Система муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 06:49, реферат

Описание работы

Муниципальное управление – относительно новое явление в современной России.
Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической
деятельности, муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах
XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно
Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти. В силу этого муниципальное управление имеет
свою специфику, отличающую его от других видов управленческой
деятельности, в том числе от государственного управления.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Специфика муниципального управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2 Человек в муниципальном управлении.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3 Муниципальное образование как объект управления. . . . . . . . . . . . . . . . .11
Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

Работа содержит 1 файл

Система униципального управления.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

      Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального

      образования «Комсомольский - на - Амуре государственный Технический университет» 
 
 
 

      ФГБОУ ВПО «КНАГТУ»

      Факультет социальный

      Кафедра: Социальная работа и государственное и муниципальное                                                                                                    управление 

             
 

      РЕФЕРАТ

        по дисциплине «Введение в специальность»

      Система муниципального управления. 
 
 
 
 

      Студент группы 1ГУб-1:                          Ю.А.Горинова   

      Преподаватель                                            Ж.И.Гусева

        
 

2011

      План 
 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Специфика муниципального управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2 Человек в муниципальном управлении.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

3 Муниципальное образование как объект управления. . . . . . . . . . . . . . . . .11

Заключение.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . 15

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение. 

     Муниципальное управление – относительно новое явление в современной России.

Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической

деятельности, муниципальное управление появилось  в стране лишь в 90-х годах

XX века вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно

Конституции России, органы местного самоуправления не входят в систему

органов государственной власти. В силу этого  муниципальное управление имеет

свою специфику, отличающую его от других видов управленческой

деятельности, в том числе от государственного управления.

          Система муниципального управления, как и вся система местного  самоуправления,

 находится  в современной России на стадии  становления. В силу этого законодательная  база местного самоуправления  пока несовершенна и во многом противоречива.

Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти  все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе, проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным катализатором. Следовательно, не только муниципальные, но и государственные служащие должны разбираться в системе муниципального управления. Во многих сферах деятельности (жилищно-коммунальный комплекс, градостроительство, социальная сфера, общественная безопасность и т. п.) задачи государственной и муниципальной политики тесно взаимосвязаны.

 Решение  проблем, возникающих в ходе  становления местного самоуправления  и развития муниципального управления, обеспечения устойчивого развития муниципальных образований требует их глубокой научно-методической проработки, в связи с этим необходимо наличие научно-методического обеспечения местного самоуправления и муниципального управления.

 Цель  моей работы заключается в познании теоретических и организационных основ  муниципального управления.

В главной  части рассматривается философия, принципы, методы муниципального управления, а также исследуется муниципальное  образование как объект управления.

Настоящая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Специфика муниципального управления

     Муниципальное управление как специфический вид  управленческой деятельности начало формироваться в России вместе с возрождением и становлением местного самоуправления.

Управление  воспроизводством и развитием городского или сельского поселения как места проживания людей и самостоятельной цели возникло в России лишь в конце XX столетия на волне демократизации общества как принципиально новый тип и уровень управления. Оно не укладывается в рамки ни одного из ранее сложившихся типов управления. Идеология муниципального управления ориентирована на ценности, ресурсы, задачи и возможности, связанные с локальной территорией, и созвучна традиционным российским основам организации местной жизни.

Муниципальное управление представляет собой целостную  систему общественных отношений, связанных  с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В целом  можно утверждать, что муниципальное  управление - это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.

Характерными  чертами муниципального управления как вида управленческой деятельности являются:

- опора  на философию и базовые принципы  местного самоуправления;

- объект  управления – локальная территория  и происходящие на ней социально  – экономические процессы:

- наличие двух субъектов управления: население муниципального образования (местное сообщество) и органы местного самоуправления, действующие от имени местного сообщества.

  Перечисленными  характерными чертами муниципального  управления как вида управленческой деятельности обусловлены его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они связаны с самим характером муниципальной деятельности, ориентированной на удовлетворение потребностей населения в различных услугах, обустройство территории, создание условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом смысле муниципальное управление можно рассматривать как вид социального менеджмента.

Первая  особенность муниципального управления состоит в том, что если муниципалитет — организация, преследующая социальные (некоммерческие) цели, то критерием эффективности его деятельности не может быть максимум доходов бюджета или максимум прибыли.

