Правовая культура и ее роль в системе государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способов её формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие правовой культуры,
- определить на какие виды она делится,

Содержание

Введение
Глава 1.Общие положения о государственном и муниципальном управлении в Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки государственного управления
1.2 Муниципальное управление и его признаки
Глава 2.Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
2.1 Понятия и структура правовой культуры
2.2 Виды правовой культуры
2.3 Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Гуманитарный колледж при Российском Государственном Гуманитарном Университете.docx

— 74.01 Кб (Скачать)

       Здесь мы подробно остановились и разобрались на какие виды делится правовая культура. Из этой главы мы можем сделать вывод, что правовая культура - часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики.

       2.3 Роль правовой  культуры в государственном  и муниципальном  управлении

       В обыденных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться  с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что  правовая культура присуща только обществу с развитым правовым государством.

       Согласиться с этим с позиции науки нельзя. Правовая культура, как уже отмечалось ранее, не есть нечто обособленное, она, являясь частью культуры в целом, органично переплетена с последней, и, следовательно, в той или иной степени присуща как обществу в целом, так и отдельным индивидам. Мои слова в данном случае подтверждает исследователь Ратинов А. Р., он отмечает, что «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определённых правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п.»

       Ратинов так же пишет: «Усвоение правовых ценностей, правовых норм, стандартов правового поведения идёт в течение  всей жизни. Даже в самом раннем возрасте человек „с молоком матери“ впитывает  первые элементы правовой культуры. Он приобретает навыки и усваивает  стандарты нормативного поведения, получает первые юридические представления  из сказок, в ролевых играх приобретает  понятия о функциях права и  его представителей и постепенно формирует хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности и выполняемых ролей происходят интенсивное обогащение и развитие этой, равно как и иных, сфер сознания».

Ни индивид, ни общество в целом не могут быть лишены правовой культуры. Но она может быть очень низкой.

       Определив непременное наличие правовой культуры в жизни общества, следует обратиться к её роли в нем. В целом, роль правовой культуры общества мало чем отличается от роли культуры вообще. Интересней в  этом плане обратиться к правовой культуре личности.19

       Так, в частности, существует мнение, что  «вопреки обыденному представлению  ни позитивные, ни негативные санкции  сами по себе не в состоянии обеспечить выполнения должного и воздержания  от запретного поведения, ибо между  поведением и санкционированием  нет механической связи типа „стимул — реакция“.20 Нужно иметь в виду относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности, её конкретное содержание, характер усвоенных ценностей, норм, установок и ориентации, опосредовавших разные стороны социальной действительности, и в частности её правовую сферу. Поэтому действенность санкций зависит как от их объективного характера (значения), так и, в большей мере, от их субъективного смысла».

       Иными словами исследования показывают, что  тот или иной человек не совершает  противоправных действий в большей  степени не потому, что предвидит  соответствующее наказание, а именно потому, что сам считает этот поступок недостойным, опасным, противоречащим жизненным принципам, системе ценностей  и т. д. В этом, собственно, и проявляется относительно автономный характер ценностно-нормативной сферы личности.

       Несколько похожая мысль высказывается  А. И. Экимовым и Д. И. Луковской: «Всеобщее знание законов, как неоднократно отмечалось в социалистической правовой литературе, — это фикция… Нет, например, никакой надобности во всеобщем знании квалифицирующих признаков, отличающих кражу от ограбления или разбоя. Важно другое: чтобы каждый ясно осознавал недопустимость хищения личного, государственного или общественного имущества или посягательства на личность другого человека» Выходит, что правовая культура в деле регулирования социальных отношений и стимуляции правомерного поведения играет, куда большую роль, нежели количество содержащихся в нормах права запретов или суровость наказания за их нарушение.

