Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент".
1.
Научные основы менеджмента:
Менеджмент - вид деятельности по управлению людьми. Управление - способ организации жизни и деятельности людей, основанный на делегировании полномочий. феномен управления рассматривают как управленческую деятельность, управленческую работу и труд. Управленческая деятельность основана на выделении предмете в объекте управления в совместной деятельности субъекта и объекта управления.
Менеджмент - это управление, организация производства, совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.
Сущность менеджмента заключается в необходимости квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организаций в соответствии с ее целями и задачами в условиях рынка. Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технологической базы. Важной задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.
Задачи менеджмента:
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач
- выработка системы
мероприятий для достижения
- постоянный поиск и освоение новых рынков
- определение
конкретных целей развития
- развитие стратегии развития организации и развития
- определение
необходимых ресурсов и
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов
Категории и научные понятия, отражающие сущность управления труда:
- управление как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей - объект управления - люди, техника и технологии, предприятие и др.- субъект управления - личность или кибернетическое устройство - организация как сфера деятельности менеджера- планирование, координация, мотивация и контроль - функции менеджера- стиль управления и др.
Предмет
менеджмента как науки
Виды специального менеджмента:
1. производственный
менеджмент2. финансовый менеджмент
- это комплексная система
2. История становления и развития менеджмента как науки. Первое проявление интереса к менеджменту относится к началу двадцатого века. Понимание проблемы необходимости рационального управления для более эффективного достижения целей организации начало развиваться с середины XIX века. Первой объективной предпосылкой, которая стимулировала интерес к менеджменту, стала промышленная революция в Англии. Однако идея того, что само управление может реально внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые была воспринята в Америке. Этому способствовали благоприятные условия для проявления личной компетентности, когда человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением и национальностью. Этому способствовало создание там самого большого рынка рабочей силы, который состоял в основном из трудолюбивых и энергичных людей. Миллионы европейцев, стремящихся улучшить свою судьбу, иммигрировали в Америку. Эти люди были готовы и способны выполнять различные роли в бизнесе, включая управление с учетом открывшихся возможностях получения необходимого образования. Сложившаяся рыночная ситуация стала второй объективной предпосылкой стимулирования развития управления. Третья предпосылка связана с возникновением трансконтинентальных компаний. Их создание было завершено в конце XIX -- начале XX века и превратило Америку в самый крупный единый рынок мира. В Америке в то время не существовало государственного регулирования в бизнесе, что позволяло предпринимателям, добившимся успеха в развитии своего бизнеса, становиться монополистами. Эти и другие факторы сделали возможным формирование крупных отраслей и конкретных предприятий, масштабы и сложность которых требовали формализованных способов управления. Появление и оформление управления как области научных исследований было, во-первых, ответом на потребности большого бизнеса в профессиональном управлении. Во-вторых, этому способствовала открывшаяся возможность воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции. И, в-третьих, явилось достижением небольшой группы инициативных и любознательных людей, проявивших горячее желание искать лучшие и эффективные приемы и способы выполнения работы. Успехи в развитии науки управления были взаимосвязаны с достижениями в других областях знаний, в том числе с развитием техники и исследованиями человека и человеческих отношений (математика, инженерные науки, психология, социология и др.). В силу этого менеджмент как управление организацией приобрел междисциплинарный характер. По мере того, как развивались эти области знаний, теоретики и практики управления получали все больше информации о факторах, влияющих на успех организации. Междисциплинарную науку управления организацией стали называть управленческой мыслью. Полученные новые знания помогали специалистам осознать причины, почему более ранние теории в определенных условиях не выдерживали проверки практикой, и находить новые подходы к решению управленческих проблем. В то же время в мире происходили великие перемены, связанные с научно-техническим прогрессом, с изменением в отношениях общества и правительств к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже понимать наличие не только внутренних, но и внешних по отношению к организации факторов, влияющих на достижение успеха в бизнесе. Были разработаны новые подходы к управлению, которые фактически отражали эволюцию менеджмента как науки. С учетом этой эволюции известны четыре подхода к управлению: Подход к управлению с позиций выделения различных школ, базирующихся на соответствующих концепциях. Процессный подход. Системный подход. Ситуационный подход.
3. Процессный, системный, ситуационные подходы в менеджменте.
1.Процессный
подход- это единый процесс
4.
Сущность и характерные черты
современного менеджмента,
Современный американский менеджмент основывается на 3-х исторических предпосылках: 1)наличие рынка 2) индустриальный способ организации производства 3) корпорация, как основная форма предпринимательства. Менеджмент и капитал - это 2 составляющие для экономического развития Америки. Здесь важным считается: 1. отношение менеджера к рабочим 2. организация труда 3. стиль управления 4. трудовые отношения 5. определяемый уровень з/п. Вместе с тем важными задачами американского менеджмента являются: 1) максимизация прибыли 2) повышение платежеспособного спроса населения 3)развитие той социальной среды, в которой бизнесу приходится работать. Современный японский менеджмент. Для японского менеджмента характерны прочные межличностные связи (улья). В отличие от работников других стран японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. Здесь поведение менеджера и принятие решений в целом зависит от ситуации. Европейская модель менеджмента (Швеция) 1) потребность менеджеров в разработке специфических и прагматических стратегий, адекватных определений ситуациям, а не следование уже универсальным теориям 2) потребность использования управленческого и технического общества и вынесение на этой основе оценок результатов деятельности (социальный капитал включает: стереотипы поведения, умения и знания. Немецкий менеджмент Используется концепция социально-рыночного хозяйства, которая включает 2 положения: 1. усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования 2. ведение индикативного планирования вместо директивного планирования Арабская модель менеджмента 2 постулата: 1) РИБА - запрет ссудного процента 2) ЗАКЯТ - долг и обязанность выплачивать часть дохода в пользу малоимущих
5 Сравнительный
анализ американской и
Японская модель менеджмента: 1. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия
2. Коллективная ответственность 3. Нестандартная, гибкая структура управления 4. Неформальная организация контроля
5. Коллективный
контроль 6. Замедленная оценка работы
сотрудника и служебный рост 7.