Вторая  особенность — роль человека как участника процесса. Население в муниципальном управлении выступает одновременно в трех ролях: как цель, объект и субъект управления. Такого нет ни в одном другом виде управленческой деятельности.

С этим связана третья особенность муниципального управления — опора в системе на использование людей как главного местного ресурса, т. е. опора на желания, потребности, энергию, волю, интеллект, труд, а зачастую и денежные средства отдельных граждан. Поэтому принятие и реализация управленческих решений на муниципальном уровне происходят иначе, чем на уровне производства или государства.

Четвертая особенность муниципального управления состоит в том, что оно основано на ценностях, ресурсах, задачах и возможностях, связанных с местом проживания человека. Смена места жительства на порядок сложнее смены места работы, поэтому он чувствует себя «привязанным» к месту проживания и в силу этого объективно заинтересован в его обустройстве, получении качественных муниципальных услуг. В этом смысле местное сообщество в определенной степени можно сравнить с кооперативом или акционерным обществом, участники которого объединились в целях реализации общих интересов. Иногда говорят о местном сообществе как о «социальной корпорации» жителей.

Наконец, пятая особенность муниципального управления — множество одновременно решаемых проблем, каждая из которых носит локальный, частный характер. Из этого логически следует и стремление муниципальной власти решать каждую из них на локальном уровне. При тотальном дефиците финансовых и прочих ресурсов выбор приоритетов развития представляется для муниципальной власти особенно сложной задачей. Поэтому обеспечение стратегического подхода в муниципальном управлении приобретает особую важность.

Общий вывод состоит в том, что муниципальное управление является более сложным и более рискованным занятием, чем любая другая управленческая деятельность. Ни в одном другом ее виде нет такой глобальной зависимости муниципальной власти как субъекта управления от воли и интересов населения и как второго субъекта, и как объекта управления. За государственным управлением стоят социальная машина и тщательно разработанные процедуры, сила формы, закона и инструкций, легитимного принуждения.

Процесс муниципального управления, как и всякий управленческий процесс, включает изучение и анализ исходной ситуации, планирование, координацию, разработку, принятие и реализацию управленческих решений, контроль их осуществления. Он тесно связан с организацией деятельности самой муниципальной власти.

Общие принципы принятия и реализации управленческих решений в системе муниципального управления, обусловленные его спецификой:

- необходимость  изучения мнения различных слоев  местного сообщества при 
подготовке управленческих решений, затрагивающих их интересы;

- коллегиальный  характер принятия наиболее важных  решений, установленный законодательством  и уставом муниципального образования;

- необходимость  отработки системы взаимоотношений  между отдельными 
органами местного самоуправления (глава муниципального образования — 
представительный орган — администрация) в процессе принятия управленческих решений;

наличие, кроме обычных форм контроля исполнения принятых управленческих решений, дополнительного вида контроля — общественного, подконтрольность муниципальной власти местному сообществу.

Соблюдение  данных принципов, бесспорно, усложняет  процесс муниципального управления, однако обеспечивает принятие более качественных решений и более эффективный контроль их исполнения. И наоборот, нарушение рассмотренных принципов приводит к сбоям в системе муниципального управления, порождая конфликты между ветвями муниципальной власти, недовольство граждан, и в конечном итоге обходится дороже, чем их соблюдение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Человек в муниципальном управлении.

Человек в муниципальном управлении выступает  в трех ролях: как цель, объект и источник власти — субъект управления. В связи с этим используются термины «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».

Человеческий потенциалэто совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала как раз и означает повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.

Человеческий  ресурсэто совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и обеспечения самоуправления населения, т. е. для реализации роли человека как субъекта  управления.

Иначе говоря, человеческий потенциал —  это то, что мы вкладываем в человека, а человеческий ресурс — это то, что мы можем получить от него.

Понятия человеческого потенциала и человеческого  ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс местного сообщества. В то же время приращение человеческого потенциала не означает пропорционального увеличения человеческого ресурса, поскольку для этого требуется еще готовность и желание человека принимать участие в решении вопросов местной жизни. Поэтому задача превращения человеческого потенциала в ресурс муниципального управления является одной из сложнейших задач органов местного самоуправления.

Информация о работе Система муниципального управления