       Для правомерного поведения в большинстве  случаев достаточно усвоение индивидом  социальных ценностей и общих  правовых принципов.21

       Оценивая  важную роль правовой культуры в регулировании  социального поведения не трудно уяснить её роль в противодействии  социальным недугам.22

       Важно так же отметить роль правовой культуры в деле борьбы за субъективные права. Высокая правовая культура личности обуславливает нетерпимость к любым нарушениям законности и правопорядка вообще, в том числе, и к нарушению субъективных прав граждан.23 

       Таким образом, мы можем сделать вывод  что, правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования  и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений. Роль правовой культуры гражданина можно выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. Правовая культура предполагает умение грамотно и юридически обоснованно говорить. Раскрытие правовой терминологии, языка юридических актов, толкование и разъяснение содержания законов являются составной частью правового просвещения граждан. От правоведов, в свою очередь, требуется умение правильно, на профессиональном уровне составлять тексты юридических актов, употреблять в своей речи правильные в этическом смысле слова. Им не позволено выражаться языком публицистики, которая зачастую внедряет в народное сознание элементы так называемого «жаргонного языка», как «шестёрка», «главарь», «разборка», «облава», создавая при этом ореол сквернословия. «Этого рода «практика» ведёт к нравственному и правовому разрушению личности.24 
Формирование правовой культуры — сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов.25 
Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.26 Правовая культура — необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления граждан являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

 

       

       Заключение

       Подводя итог работы, можно сказать, что формирование правовой культуры — это сложный  и длительный процесс, затрагивающий  все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры являются пропаганда права, развитие у  граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной  юридической науки, совершенствование  системы правовых актов, которое  достигается благодаря наличию  в государстве демократичной, эффективной  конституции и высокому правовому  и технико-юридическому качеству законов  и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной  и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в  процессе формирования правовой культуры общества.27

       Правовая  культура — необходимое условие  сознательного осуществления гражданином  своего долга перед обществом, что  способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей, предотвращению случаев произвола  и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления  граждан являются предпосылками  укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское  общество и правовое государство.28

       В настоящее время существует масса  проблем в процессе формирования правовой культуры. Это, в первую очередь  правовая безграмотность населения, сложный  процесс правотворчества, нередкое противоречие нормативно-правовых актов  реальной действительности, а также  не развитая идеология сильного правового  государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. А также сложившиеся стереотипы коллективного правосознания, конечно, не остаются неизменными. Под воздействием жизни, пропаганды, реформ, открывающих новые возможности, они развиваются, модифицируются. Однако вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе.29 Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”. Это увеличивается вероятность несовпадения принимаемых государством законов и права, выражающего нормы массовой культуры. Возникающее здесь противоречие будет тормозить принятие новых “рыночных законов” и снижать эффективность уже принятых. Лишь преодоление стереотипов массового сознания позволит успешно двигаться к обществу, основанному на обменных отношениях. Для разрешения этих и других проблем необходимо целенаправленная политика государства на повышения уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусство. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правовой культуры.

       Российское государство призвано уделять должное внимание повышению политический, правовой, нравственной культуры граждана, настойчиво добиваться, чтобы каждый человек умел с позиции общегосударственных интересов оценивать общественные явления, отстаивал идеалы и духовные ценности нашего общества, сознательно участвовал в управлении общественными и государственными делами.

       Роль  правовой культуры гражданина можно  выразить следующей формулой: знать - уважать - соблюдать. Имеются в виду требования законов. Как и в случае с правосознанием, это первичный, обыденный уровень правовой культуры, приобретающий, однако, и общественное значение. Развитие правосознания гражданина, общества способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. 30Внесение научно обоснованных, взвешенных правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.31

       Заканчивая  свою работу, мне бы хотелось привести несколько интересных высказываний о правовой культуре:

       “Значение и сила права в том, что оно  осознается отдельными личностями, как  должный порядок общественной жизни”.

       “Право  выражает собою не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективное представление самой личности о  должном порядке общественных отношений”.

       “Право  определяет рамки осуществления  разнообразных интересов, составляющих содержание общественной жизни”.

 

       

       Литература

       Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: “Новый Юрист”.2008г.

       Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2005г.

       Вершигора Е.Е. менеджмент: Учебник для вузов – 2 издание,2002г.

       Дугин А. Г. Теория евразийского государства // В кн.: Алексеев Н. Н. Русский народ и государство, 2008г.

       Ковалева  И. В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX — начала XX веков, 2002г, В. Новгород

       Лившиц  Р. 3. Государство и право в современном  обществе: необходимость новых подходов // Гос-во и право. 2002. № 10.

Информация о работе Правовая культура и ее роль в системе государственного и муниципального управления