Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент".
Выделяют следующие типы моделей:
Процесс построения модели включает несколько этапов:
В управлении с целью принятии обоснованного и эффективного решения используется широкий спектрспособов моделирования:
51. Типы конфликтов в организации. Причины и последствия конфликтов.
Виды конфликтов в
организации.
По отношению к отдельному субъекту конфликты
бывают внутренними и внешними. К первым
относятся внутриличностные конфликты,
ко вторым межличностные, между личностью
и группой, межгрупповые.
Внутриличностный конфликт обусловлен
противоречием человека с самим собой.
Чаще всего он порождается, когда человек
сталкивается с несовпадением внешних
требований и внутренних позиций и мотивации
(неудовлетворенность трудом, невозможность
реализации своего трудового потенциала),
либо когда встает проблема выбора одного
из нескольких возможных и желаемых вариантов
(ролевой конфликт).
Межличностный конфликт. Наиболее распространен,
вовлекает двух или более индивидов, если
они воспринимают себя как находящихся
в оппозиции друг к другу с позиций целей,
ценностей или поведения (проблемы распределения
ресурсов в коллективе, споры за вакантное
рабочее место, несовпадение взглядов
и др.). Для руководителя такие конфликты
представляют наибольшую трудность.
Конфликты между личностью и группой.
Они в основном обусловлены несовпадением
индивидуальных и групповых норм поведения.
Тот, кто не воспринимает их, становится
в оппозицию, рискует остаться в одиночестве
и быть непризнанным коллективом.
Межгрупповые конфликты, т. е. между группами
(формальными и неформальными), а также
между профсоюзами и администрацией. Такие
конфликты обычно носят активный характер
и вовлекают большое число сотрудников,
что затрудняет их разрешение.
В зависимости от организационных уровней,
к которым принадлежат стороны, конфликты
делятся на:
горизонтальные – между отдельными направлениями
деятельности в организации, между формальными
и неформальными коллективами и т. п.;
вертикальные – между различными уровнями
иерархии, их большинство, около 70–80 %;
смешанные, содержащие элементы как вертикальных,
так и горизонтальных конфликтов.
По сфере возникновения и развития конфликты
можно разделить на:
деловые, связанные с официальной деятельностью
человека, с выполнением деловых обязанностей;
личные, затрагивающие неофициальные
отношения.
По распределению между сторонами потерь
и выигрышей конфликты делятся на:
симметричные, с распределением поровну
результатов конфликта;
ассиметричные, когда одни теряют или
выигрывают значительно больше, чем другие.
По степени проявления конфликты делятся
на:
скрытые, обычно затрагивающие двух человек,
которые до поры до времени стараются
не показывать вида, что конфликтуют. Скрытые
конфликты часто развиваются в форме интриги,
под которой понимается намеренное нечестное
действие, выгодное инициатору, которое
вынуждает коллектив или личность к определенным
поступкам и этим наносит коллективу и
личности ущерб;
открытые, находящиеся под контролем руководства,
поэтому они менее опасны для организации.
По характеру конфликты принято делить
на:
объективные, связанные с реальными проблемами
и недостатками, возникающими в процессе
функционирования и развития организации,
т. е. имеют деловую основу;
субъективные обусловлены различием индивидуальных
оценок тех или иных событий, отношений
между людьми. Они всегда эмоциональны
и часто являются результатом психологической
несовместимости людей, их непонимания
и нежелания понять друг друга.
По своим последствиям конфликты бывают:
конструктивными, способствующими развитию
организации. Однако любой конструктивный
конфликт, если его своевременно не преодолеть,
превращается в деструктивный;
деструктивными, наносящими организации
ущерб. Основными причинами конфликтов
являются:
ограниченность ресурсов, подлежащих
распределению;
взаимозависимость заданий, неверное
распределение полномочий и ответственности;
плохие коммуникации;
различия в целях, ценностях, манере поведения,
методах работы;
психологическая несовместимость;
разный уровень образования, непрофессиональность;
низкий уровень исполнительской дисциплины;
несбывшиеся ожидания;
неодинаковый вклад в дело;
52. Управление
конфликтными процессами в
Процесс разрешения конфликта
включает в себя шесть этапов:
определение основной причины конфликта
это выявление предпосылок и факторов,
послуживших его возникновению;
определение вторичных причин конфликта
после выяснения главной проблемы необходимо
выявить повод, позволивший перейти к
открытой конфронтации. В нем, как и в главной
причине, могут скрываться немаловажные
сведения для разрешения конфликта;
поиск путей разрешения конфликта базируется
на решении следующих вопросов: - для чего
требуется разрешить данный конфликт?
