Система муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 05:51, контрольная работа

Описание работы

Проблема эффективности муниципального управления всегда была актуальной, но в настоящее время стала еще острее.
Последствия неверно выбранной стратегии и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных образований.

Содержание

Введение.
1. Муниципальное управление: понятие и сущность.
2. Задачи и функции муниципального управления.
3. Структура органов муниципального управления.
4. Место муниципального управления в системе управления экономикой.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

система муниципального управления.docx

— 41.33 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение.

1. Муниципальное управление: понятие и сущность.

2. Задачи и функции  муниципального управления.

3. Структура органов  муниципального управления.

4. Место муниципального  управления в системе  управления экономикой.

Заключение.

Список  литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Федеральный закон №131 "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации", подписанный 6 октября 2003 г. президентом России, - один из тех законов, который затронул не только всю систему органов власти, но и буквально каждого гражданина России.

     Проблема эффективности  муниципального управления всегда была актуальной, но в настоящее время  стала еще острее.

     Последствия неверно выбранной стратегии  и тактики муниципального управления в современных условиях становятся катастрофическими для муниципальных  образований.

     Жизненной необходимостью стало уменьшение риска  принятия неверных решений путем  использование научных методов  управления, широкого использования  опыта менеджмента и маркетинга, стратегического планирования и  управления.

     Но  вместе с тем переход на современные  методы управления, связан с определенными  трудностями.

Во-первых, нет достаточного количества высококвалифицированных муниципальных кадров, способных принимать эффективные самостоятельные решения в переменных условиях.

Во-вторых, наиболее важные стратегические решения  носят сложный, комплексный характер и связанные с этими решениями  проблемы не под силу даже высококвалифицированным  руководителям.

В таких  случаях требуются специальные  научные исследования, проведение которых  в рамках отдельного муниципального образования собственными силами осуществить, сложно, да практически и не возможно. Это касается даже крупных муниципальных  образований.

 
 
 
 

1. Муниципальное управление: понятие и сущность

     Муниципальное управление - это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета. А также иной их деятельностью  в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

Место и роль муниципального управления в  местном самоуправлении определяется следующими характеристиками:

а) муниципальное  управление - конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное  управление - это прерогатива только органов муниципального управления (местного самоуправления);

в) муниципальное  управление - в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного  руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами  муниципального образования;

г) муниципальное  управление - подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

       Для муниципального управления характерно самостоятельное формирование целей и задач, органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д., в данном случае все это делается в рамках законодательной базы государства и общегосударственного устройства. В муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления, объектом - муниципальное образование, а главной целью - повышение уровня и качества жизни населения.

     Согласно  ФЗ "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. в законах  и иных нормативных правовых актах  РФ слова "местный" и "муниципальный" и образованные на их основе слова  и словосочетания применяются в  одном значении в отношении органов  местного самоуправления, а также  находящихся в муниципальной  собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления  населением местного самоуправления.

В настоящее  время имеется около 200 определений  содержания понятия “управление”, исходя из них, можно утверждать, что:

·                   муниципальное управление – это функция муниципального образования (как организации), обеспечивающая достижение стоящих перед ним целей, и реализация соответствующих задач, как самоуправляющейся территориальной целостности;

·                   муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления;

·                   муниципальное управление служит интересам взаимодействия всех элементов этой системы (субъектов и объектов) и составляющих единое целое - муниципальное образование, с общими для всех элементов целями и задачами;

·                   муниципальное управление предполагает, как внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов, так и множество взаимодействий с системами различного иерархического уровня (субъект федерации, район в городе, поселок в районе).  
 
 
 
 

2. Задачи и функции  муниципального управления

В состав базовых задач системы муниципального управления входят:

1. Стратегическое  планирование, включающее в себя  разработку муниципальных политик  в различных сферах, определяющих  жизнь муниципального образования,  разработку программ и проектов, прогнозирование и сценирование социально-экономического развития.

В управлении любыми объектами роль стратегического  планирования чрезвычайно высока. Трудно переоценить ее роль и в муниципальном  управлении. В своей деятельности органы местного самоуправления имеют дело с различными субъектами в экономической, предпринимательской, общественной сферах. Интересы этих субъектов всегда противоречивы и эгоистичны. Например, предприниматель стремится к извлечению максимальной прибыли за счет модернизации своей деятельности, минимизации накладных расходов и сокращения персонала; в свою очередь, органы местного самоуправления заинтересованы в обеспечении занятости и в прибыльности деятельности предприятий; население заинтересовано в гарантиях занятости и не заинтересовано в модернизации производств.