Основное качество
осуществлять координацию действий и контроль 8. Ориентация управления на группу 9. Оценка управления по достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату 10. Личные неформальные отношения с подчиненными 11. Продвижение по службе по старшинству и стажу работы 12. Подготовка руководителей универсального типа 13. Оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д. 14. Долгосрочная занятость
Американская модель менеджмента: 1. Индивидуальный характер принятия решений 2. Индивидуальная ответственность 3. Строго формализованная структура управления 4. Четко формализованная процедура контроля
5. Индивидуальный контроль руководителя 6. Быстрая оценка результата труда,
ускоренное продвижение по службе 7. Главное качество руководителя — профессионализм 8. Ориентация управления на отдельную личность 9. Оценка управления по индивидуальному результату 10. Формальные отношения с подчиненными 11. Деловая карьера обусловливается личными результатами 12. Подготовка узкоспециализированных руководителей 13. Оплата труда по индивидуальным достижениям 14. Наем на работу на короткий период
В американской промышленности в течение длительного периода наблюдался стабильный рост производительности.(в теч 20 лет после 2 мир войны увелич производительности труда составлояло 3% каждый год,на 0.6-0.8 больше чем в японии,англии)Внезапно рост производит труда стал падать(1973-1983)США отстали от многих торговых партнеров и конкурентов. В Японии же рост производительности труда был значительно выше среднемирового показателя. Эта же тенденция продолжала действовать и в 80-х годах. Однако в 1983 г. эта тенденция повернулась вспять..Причина ведущей роли Японии в области производительности - хорошее управление. Настоящий руководитель видит организацию как систему зависящих друг от друга элементов, само выживание или успех которой зависят от непрерывного взаимодействия с динамичной внешней средой. В американской школе менеджмента подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий .Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от одного месяца до одного года, познает проблемы различных отделов Японские организации прибегают к ротации гораздо чащеюКроме того, во многих японских фирмах ротация в течение всей трудовой жизни распространяется на всех ее служащих.
В японской фирме имеет место более низкая степень специализации, по сравнению с американской. Отсутствие централизованной службы для контроля и распределения потока материалов между цехами является отличительной чертой сборочного завода японской фирмы; в американской фирме размер вознаграждения рабочего определяется категорией рабочего места. Японская фирма пытается стимулировать работников посредством системы заработной платы, которая учитывает трудовой стаж и заслуги последних; американские работники более мобильны,ищут где выгодней в японии стабильная работа
в японии более высокая производительность(малое количество уровней управления) Таким образом, хорошее управление- причина ведущей роли Японии в области производительности труда.
6. Концепция
соц. рыночного хоз-ва и
Концепция социального рыночного хозяйства — это попытка синтезировать гарантированную государством экономическую свободу в рыночной экономике с идеалами социального государства, связанными с социальной защищенностью и социальной справедливостью. Рыночное хозяйство олицетворяет хозяйственную свободу, которая заключается в свободе потребителя покупать товары, в свободе предпринимателя производить и продавать товары по собственному усмотрению. Благодаря этому рыночная система стимулирует экономический рост, технический прогресс, повышает производительность труда, снижает издержки производства и цены. После мирового кризиса 1929—1933 отмечается все более активное вмешательство государства в развитие экономической жизни. Активизации этого процесса в значительной мере содействовала теория английского ученого Дж. Кейнса о государственном регулировании экономики. Кейнс первым стал рассматривать государственное вмешательство в экономику как объективно неизбежное явление. Он разработал принципы, направления, конкретные формы и методы регулирования экономики, включающие оценку стихийного рыночного механизма. Кейнс и его последователи полагают, что такие отрицательные явления капиталистической экономики, как кризисы, безработица, неустойчивость экономического роста, являются неизбежными в стихийной экономике, так как действие «вечных» и «естественных» психологических законов порождает большие трудности в реализации продукции. Государственное регулирование экономических процессов в рыночной экономике должно происходить по следующим двум основным направлениям'. 1) непосредственное управление предприятиями, корпорациями и компаниями государственного сектора экономики; 2) регулирование важнейших пропорций общественного производства и выпуска основных видов продукции, связанных с жизнеобеспечением населения и безопасности страны через госбюджет, налоговую и таможенную политику, кредитно-денежную систему и другие рычаги рыночной экономики. Разумеется, формы и методы такого регулирования весьма различны. Партнерство- 1) юридическая форма организации совместной экономической деятельности нескольких физических или юридических лиц. Представляет промежуточную форму между частным, семейным предприятием и компанией с ограниченной ответственностью. Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров (пайщиков), участие в общих расходах, распределение прибыли, раздел имущества. Число членов партнерства обычно ограничено несколькими десятками. В дореволюционной России партнерства возникали в форме товариществ. Для партнерства предусматриваются более упрощенные, чем для компании, правила создания, роспуска, отчетности. Партнерства распространены в сфере мелкого бизнеса и услуг.