сила права в том, что оно осознается отдельными личностями, как должный порядок общественной жизни”.
“Право выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о должном порядке общественных отношений”.
“Право определяет рамки осуществления разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни”.
Литература
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: “Новый Юрист”.2008г.
Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2005г.
Вершигора Е.Е. менеджмент: Учебник для вузов – 2 издание,2002г.
Дугин А. Г. Теория евразийского государства // В кн.: Алексеев Н. Н. Русский народ и государство, 2008г.
Ковалева И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX веков, 2002г, В. Новгород
Лившиц
Р. 3. Государство и право в