Правовая культура и ее роль в системе государственного и муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способов её формирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие правовой культуры,
- определить на какие виды она делится,

Содержание

Введение
Глава 1.Общие положения о государственном и муниципальном управлении в Российской Федерации
1.1 Понятие и признаки государственного управления
1.2 Муниципальное управление и его признаки
Глава 2.Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
2.1 Понятия и структура правовой культуры
2.2 Виды правовой культуры
2.3 Роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Гуманитарный колледж при Российском Государственном Гуманитарном Университете.docx

— 74.01 Кб (Скачать)

       Гуманитарный  колледж при Российском Государственном  Гуманитарном Университете

       Факультет государственного и муниципального управления 
 
 
 
 
 
 

       Правовая  культура и ее роль в системе государственного и муниципального управления

       Курсовая  работа 
 
 
 
 
 

                       Выполнила: Гудова Л.Р.

                       Студентка 3 курса  д/о 

                       Научный руководитель:

                       Ульянова Наталья  Янисовна 
                 
                 
                 

       Москва 2011

       Содержание 

       Введение

       Глава 1.Общие положения о государственном  и муниципальном  управлении в  Российской Федерации

       1.1 Понятие и признаки государственного управления

       1.2 Муниципальное управление и его  признаки

       Глава 2.Роль правовой культуры в государственном  и муниципальном управлении

       2.1 Понятия и структура правовой  культуры

       2.2 Виды правовой культуры

       2.3 Роль правовой культуры в государственном  и муниципальном управлении

       Заключение

       Литература 
 

       Введение

       Управление  – совокупность действий совершаемых  для достижения определённых целей  путём использования имеющихся  ресурсов (финансовых, материальных, кадровых, информационных); руководства чем-либо, когда осуществляется воздействие  со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием разнообразных механизмов и средств. Государственное управление представляет собой разновидность социального управления. Социальное управление возникает в обществе между людьми для упорядочения возникающих общественных отношений.  
Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов. Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект. 

       Существуют  два подхода к государственному управлению: 

       1.Деятельность  всех государственных органов;

       2.Деятельность  органов исполнительной власти. 

       Основные  характерные признаки государственного управления: 
1.Исполнительно-распорядительный характер. 

       Основным  направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством  достижения этой цели - использование  необходимых юридически-властных полномочий;

       2.Организационная  и практическая направленность;

       3.Подзаконная  деятельность и подзаконное нормотворчество.

       Другие  признаки государственного управления:

       1.Тесная  связь с разработкой и практической  реализацией государственной политики;

       2.Определённая  целевая и функциональная специфика; 

       3.Наличие  определённых ресурсов;

       4.Непосредственная  ответственность за исполнение  законов;

       5.Использование  определённых форм и методов. 1

       Выбирая тему «Правовая культура и ее роль в системе государственного и  муниципального управления», нам хотелось бы разобраться, в какой степени  осмысленное, сознательное отношение  общества и индивидов к праву  ведет к необходимому правовому  состоянию общества, к появлению  новых правовых норм. Главным признаком  правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры правоохранительных органов и других должностных лиц.

       Правовая  культура представляет собой разновидность  общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых явлениях социально полезного и ценного. Она - не только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.

       Правовая  культура общества, отдельных групп, индивидов органично связана  с правом как целостным социальным институтом, с его возникновением, функционированием и развитием, с правотворчеством и правовым применением, иными сторонами правового бытия  общества.

       «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Каждый живущий в  данном обществе включён в систему  норм, культурных традиций. От требований общества спрятаться нельзя. Это не означает, что человек лишается всякой самостоятельности, права поступать так, как ему кажется нужным и справедливым. Общество оказывает влияние на его правосознание, способствует усвоению им правовых знаний и навыков, формирует его правовую культуру.

       Сейчас  особенно важен вопрос об укреплении высокой культуры каждого гражданина. Именно высокая культура действий и  поступков, чувств и побуждений должна являться главным результатом развития личности гражданина нашего общества. Этим и обуславливается актуальность данной курсовой работы.

       В ходе работы было изучено много материалов по данной теме и в результате мы пришли к выводу, что многие авторы, такие как, А.Б.Венгерова, Г.В. Назоренко, С.А.Комарова, Н.И. Матузов,  не могут найти единый подход к трактовке как самой категории «правовой культуры», так и ее структурных компонентов, содержания, функций, в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно. Насчитывает более 250 ее определений.

       Человек с недостаточно развитой правовой культурой, как правило, обращает внимание только на самые вопиющие случаи нарушения  закона, например преступления, а другие многочисленные случаи игнорирования  права остаются им незамеченными.

       Целью данной работы является определение правовой культуры общества и способов её формирования.

       Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

       -раскрыть  понятие правовой культуры,

       - определить на какие виды она  делится, 

       - проанализировать какие присутствуют  проблемы и насколько правовая  культура нужна в современном  обществе,

       - систематизировать полученные знания.

       В работе хотелось бы рассмотреть правовые концепции такого явления как  правовая культура, её структурные  компоненты и пути преодоления проблем, встающих на пути её формирования. Разобраться  какое место занимает правовая культура в нашем обществе, какое отношение  людей в России к праву вообще. Понять, отчего зависит правовая культура. Преодоление недостатков в процессе формирования правовой культуры приобретает  особое значение в настоящий период развития общества, когда происходит переориентация ценностей и изменение  сознания граждан. История показывает, что только тогда правотворческая  и правоприменительная деятельность становится эффективной, когда в  этих процессах, наряду с мощными  самоорганизующимися началами, приоритетное место занимает и сознательное, организующее творчество, умная работа. При изучении этих сознательных и созидательных  процессов в правотворчестве  и правоприменении теория права формулирует тему правосознания и правовой культуры.

       Объектом данной работы является правая культура.

       Предметом курсовой работы является роль правовой культуры в государственном и муниципальном управлении. 
 

 

        Глава 1.Общие положения  о государственном  и муниципальном  управлении в Российской Федерации

       1.1 Понятие и признаки  государственного  управления

       Государственное управление  — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.2

       В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

  • правовой подход;
  • политический подход;
  • управленческий подход.3

       Согласно  правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового  государства и Конституции.4

       Согласно  политическому подходу, основной задачей  государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам  граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учёт ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

       Согласно  менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме.5 Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» в качестве синонима понятию «государственное управления».

       Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных  служащих сформулированным заранее  принципам:

  • следования принципу верховенства права (правовой подход);
  • следования воле народа (политический подход);
  • следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).6

       В узком смысле под государственным  управлением понимают лишь один специфический  вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной  из ветвей государственной власти.

       В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов  всех ветвей государственной власти. Все виды государственной деятельности по их месту в системе реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

       Родовые консолидированные формы государственной  деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, принято именовать  ветвями государственной власти. По- своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной  и консолидированной, так как  включает в себя несколько форм. Для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная. Точно также для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая, исполнительно—распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики.

       Видовые специализированные формы государственной  деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной  власти. К ним относятся реализация прокурорской власти, деятельность Счетной  палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов  Центризбиркома и др.

       Функциональные  формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические  функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно—розыскную деятельность и др.

Информация о работе Правовая культура и ее роль в системе государственного и муниципального управления