СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЕЙ
- Безработица
муниципального образования как фактор
нестабильности экономической основы
муниципалитета……………………………………………………………………..7
- Законодательная
база по урегулированию безработицы………………………………..17
- Управление
безработицей на уровне муниципалитета
моногорода……………………24
- АНАЛИЗ
ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ, ПУТЕЙ ЕЁ
РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
- Анализ факторов
внешней и внутренней среды, влияющих
на формирование рынка труда…………………………………………………………………………………………31
- Анализ законодательной
базы по управлению безработицей…………………………..40
- Анализ проблем
безработицы……………………………………………………………..47
- ПУТИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЛЕСОСИБИРСКА
- Программа
мероприятий…………………………………………………………………..54
- Социально-экономическая
эффективность предложенных мероприятий……………..67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК…………………………………………………………78
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………...81
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
темы исследования определяется особенностями
социально-экономических процессов
в современном российском обществе,
связанными, прежде всего, со становлением
рыночных отношений в сфере занятости.
Как показал российский опыт последнего
десятилетия, нельзя надеяться на то,
что рынок без участия государства
сам расставит все на свои места.
Особенно опасно целиком полагаться
на рыночную стихию сегодня, когда безработица
все более приобретает скрытый
характер, растет теневая занятость
и т.п. В создавшихся условиях
государственное регулирование
занятости и безработицы приобретает
большое значение.
При
осуществлении политики занятости
государству приходится сегодня
не столько управлять социально-трудовыми
отношениями, сколько заниматься вопросами
их урегулирования. Поэтому необходимо
делать акцент не на государственном
управлении, а на регулировании, которое
предполагает высокую степень самоорганизации
объекта воздействия. Отсюда вытекает
потребность в корректировке
государственной политики занятости
в целом. Необходимо выработать такой
механизм управления трудовыми ресурсами,
который предполагает наличие не
только централизованного воздействия
государства, но и адекватного рыночной
ситуации процесса саморегуляции.
В
настоящее время в России наблюдается
все больший перекос в сторону
регионального регулирования занятости
и безработицы, поскольку этот уровень
власти способен максимально приблизить
предпринимаемые меры по социальной
защите безработных и совершенствованию
системы занятости к особенностям
того или иного региона.
Красноярский
край во многом проявил самостоятельность
и новаторство в разработке основных
направлений государственной политики
в сфере занятости, что выразилось
в более стабильном положении
экономически активного населения
на рынке труда. Однако остается немало
проблем, наличие которых актуализирует
необходимость совершенствования процесса
государственного воздействия на занятость
и безработицу. Среди них, прежде всего,
сложности с трудоустройством социально
уязвимых слоев населения, среди которых
особой поддержки требует молодежь; несоответствие
между уровнем образования экономически
активного населения и его востребованностью
на рынке труда и т.д.
Объект
исследования: занятость и безработица
в г. Лесосибирске Красноярского
края. Предмет исследования: механизм
осуществления государственного регулирования
занятости и безработицы в
городе.
Цель
курсовой работы: выявление специфики
процессов государственного регулирования
занятости и безработицы г. Лесосибирска.
В
соответствии с этой целью были определены
следующие задачи:
- анализ факторов
внешней и внутренней среды, влияющих
на формирование рынка труда;
- изучение
механизма воздействия государства на
процессы занятости и безработицы в городе;
- анализ законодательной
базы по управлению безработицей;
- анализ проблем
безработицы;
- изучение
практических рекомендаций по совершенствованию
механизма государственного регулирования
занятости и безработицы;
- изучение
социально-экономической эффективности
предложенных мероприятий.
Теоретические
и методологические основы исследования.
Важнейшим методом исследования
явился системный анализ, применяемый
при анализе механизма государственного
регулирования безработицы. Системный
анализ позволил рассмотреть процесс
государственного регулирования социальных
отношений во взаимосвязи с саморегулированием
рынка. Социально-экономическая ситуация
в Лесосибирске такова, что жесткое
управление социальными процессами
на рынке труда изжило себя в виду
становления саморегулятивных процессов
в сфере безработицы. Сегодня актуально
такое воздействие государства, которое
позволит осуществить реформу рынка труда,
не вступающую в противоречие с его тенденциями
к самоорганизации и саморегуляции.
Государственное
регулирование занятости и государственное
регулирование безработицы пересекаются
в той области, в которой государство
стремится создать рациональную
систему занятости, то есть такую
занятость, которая будет максимально
сочетаться с естественным уровнем
безработицы — все желающие работать
будут удовлетворены в своей
потребности быть востребованными
на рынке труда. Поэтому государственное
регулирование занятости и безработицы
должно представлять собой единый процесс,
а, следовательно, и обладать едиными
формами, общими целями и способами
осуществления своих задач.
Государственное
регулирование безработицы предполагает
наличие механизма своего осуществления,
который состоит из четырех составляющих,
а именно: правового и организационного
обеспечения рынка труда, системы
социальных гарантий, предоставляемых
государством занятым и безработным
гражданам, и экономических мероприятий.
