Ответы на вопросы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент".

Работа содержит 1 файл

MENEDZhMENT.doc

— 378.50 Кб (Скачать)

 

57 Особенности и структура банковского  персонала 
Особенности и структура б/п обусловлены прежде всего спецификой банковского дела, что требует наличия у банковских работников определенных профессиональных знаний и навыков, необходимых для осуществления различных видов банковской деятельности. В соответствии с выполняемыми функциями и операциями персонал может включать: кассиров, дилеров, операционистов, экономистов, бухгалтеров и т.д. В зависимости от сферы деятельности все специалисты сгруппированы в соответствующие отделы, управления, департаменты. 
По характеру выполняемых обязанностей персонал банка можно разделить на руководителей и подчиненных, т.е. на тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет. К руководящему составу предъявляются дополнительные требования-навыкав управления людьми, умения видеть перспективы развития и принимать решения. Специалисты, работающие с клиентами, должны обладать соответствующими профессиональными знаниями, навыками общения, культурой обслуживания, знать психологию поведения банковских клиентов.  
каждый отдельны работник своим трудам влияет на результаты работы банка, на его имидж и его судьбу. Работник должен иметь соответствующие личностные качества, необходимые для работы в стрессовых ситуациях. 
Работникам необходимо постоянно совершенствовать их профессиональное мастерство и повышать уровень подготовки. В процессе выполнения своих функций все работники банка вступают между собой в отношения делового общения, в результате которого происходит о6мен знаниями, технологиями, идеями, документами, текущей информацией. Важным условием нормальной деятельности банка является отлаженность и эффективность механизма делового взаимодействия между всеми структурными подразделениями и всеми категориями работников. 
Важным условием успешной работы банка является формирование производственного коллектива, создание команды единомышленников. Это достигая посредством гармонизации интересов как коллектива в целом, так и отдельно работника. 
Для управления персоналом в банке создается кадровая. Задачами кадровой службы являются, 1) решение оперативных вопросов по управлению персоналом (комплектование кадрового состава банка, организация обучения, разрешение трудовых споров и конфликтов, поддержание благоприятного психологического климата в коллективе и др.), 2) разработка долгосрочных программ развития персонала в соответствии со стратегическими планами развития банка в целом, выработка стратегической кадровой политики. 
Основными направлениями деятельности службы по управлению персоналом банка являются: планирование перспективных и текущих потребностей в персонале, подбор и комплектование кадров, формирование резерва на выдвижение, оценка персонала, разработка системы мотивации персонала, управление развитием персонала.

 

58 Задачи и принципы банковской деятельности. Организация управления деятельностью подразделений банка. Одной из задач БМ является организация деятельности денежно-кредитных институтов. "Организовать" - означает предпринять систему действий в условиях разделения труда. Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать, по крайней мере, три наиболее существенные цели - добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и безопасности банка. Разумеется, у банка могут быть и другие цели (например, количественный и качественный рост объема операций, собственного капитала, банковских резервов), однако именно указанные цели являются наиболее существенными. Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы посредством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлений, комитетов и т.п.) содействовать реализации целей банка. Задача организации заключается также в том, чтобы наладить работу персонала организационных структур в соответствии с поставленными целями и координировать эту работу. Организация деятельности в банках имеет ряд особенностей. Эти особенности вытекают из специфики банка как предприятия и природы его продукта. Продуктом банка являются платежные средства, де нежные капиталы, различного рода рыночные услуги. Они и выделяют банк из множества разновидностей предпринимательской деятельности, делают эту деятельность, с одной стороны, обособленной от других производств, а с другой стороны, тесно связанной с ними. Банки являются порождением обмена, и, будучи элементом рыночных отношений, они ближе расположены к потребностям своих клиентов. Именно в этой связи БМ и организация работы в банке в большей степени носят децентрализованный характер, ориентация на рынок приводит к перемещению компетенции решения к рыночной среде, требует принятия решения на месте предоставления услуги. Поскольку при этом свои услуги банк предоставляет по месту их потребления, число филиалов у банка больше, чем у промышленного предприятия. Специфика банка, ориентирующегося на установление долговременных отношений с клиентами, на их развитие как приоритетное направление деятельности, требует от него готовности выполнять операции в соответствии с потребностями клиентов, в связи, с чем значимость организации работы с персоналом приобретает повышенное значение.  Принципы организации банковской деятельности. Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений кредитной организации. Не случайно в любом банке всегда существуют такие подразделения и службы, как: Совет банка, правление, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности. В Совет банка, как правило, входят его учредители. Число учредителей и пайщиков у многих банков довольно значительно, иногда достигает нескольких десятков. Так, в одном из московских банков их более 50. Учредителями банков часто выступают государственные структуры, поэтому частными такие банки можно назвать лишь условно. В чистом виде, однако, есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности для банков в мировой практике является акционерная форма собственности, где как учредителями (акционерами) являются юридические и физические лица. Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности. Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банка, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка. В Правление могут входить (или возглавлять его) также лица, владеющие полностью либо частично данной кредитной организацией. В блок общих вопросов управления входит организация планирования, прогнозирования деятельности банка, подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формировании уставного капитала, планировании деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическом обеспечении. В самостоятельное управление (дирекцию) может быть выделено управление финансами. Коммерческая деятельность (четвертый блок) охватывает организацию различных банковских услуг - кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот блок является центральным звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и др. В составе коммерческого блока находится и отдел (управление) по операциям банка с ценными бумагами, который осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, что позволяет банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение. Особенность структуры российских коммерческих банков заключается и в том, что в составе их коммерческого блока в силу неразвитости банковских услуг также отсутствуют специальные отделы по международным кредитно-расчетным операциям, операциям по управлению имуществом клиентов, по оказанию услуг населению и др. Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутрибанковских расчетов и корреспондентских отношений, касса. В некоторых случаях к данному (шоку относят и отдел инкассации (в тех банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег). Блок автоматизации также является обязательным элементом структуры КБ. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средств, электронных машин, и, соответственно, особый технический блок, обеспечивающий электронную обработку данных. Административный блок включает отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определенные должности, повышение квалификации работников кредитной организации, прием, продвижение по службе и увольнение персонала, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его хозяйственных и социальных потребностей и т.п.

