Система государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:01, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа государственного управления в России и США, выявление сходств и отличий.
Данная цель определила постановку следующих задач:
• Исследовать систему государственного управления в России;
• Исследовать систему государственного управления в США;

Содержание

Введение
Глава 1 Теория государственного управления
Глава 2 Государственное управление в России
2.1 Законодательная власть
2.2 Исполнительная власть
2.3 Судебная власть
Глава 3 Государственное управление в США
3.1 Исполнительная власть
3.2 Законодательная власть
3.3 Судебная власть
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 56.87 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1 Теория государственного управления

Глава 2 Государственное управление в России

2.1 Законодательная власть

2.2 Исполнительная власть

2.3 Судебная власть

Глава 3 Государственное управление в США

3.1 Исполнительная власть

3.2 Законодательная власть

3.3 Судебная власть

Заключение

Список источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования.

Процессы модернизации в  современных России и США привели  к переходу общественного развития в постиндустриальную фазу, где в  информационно открытом обществе роль государственного управления, затрагивающего все сферы общества, приобретает  принципиально обновленное понимание - его социальной обусловленности, масштабности и эффективности.

Политологам России и США  важно изучать современные политические процессы в соседних странах, что  позволяет находить правильные пути развития и совершенствования добрососедского  сотрудничества.

США сегодня активно сотрудничает с Россией, развивая стратегическое партнерство в самых разных областях. Не смотря на то, что перед Россией  и Америкой стоят разные политические цели, но пути их достижения и тактические  приемы на пути совершенствования государственной  политики и управления во многом совпадают, что обусловлено влиянием информационной революции, глобализацией и развитием  новых технологий управления. Все  это делает современный сравнительный  анализ административных реформ в России и Америкой актуальным и необходимым. Актуальность исследования так же заключается  в возможности заимствования  опыта Америки для реформирования государственного управления в России.

Важнейшей целью исследования является проведение сравнительного анализа  государственного управления в России и США, выявление сходств и  отличий.

Данная цель определила постановку следующих задач:

·           Исследовать систему государственного управления в России;

·           Исследовать систему государственного управления в США;

 

Нормативно-правовые акты позволят рассмотреть особенности государственного управления в России и США. По ним  можно объективно судить о созданной  системе управления. Они имеют  большое значение при решении  исследовательских задач.

Уставы, приказы, конституция, статьи, выступления содержат официальную  информацию. В частности мною были использованы Указы президента, которые  отражают основную концепцию руководства  странной в сфере государственного управления, конституция РФ и США, различные Федеральные Законы и т.д.

Данные источники являются непременно очень важными при  раскрытии темы курсовой, так как  являются обязательными для исполнения. Проанализировав их, мы сможем сделать  вывод, в каком состоянии государственное  управление в России и США, его  структуру, общее и отличное. Но недостатком  данных источников то, что реальное положение дел может не соответствовать  заявленным в документе нормам.

В основе методологии исследования лежит компаративный метод, позволяющий  выделить общее и особенное в  процессе административных реформ в  Российской Федерации и Соединенных  Штатов Америки. Помимо этого использовалась совокупность общенаучных и специальных  политологических методов, среди которых  системный анализ, институциональный  подход, конкретно-исторический подход, социокультурный метод, ситуационный анализ.

Системный анализ позволил представить процесс административных реформ в России и США в виде системной целостности, социокультурный  метод дал возможность проследить культурные различия между странами, а институциональный подход позволил рассмотреть процесс реформ сквозь призму организации ведущих институтов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теория государственного управления 

Первоначально необходимо дать определение понятию государственное  управление, это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся  на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и  эффективности государственного управления выступает социальность - наполненность  государственного управления общественными  запросами и ожиданиями, реальным бытием людей. Таким образом, при  дальнейшем изучении моей проблематики мы будем сталкиваться с определенным образом сформированной системой государственного управления, характерной для рассматриваемых  мной стран России и США, каким образом они упорядочивают, сохраняют или преобразовывают жизнь людей.

Определение теории государственного управления как науки политической или политико-юридической было бы неполным, если не учесть ее социальный аспект. Ведь государственное управление воплощает в себе воздействие  государства как ядра политической системы на общество в целом, т.е. на социум, а также взаимодействие его с различными элементами социальной системы. Поэтому государственное  управление по своему определению —  это деятельность и отношения  политико-правовые и социальные. Соответственно и теория государственного управления — это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных  понятий. Они характеризуют явления  и процессы, в сущности которых  сплетены воедино признаки политического  и социального. Как это воплощается, например, в основополагающей категории  “государство”. Последнее представляет собой не только институт публичной (политической) власти, но также и  обозначает общественный институт, а конкретнее, высшую форму организации современного общества.  

Понятие “политическое управление” также означает действие и взаимодействие, связанные с использованием государственной власти и власти общественной.