Каждый
элемент механизма государственного
регулирования безработицы должен
непременно соотноситься с саморегулятивными
процессами рынка труда. Наиболее широко
эти процессы развернулись в организационном
элементе механизма, наглядным примером
которых стала развернувшая свою
деятельность, в том числе и
в Лесосибирске, система частных
агентств по трудоустройству населения.
Эти агентства не стали конкурентами
государственной системы трудоустройства,
поскольку они действуют на разных
сегментах рынка труда.
Социальные
гарантии и экономические мероприятия
как самостоятельные элементы механизма
государственного регулирования безработицы
не обладают свойством саморегуляции
и являются предметом исключительного
ведения государства.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованной литературы и 4
приложений. Библиографический список
включает 33 наименований. Объем работы
составляет 84 страницы компьютерного
текста.
- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
БЕЗРАБОТИЦЕЙ
- Безработица
муниципального образования
как фактор нестабильности
экономической основы
муниципалитета
Основные
категории населения
Важным явлением, характеризующим
макроэкономическую нестабильность
и имеющим циклический характер
развития, выступает безработица.
Чтобы определить, кто такие безработные,
следует рассмотреть основные
категории населения страны.
Население (population – POP) страны
с макроэкономической точки зрения
делится на две группы: включаемые
в численность рабочей силы (labour
force - L) и не включаемые в численность
рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.
К категории «non-labour force» относят
людей, не занятых в общественном
производстве и не стремящихся
получить работу. В эту категорию
автоматически включаются следующие
группы населения: дети до 16 лет;
лица, отбывающие срок заключения
в тюрьмах; люди, находящиеся в
психиатрических лечебницах и
инвалиды. (Эти категории людей
называют «институциональным населением»,
поскольку они находятся на
содержании государственных институтов.)
Кроме того, к категории не
включаемых в численность рабочей
силы относятся люди, которые
в принципе могли бы трудиться,
но не делают этого в силу
разных причин, т.е. которые не
хотят или не могут работать
и работу не ищут: студенты
дневного отделения (поскольку
должны учиться); вышедшие на пенсию
(поскольку уже отработали свое);
домохозяйки (поскольку хотя и
трудятся полный рабочий день,
но не в общественном производстве
и не получают плату за свой
труд); бродяги (поскольку просто
не хотят работать); люди, прекратившие
поиск работы (искавшие работу, но
отчаявшиеся ее найти и поэтому
выбывшие из состава рабочей
силы).
К категории «labour force» относят
людей, которые работать могут,
работать хотят и работу активно
ищут. Т.е. это люди, либо уже
занятые в общественном производстве,
либо не имеющие места работы,
но предпринимающие специальные
усилия по ее поиску. Таким
образом, общая численность рабочей
силы делится на две части:
занятые
(employed - E) - т.е. имеющие работу, причем
неважно, занят человек полный рабочий
день или неполный, полную рабочую
неделю или неполную. Человек также
считается занятым, если он не работает
по следующим причинам: а) находится в
отпуске; б) болеет; в) бастует;
безработные
(unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но
активно ее ищущие. Поиск работы
является главным критерием, отличающим
безработных от людей, не включаемых
в рабочую силу.
Таким образом, общая численность
рабочей силы равна: L = E + U.
(При этом военнослужащие, находящиеся
на действительной воинской службе,
хотя формально и относятся
к занятым, как правило, при
подсчете показателя уровня безработицы
не учитываются в общей численности
рабочей силы. Этот показатель
обычно (если это не оговаривается
специально) рассчитывается только
для гражданского сектора экономики.)
Показатели количества занятых
и безработных, численности рабочей
силы и численности не включаемых
в рабочую силу являются показателями
потоков. Между категориями «занятых»,
«безработных» и «не включаемых
в рабочую силу» постоянно
происходят перемещения (рис. 1). Часть
занятых теряет место работы, превращаясь
в безработных. Некоторая доля безработных
находит работу, становясь занятыми. Часть
занятых увольняется с работы и покидает
общественный сектор экономики (например,
выходя на пенсию или становясь домохозяйкой),
а часть безработных, отчаявшись, прекращает
поиски работы, что увеличивает численность
не включаемых в рабочую силу. При этом
часть людей, не занятых в общественном
производстве, начинает активный поиск
работы (неработающие женщины; закончившие
высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся
бродяги). Как правило, в условиях стабильной
экономики, количество людей, теряющих
работу, равно числу людей, активно ее
ищущих.
Рисунок 1.
Основным
показателем безработицы является
показатель уровня безработицы. Уровень
безработицы (rate of unemployment - u) представляет
собой отношение численности
безработных к общей численности
рабочей силы (сумме количества занятых
и безработных), выраженное в процентах:
u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.
Еще одним важным показателем
статистики труда выступает показатель
уровня участия в рабочей силе
(labour force participation rate), который представляет
собой отношение численности
рабочей силы к общей численности
взрослого населения, выраженное
в процентах: уровень участия
в рабочей силе = рабочая сила
/ численность взрослого населения