Стратегическое  планирование и муниципальные политики необходимы в муниципальном управлении как средства согласования интересов  местных сообществ в отношении  ключевых вопросов муниципального развития. Они призваны переводить конфликты и проблемы в цели и задачи деятельности органов управления.

Муниципальные программы выполняют задачу соорганизации деятельности всех подразделений Администрации и других субъектов муниципального развития. Программный подход ориентирован на работу именно с проблемами, он позволяет управлять процессом работы с ними и с постоянно меняющимся содержанием проблемного поля.

2. Формирование  нормативно-правовой базы местного  самоуправления.

Это, прежде всего работа с Уставом муниципального образования и создание условий  для усиления регулирующей роли органов  муниципального управления. Сбалансированное решение задач местного самоуправления требует установления четких правил деятельности со всеми местными ресурсами, вне зависимости от форм собственности. Развитая муниципальная нормативно-правовая база - важнейшее средство в освоении предметов ведения местного самоуправления. При отсутствии развернутой законодательной  базы местного самоуправления, положения  Устава муниципального образования  выступают как основания для  судебной защиты прав местного самоуправления.

3. Формирование  базы социально-технических нормативов.

Одной из ключевых задач, решение которых  необходимо для нормальной организации  муниципального управления, является определение социальных норм, по которым  муниципальное образование предоставляет  различные услуги населению за счет своего бюджета. Эта задача очень  хорошо понимается управленцами из производственной сферы, поскольку ни один производственный процесс нельзя построить без  описания составляющих его процедур и операций, а также определения  стоимости каждой из них. Однако в  практике муниципального управления мы научились обходиться без нормативно-технической  базы. Из-за этого невозможно разработать  нормативно-расчетный бюджет, организовать планирование деятельности, нормативное  финансирование бюджетных расходов, соотнести качество услуг, которые  предоставляются населению, с возможностями  бюджета. Замещение муниципальных  нормативов государственными или региональными, как правило, ведет к росту расходов, не отражающих специфики конкретного муниципального образования и его возможностей.

4. Анализ  внешней и внутренней ситуации, как условие гибкого реагирования  структуры муниципального управления  на изменения.

Безусловно, аналитическая работа - дорогое удовольствие, и не каждое муниципальное образование  может себе позволить содержать  аналитические подразделения. Однако если муниципальное образование  не способно обеспечить аналитическое  сопровождение своей деятельности, оно вынуждено заимствовать цели и задачи на вышестоящих уровнях  управления, у других муниципальных  образований. На практике это означает, что деятельность структур муниципального управления будет слабо ориентировано  на собственную социально-экономическую  ситуацию, а в тех областях, где  структура муниципального управления не имеет своих целей, их заместят цели Администрации Субъекта Федерации.

5. Планирование  работы как условие согласования  действий подразделений Администрации  по используемым ресурсам и  во времени.

Система планирования, пронизывающая все  уровни управления, является гарантом прозрачности деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Этому способствуют унифицированные требования к разработке планов работы. Планы должны лечь в  основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых  функций и т.д..

6. Контроль за исполнением нормативно-правовых актов и нормативных предписаний внутри структуры управления и в подведомственной муниципальной сфере.

Существующие  недостатки контроля за выполнением задач муниципального управления заключены в их ведомственном характере. Это нарушает важнейший принцип муниципального управления: разделение позиций заказчика, исполнителя и контролера.

Система контроля обязательно должна быть перекрестной. Ни в коем случае нельзя сосредотачивать  все контрольные функции в  одном специальном контрольном  подразделении. На этом основании, следует  проинвентаризировать все процессы, которые требуют контроля. Сюда, в частности, необходимо отнести: контроль в рамках системы делопроизводства, контроль за качеством управленческой работы, контроль за хозяйственной деятельностью, контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов, нормативный контроль, технический контроль. И каждым из этих видов контроля должно заниматься профильное подразделение Администрации.

7. Управление персоналом, как условие мотивации муниципальных служащих и развития их компетентности.

Как правило, работа с сотрудниками Администрации  ведется отделами кадров и руководителями. Она охватывает весьма узкий круг задач, главным образом, определяемый функциями учета кадров. В результате, муниципальный служащий не имеет  четких представлений ни о системе  требований к выполняемым им функциям, ни об условиях его продвижения по службе. Управление персоналом состоит  из решения следующих задач: оценка и развитие профессиональных навыков; расширение компетенций; формирование объективной системы требований к продвижению по службе на основе публичных и прозрачных процедур и только в соответствии с компетенцией; разработка системы мотивации муниципальных  служащих, включая поддержание необходимого уровня информированности; аттестация служащих.

Информация о работе Система муниципального управления