Определение теории государственного управления как науки политико-правовой и социальной и соответствующая  характеристика ее собственных понятий  ориентируют, во-первых, на понимание  государственного управления как стороны  и формы проявления само регуляции общественной системы, как ее самоуправления; во-вторых, на подход к данной научной дисциплине как комплексной, пограничной, сформировавшейся на базе политических, правовых и социальных областей научных знаний.

Таким образом, предметная область  теории государственного управления слагается  из совокупности политико-правовых и  социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества как субъекта и объекта управления и самоуправления.

Теория государственного управления — комплексная наука. Ученые различных областей социально-политического  знания расчленяют политико-социальную действительность на разнообразные  элементы: области, аспекты, уровни и  пр. Данная теория решает задачу рассмотрения государственного управления как целостной, относительно самостоятельной сферы  деятельности государства и складывающейся в связи с ней системы политико-общественных и политико-правовых отношений. Именно — относительно самостоятельную  сферу, заключенную в более широкую  систему многогранной властной и  организующей деятельности государства, всей политической системы, и в еще  более широкую и общую систему  само - регуляции социума. Тем и объясняется комплексный характер изучаемой теории, вбирающей в себя элементы знания и подходы таких наук, как политология, политическая социология, теория государства и права и конфликтология. И конечно же, теории социального управления, раскрывающей общие закономерности управления социальными, в том числе политическими, процессами и отношениями.

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

1. Правовой подход;

2. Политический подход;

3. Управленческий подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан. Для того, чтобы  воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной  бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности  для дискриминации отдельных  групп.

Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам: 

* следования принципу  верховенству права (правовой  подход); 

* следования воле народа (политический подход); 

* следования цели получения  нужного социально-экономического  результата (управленческий подход). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Государственное управление в России

Закрепление системы федеральных  органов, осуществляющих государственную  власть в РФ, является составной  частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов является исчерпывающим, то есть не допускается  создание каких-либо других органов  власти без изменения главы 1 Конституции  РФ. Это особенно важно для федеративного  государства с большим числом субъектов и сложной системой разграничения предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Федерации, и её субъектов.

Согласно Конституции  федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1.         Президент РФ;

2.         Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3.         Правительство РФ;

4.         суды РФ.

Необходимо отметить, что  этот перечень соответствует определенным главам Конституции, в которых конкретно  определяются порядок формирования и полномочия каждого из этих органов.

Сопоставление статьи 10 и 11 Конституции, в первой из них государственная  власть определена в трех форах, а  во второй – в четырех, можно сделать  вывод что президентская власть обладает определенными чертами  государственной власти, отличными  от трех других. Статья 11 не раскрывает роль и полномочия главы государства  – это отражено в главе 4.

Государственную власть в  субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной  власти. В статье 77 говорится, что  система органов государственной  власти субъектов Федерации устанавливается  ими самостоятельно. Эта сторона уже усвоена субъектами Федерации, в результате чего возникли самые разнообразные системы государственной власти – в одних республиках есть президенты, а в других нет, серьезно отличаются полномочия и взаимоотношения законодательной и исполнительной властей. Относительно единообразные системы могут возникнуть при реализации в полном объеме ч. 1 статьи 77, в которой требуется соответствие систем органов государственной власти, субъектов Федерации двум положениям:

1)         основам конституционного строя Российской Федерации;

2)         общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом.

Роль системы устанавливающей  основные общие принципы системы  органов государственной власти в субъектах РФ выполняет Федеральный  закон “Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации”.

В федеративном государстве  принцип единства государственной  власти предполагает четкое распределение  компетенции (предметов ведения  и полномочий) между федерацией и  её субъектами. Все федеративные государства  придают этому принципу первостепенное значение. Хотелось бы отметить, что  в ходе обсуждения проекта Конституции  России данный вопрос приобрел особую важность, так как к этому времени  между Российской Федерацией и её субъектами уже существовал Федеративный договор в виде трех отдельных  договоров, определивший разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти её субъектов.

В Конституции РФ к основам  конституционного строя отнесено не только признание необходимости  такого разграничения, но и указание оснований для него: настоящая Конституция, а также Федеративный и иные договоры по этому вопросу. Конституция отвела вопросу о предметах ведения значительное место, статьи 71-73, установив предметы ведения РФ и предметы совместного ведения Российской Федерации и ей субъектов, а также определив полноту государственной власти субъектов Федерации вне этих предметов. Этим данный вопрос полностью себя исчерпывает. Так как по своей юридической силе Конституция выше Федеративного договора.

2.1 Законодательная власть

Законодательная власть –  представительная. На основании выборов  народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности  представительных органов в механизме  государственной власти, их приоритете и верховенстве. Как отмечал Джон. Локк «законодательная власть по необходимости должна быть верховной, и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей».

Верховенство – и это  очень важно – не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические  ограничения этой власти. Сущностные проистекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой государственной власти), определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико-юридические  ограничения связаны с тем, что  любой закон, дабы не оставаться набором  фраз на бумаге, должен соответствовать  политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву  – конституции, иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления