Ответы на вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

MENEDZhMENT.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

 • с другой —  руководителю временной группы, который наделен необходимыми  полномочиями и несет ответственность  за сроки, качество и ресурсы.

Формирование бригадных  структур требует серьезной подготовки:

1. Прежде всего это касается распределения всего персонала по автономным командам.

2. Каждую бригаду возглавляет  освобожденный руководитель, характер  работы которого определяется  концепцией групповой формы, согласно  которой поощряются взаимопомощь, взаимозаменяемость, личная ответственность, ориентация на запросы потребителей, активное сотрудничество в решении проблем. В этом контексте менеджмент носит характер квалифицированных консультаций и опирается на достижение группового согласия.

3. Существенно меняются требования к квалификации работающих: предпочтение отдается людям с универсальными знаниями и навыками, способным обеспечить взаимозаменяемость и гибкость при смене выполняемых бригадой заданий.

4. Сочетание коллективной  и индивидуальной ответственности  за качество работы и ее конечный результат резко снижает необходимость в строгом контроле извне и в промежуточном учете выработки.

5. Меняются и  условия оплаты труда, стимулирующие  в первую очередь экономически  выгодное сотрудничество и заинтересованность в росте доходов и прибыли. В системах оплаты труда предусматривается тесная связь между уровнем заработной платы каждого члена бригады и общими результатами.

6. Еще одно  важное условие эффективности  бригадной структуры управления  — отказ от принципов рациональной бюрократии, реализованных в тех или иных разновидностях. Это становится возможным в результате того, что в состав бригад входят специалисты, знающие задачи и способы их решения и не нуждающиеся в дополнительных руководящих указаниях сверху. Не требуются им и многочисленные вспомогательные аналитические и контролирующие службы.

Теоретически  бригадную структуру управления организацией в целом предлагается изображать в виде пирамиды, в которой  на каждом уровне иерархии веерообразно размещаются бригады разного назначения и профиля, связанные между собой процессами решения проблем. Практически такую схему реализуют немногие компании, видя в ней риск потери привычной управляемости.

Одна из проблем, которая возникает при бригадной  структуре, — горизонтальная координация работ взаимосвязанных бригад.

 

32. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические

Методы управления - совокупность способов и приемов воздействия  субъекта управления посредством своей  дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Способы, приемы воздействия  субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта  на субъект), руководителя на коллектив  и коллектива на руководителя.

Выделяют организационные, экономические и социально-психологические методы управления.

Организационные методы управления - это система воздействия на организационные отношения для достижения конкретных целей. Выполнение одной и той же работы возможно в различных организационных условиях, при различных типах ее организации: жесткого регламентирования, гибкого реагирования, постановки общих задач, установления допустимых границ деятельности и др. В выявлении наиболее действенного для определенных условий типа организационного воздействия на коллектив, обеспечивающего эффективное и качественное выполнение работ, находят свое проявление организационные методы управления. Всю их совокупность можно классифицировать по трем группам методов: организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия.

Экономические методы управления - совокупность способов воздействия путем создания экономических условий, побуждающих работников предприятий действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ним задач. Среди экономических способов воздействия выделяются планирование, финансирование, ценообразование, экономическое стимулирование и хозяйственный расчет.

Социально-психологические  методы управления - способы воздействия на объект управления, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими отношениями, складывающимися в коллективе. Включают следующую совокупность способов воздействия: формирование трудовых коллективов с учетом социально-психологических характеристик людей, способностей, темперамента, черт характера, что создает благоприятные условия для их совместной деятельности: введение системы социального регулирования. Последняя включает использование договоров обязательств, установление порядка распределения благ, очередности их получения; социальное стимулирование - создание обстановки социально-психологической заинтересованности в выполнении какой-либо важной работы или вообще в достижении определенных целей, результатов, рубежей развития.

 

33.Понятие мотивации. Иерархия потребностей А. Маслоу. Теория мотиваторов и гигиенических факторов Ф. Герцберга

Мотивация - это совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и являются основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.

Пока потребность существует, человек испытывает дискомфорт, и  именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей. Потребности являются основным источником активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

1. Абрхам  Маслоу выделяет 5 иерархических  уровней потребностей. Удовлетворение потребностей нижнего уровня приводит к активизации потребностей более высокого уровня. Так, например, у сытого человека, который ощущает себя в безопасности, появляются социальные потребности (потребность в общении, любви и т. п.). Удовлетворение потребностей в общении с желаемой социальной группой расширяет возможности появления и нахождения способов удовлетворения потребности в уважении и т. д. Поэтому процесс мотивации через потребности является бесконечным.

Способы удовлетворения первичных потребностей очевидны и, как правило, связаны с организацией (созданием) системы материального стимулирования. Чем выше и разнообразнее, по Л. Маслоу, уровень потребностей у сотрудников (их мотивационная структура), тем сложнее подобрать способы их удовлетворения.

От руководителя требуется  особый подход к управлению творческими людьми, что предполагает нестандартные и разнообразные решения в области мотивации.

Нужно помнить, что возможность  воздействия па сотрудника со стороны  руководства определяется тем, насколько  руководитель в глазах работников воспринимается как источник удовлетворения их потребностей.

2. Фридерик  Герцберг все факторы, влияющие на деятельность человека в производственной ситуации, разделил на мотивирующие и факторы "здоровья" (гигиенические факторы).

Мотивирующие факторы  способствуют росту степени удовлетворенности трудом и рассматриваются как самостоятельная группа потребностей, которую обобщенно можно назвать потребностью в росте: потребности достижения, признания, работа сама по себе и т. п.

 

34 Процессуальные теории мотивации;  теория ожиданий, комплексная теория мотивации Портера- Лоурлера.

В основе этих теорий лежит 

концепция И. Павлова  о том, что любое поведение  человека - это результат воздействия  стимула. Поэтому поведение человека подвержено влиянию посредством  перестраивания (изменения) среды или  процесса, в котором работает человек. Так же поведение человека определяется и результатом (последствиями) выбранного в данной ситуации типа поведения. К наиболее популярным процессуальным теориям можно отнести:

  • теорию ожидания Виктора Врума;
  • теорию справедливости С. Адамса;
  • комплексную теорию Портера-Лоулера.

1. В соответствии с  теорией ожидания мотивация рассматривается  как функция трех видов ожиданий:

  • ожидаемого результата работы;
  • ожидаемого вознаграждения от этого результата;
  • ожидаемой ценности вознаграждения.

Величина усилий, прилагаемых  человеком для реализации поставленной перед ним задачи, будет непосредственно  зависеть от того, какова оценка вероятности  успеха при выполнении поставленной задачи, а также вероятность получения  за приложенные усилия ценного для него вознаграждения.

Ниже перечислены важные практические выводы.

  • Руководитель при постановке задач и должен четко формулировать цель в терминах результата, а также критерии оценки результата.
  • Для повышения вероятности достижения цели, руководитель должен обеспечить условия (организационные и ресурсные) для успешной реализации задачи.
  • Распределять задания между сотрудниками необходимо в соответствии с их способностями и профессиональными навыками.
  • Только то вознаграждение будет представлять для работника ценность, которое соответствует его структуре потребностей.
  • Только то вознаграждение будет повышать мотивацию, которое следует за достигнутым результатом. Аванс не является мотивирующим фактором.

3. Модель мотивации  Портера-Лоулера рассматривает мотивацию как функцию затраченных усилий, полученных результатов, восприятия работниками вознаграждения (справедливое-несправедливое), степень удовлетворения. Результаты труда зависят от затраченных усилий и способностей человека к выполнению конкретной работы. В свою очередь усилия, затрачиваемые работником для достижения результата, будут зависеть от оценки вероятности получения вознаграждения и его ценности для работника. Вознаграждение, воспринимаемое как справедливое, повышает мотивацию, и наоборот. Степень удовлетворенности есть результат как внешнего, так и внутреннего вознаграждения. Причем именно степень удовлетворенности является мерой ценности вознаграждения. Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработанной платы, похвалы, поощрений, продвижения по службе и т. п. Внутреннее вознаграждение, исходит от самой работы, реализует потребности высокого уровня, и, как правило, является наиболее вероятной причиной чувства удовлетворенности (значимости, признания, самовыражения).Важный вывод: результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот, как это принято считать.

 

35 Понятие и сущность управленческого  контроля. Виды и этапы контроля.

Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы  в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений  фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и  
анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Фирмы широко используют  две  формы  контроля:  финансовый  (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Административный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. Особенности контроля.  
1. Контроль может осуществляться для себя и для кого-либо.  
Контроль не может оставаться исключительно прерогативой менеджера, назначенного "контролером", и его помощником. "Каждый руководитель независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто  ему специально этого не поручал.  
2. Контроль должен проводиться на основе знания динамики.  
Контроль  организации  исполнения  управленческих  решений – это система наблюдения, проверки, оценки и коррекции положения дел на основе разработанных критериев (показателей).

Информация о работе Ответы на вопросы