- что для его разрешения может сделать
каждый из оппонентов?
совместное решение о выходе из конфликта
- это разработка компромиссного решения
для всех участников конфликта;
разрешение конфликта осуществляется
за счет устранения причин конфликтной
ситуации;
оценка эффективности усилий, приложенных
для разрешения конфликта. По ее результатам
делается вывод о степени ликвидации проблемы
и необходимости повторных действий.
53. Понятие
стресса и управление
Стресс — это общий
термин, применимый ко всем испытываемым
индивидами формам давления. Несмотря
на существование многочисленных определений и разногласий по поводу содержания
термина, можно считать, что стресс — динамичное
состояние, обусловленное наличием трудностей
или препятствий, осложняющих достижение
желаемых результатов. Демонстрацией
стресса являются физиологические, психологические
и поведенческие реакции, вызванные первичной
познавательной оценкой ситуации.
Управление стрессом может осуществляться
как на уровне организации, так и на уровне
работника.
Управление стрессом на уровне организации
может осуществляться по следующим взаимосвязанным
направлениям:
-подбор и расстановка кадров;
- постановка конкретных и выполнимых
задач;
-проектирование работ;
- взаимодействие и групповое принятие
решений;
- программы оздоровления работников.
54 Теоретические основы банковского менеджмента, его цели и задачи.
Теории БМ:
- учение о
банках и банковской
- теория управления ликвидностью;
- теория надежности коммерческого банка.
Управление в банковской сфере включает:
1) Финансовый менеджмент:
- теории финансового менеджмента (теория портфеля, теория структуры капитала, теория агентских отношений); - специфические для банка теории.
Направления
финансового менеджмента - стратегическое
и текущее планирование, формирование
банковской политики, маркетинг,
управление активами, управление
пассивами, управление ликвидно
2) Управление
персоналом (где теория финансового
менеджмента опирается на
Направления блока «управление персоналом» - мотивация труда, организационная структура банка, система подготовки и переподготовки кадров, механизм оплаты труда, организация внутреннего контроля и т.д.
Цели БМ:
1) Экономические цели (повышение стоимости банка, обеспечением его ликвидности, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов и т.д.).
2) Социальные
цели (наиболее полное
Задачи БМ - создание механизмов, обеспечивающих повышение:
- стоимости банка;
- его ликвидность;
- защиту от внешних и внутренних рисков;
- эффективную систему управления персоналом.
55.
Основные направления
Сфера банковского менеджмента подразделяется на два блока финансовый менеджмент и управление персоналом.
Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, его формированием и размещением, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным сферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.д.); банковский маркетинг, управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление собственным капиталом, управление кредитным портфелем, управление банковскими рисками.
Особенностью
финансового менеджмента
.56 Банковский менеджмент — это система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающими непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения микро- и макроэкономических преимуществ. Общее планирование позволяет моделировать будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов-прогнозов. Назначение этих документов состоит в том, чтобы обеспечить коллективу банка понимание общих задач, стратегии и тактики их выполнения, а также объективную оценку имеющихся ресурсов. Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам, показывает взаимодействие всех сторон деятельности банка через сводные показатели, даст возможность соотнести их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Планы позволяют определить направления поиска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на денежном рынке. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы его развития. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных планов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая и другая политика). Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами лучших банков. Материалы анализа позволяют выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в планировании и неудачи в принятии решений. Основу свободной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном разрезе. Главным направлением анализа является оценка динамики объемных показателей деятельности показателей банка: активов, депозитов, собственного капитала, кредитов, прибыли. Указанная оценка проводится в сопоставлении с аналогичными показателями других банков, что позволяет определить место (рейтинг) данного банка в системе российских коммерческих банков. Результаты такой аналитической работы могут быть полезны для выработки стратегии развития конкретного банка. Наряду с этим коммерческие банки осуществляют аналитические разработки по отдельным направлениям. Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Учитывая, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег, государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензированию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности капитала, ликвидности, формированию обязательных резервов. В связи с этим система внутрибанковского регулирования (саморегулирования) направлена прежде всего на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора. Контроль в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляют Центральный банк РФ и внешние аудиторы. Внутренний контроль организуется самим банком. Именно внутрибанковский контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является создание оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устранению. Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных и нормативных актов Центрального банка РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.