Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа
Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
• Исследовать систему государственного управления в России;
• Исследовать систему государственного управления в США;
Введение
Глава 1 Теория государственного управления
Глава 2 Государственное управление в России
2.1 Законодательная власть
2.2 Исполнительная власть
2.3 Судебная власть
Глава 3 Государственное управление в США
3.1 Исполнительная власть
3.2 Законодательная власть
3.3 Судебная власть
Заключение
Список источников и литературы
Содержание
Введение
Глава 1 Теория государственного управления
Глава 2 Государственное управление в России
2.1 Законодательная власть
2.2 Исполнительная власть
2.3 Судебная власть
Глава 3 Государственное управление в США
3.1 Исполнительная власть
3.2 Законодательная власть
3.3 Судебная власть
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.
Процессы модернизации в
современных России и США привели
к переходу общественного развития
в постиндустриальную фазу, где в
информационно открытом обществе роль
государственного управления, затрагивающего
все сферы общества, приобретает
принципиально обновленное
Политологам России и США
важно изучать современные
США сегодня активно сотрудничает
с Россией, развивая стратегическое
партнерство в самых разных областях.
Не смотря на то, что перед Россией
и Америкой стоят разные политические
цели, но пути их достижения и тактические
приемы на пути совершенствования
Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
· Исследовать систему государственного управления в России;
· Исследовать систему государственного управления в США;
Нормативно-правовые акты позволят
рассмотреть особенности
Уставы, приказы, конституция, статьи, выступления содержат официальную информацию. В частности мною были использованы Указы президента, которые отражают основную концепцию руководства странной в сфере государственного управления, конституция РФ и США, различные Федеральные Законы и т.д.
Данные источники являются
непременно очень важными при
раскрытии темы курсовой, так как
являются обязательными для исполнения.
Проанализировав их, мы сможем сделать
вывод, в каком состоянии
В основе методологии исследования лежит компаративный метод, позволяющий выделить общее и особенное в процессе административных реформ в Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Помимо этого использовалась совокупность общенаучных и специальных политологических методов, среди которых системный анализ, институциональный подход, конкретно-исторический подход, социокультурный метод, ситуационный анализ.
Системный анализ позволил
представить процесс
Глава 1 Теория государственного управления
Первоначально необходимо дать
определение понятию
Определение теории государственного управления как науки политической или политико-юридической было бы неполным, если не учесть ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие государства как ядра политической системы на общество в целом, т.е. на социум, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Поэтому государственное управление по своему определению — это деятельность и отношения политико-правовые и социальные. Соответственно и теория государственного управления — это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных понятий. Они характеризуют явления и процессы, в сущности которых сплетены воедино признаки политического и социального. Как это воплощается, например, в основополагающей категории “государство”. Последнее представляет собой не только институт публичной (политической) власти, но также и обозначает общественный институт, а конкретнее, высшую форму организации современного общества.
Понятие “политическое управление” также означает действие и взаимодействие, связанные с использованием государственной власти и власти общественной.
Определение теории государственного управления как науки политико-правовой и социальной и соответствующая характеристика ее собственных понятий ориентируют, во-первых, на понимание государственного управления как стороны и формы проявления само регуляции общественной системы, как ее самоуправления; во-вторых, на подход к данной научной дисциплине как комплексной, пограничной, сформировавшейся на базе политических, правовых и социальных областей научных знаний.
Таким образом, предметная область
теории государственного управления слагается
из совокупности политико-правовых и
социальных явлений и процессов,
характеризующих сферу
Теория государственного
управления — комплексная наука.
Ученые различных областей социально-политического
знания расчленяют политико-социальную
действительность на разнообразные
элементы: области, аспекты, уровни и
пр. Данная теория решает задачу рассмотрения
государственного управления как целостной,
относительно самостоятельной сферы
деятельности государства и складывающейся
в связи с ней системы
В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:
1. Правовой подход;
2. Политический подход;
3. Управленческий подход.
Согласно правовому подходу,
ключевыми ценностями государственного
управления являются ценности верховенства
права, защиты прав граждан. Государственный
служащий подчинён не столько своему
руководству, сколько требованиям
правового государства и
Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.
Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:
* следования принципу верховенству права (правовой подход);
* следования воле народа (политический подход);
* следования цели получения
нужного социально-
Глава 2 Государственное управление в России
Закрепление системы федеральных
органов, осуществляющих государственную
власть в РФ, является составной
частью понятия основ конституционного
строя. Перечень таких органов является
исчерпывающим, то есть не допускается
создание каких-либо других органов
власти без изменения главы 1 Конституции
РФ. Это особенно важно для федеративного
государства с большим числом
субъектов и сложной системой
разграничения предметов
Согласно Конституции
федеральную государственную
1. Президент РФ;
2. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);
3. Правительство РФ;
4. суды РФ.
Необходимо отметить, что этот перечень соответствует определенным главам Конституции, в которых конкретно определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.
Сопоставление статьи 10 и 11 Конституции, в первой из них государственная власть определена в трех форах, а во второй – в четырех, можно сделать вывод что президентская власть обладает определенными чертами государственной власти, отличными от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства – это отражено в главе 4.
Государственную власть в
субъектах Федерации
1) основам конституционного строя Российской Федерации;
2) общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.
Роль системы устанавливающей основные общие принципы системы органов государственной власти в субъектах РФ выполняет Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.
В федеративном государстве принцип единства государственной власти предполагает четкое распределение компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и её субъектами. Все федеративные государства придают этому принципу первостепенное значение. Хотелось бы отметить, что в ходе обсуждения проекта Конституции России данный вопрос приобрел особую важность, так как к этому времени между Российской Федерацией и её субъектами уже существовал Федеративный договор в виде трех отдельных договоров, определивший разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.
В Конституции РФ к основам конституционного строя отнесено не только признание необходимости такого разграничения, но и указание оснований для него: настоящая Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому вопросу. Конституция отвела вопросу о предметах ведения значительное место, статьи 71-73, установив предметы ведения РФ и предметы совместного ведения Российской Федерации и ей субъектов, а также определив полноту государственной власти субъектов Федерации вне этих предметов. Этим данный вопрос полностью себя исчерпывает. Так как по своей юридической силе Конституция выше Федеративного договора.
2.1 Законодательная власть
Законодательная власть – представительная. На основании выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Джон. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».
Верховенство – и это очень важно – не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, дабы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
Информация о работе Система государственного и муниципального управления