59 Организационная структура банка – внутренняя организация работы кредитного учреждения, с помощью которой структурируются и формализуются подходы и методы управления, определяются группы исполнителей, разрабатываются системы контроля и внутриорганизационных взаимоотношений. С помощью организационной структуры осуществляются все необходимые действия, направленные на достижение целей, которые ставит перед собой банк. В современном менеджменте существует несколько моделей организационных структур, которые используют кредитные организации. Существуют три группы организационных структур:а)         организационные структуры по типу бюрократии;б)         адаптивные организационные структуры:в)организационные    структуры    с    разной    степенью централизации. Понятие   бюрократии,   введенное   в   начале   XX   столетия, известным   немецким   социологом   М.   Вебером,   означает идеальную          модель            построения    организации. Бюрократическое построение организации предполагает отлаженную работу всех звеньев управления, четкое разделение труда, строгую регламентацию деятельности каждого служащего и подбор кадров в соответствии с их компетентностью. Таковы классические требования к организационной структуре, которые легли в основу деятельности  большинства организаций. Адаптивные структуры. Такие структуры стали получать распространение в периоды, когда резко возросла конкуренция со стороны небанковских институтов. Адаптивная организационная структура призвана  обеспечивать своевременную адекватную реакцию на изменение рыночных ситуаций. Организационные структуры с различной степенью централизации. Структуры панка отличаются степенью централизации, что имеет как своп преимущества, так и свои недостатки, которые     необходимо     учитывать     при         делегировании полномочий нижестоящим звеньям управления. Степень централизации банковской структуры определяется целым рядом факторов, таких как важность и количество     управленческих     решении.     относящихся     к компетенции нижних управленческих звеньев, степень контроля за их деятельностью. Принимаемые решения о централизации деятельности байка, отдельных его структур должны учитывать исторические особенности организации, имеющиеся традиции, опираясь на накопленный опыт установления различных степеней свободы в действиях банковских подразделений в прошлом. При различных вариантах централизации деятельности банков, ряд функции всегда остается в компетенции высшего руководства. Это такие функции: установление целей и задач банка; выработка стратегии банка; определение перспективных направлений деятельности; разработка нормативной документации; определение требовании к учету и отчетности. Как правило, структурная реорганизация банка связана с необходимостью повышения качества обслуживания клиентов, расширения рынка, увеличения объемов совершаемых операций и введения более совершенных методов работы. Решение этих вопросов требует соответствующей переподготовки персонала, которая решается силами либо самих структурных подразделений, либо с привлечением организаций, специально занимающихся этими вопросами. Однако сама по себе переподготовка персонала может оказаться недостаточной для обеспечения некоторых достаточно глубоких изменений в структуре банка, связанных, например, с расширением деятельности и предложением новых продуктов. В таком случае руководство банка решает вопросы пополнения штата специалистами в отдельных отраслях банковской (и не только банковской) деятельности.

60. Оценка качества банковского  менеджмента (БМ).

   Качественные характеристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние ликвидности, прибыльность.

   Другими критериями  качества менеджмента выступают:  профессионализм менеджеров банка,  способность их к лидерству, способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры, характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения, риск инсайдерских сделок, эффективность управления персоналом банка и др.

   Положительные оценки по названным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

   Опрос независимых  специалистов зарубежных стран  выявил 10 основных характеристик  современного управления:

1) открытая культура;

2) наличие общих ценностей;

3) нацеленность на прибыль;

4) акцент на удовлетворении  потребностей клиентов;

5) желание вкладывать средства  в новые продукты;

6) сильное и последовательное  руководство и стратегическое  мышление;

7) стремление к набору  наилучших сотрудников;

8) вложения в подготовку  персонала;

9) наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибыльности;

10) хорошее управление  кредитным риском.

   В России оценка  качества банковского менеджмента  осуществляется в процессе аудиторских  проверок в соответствии с требованиями Банка России. В зависимости от причин, вызывающих неудовлетворительное управление банком, выделяют 4 типа такого управления: неграмотное управление, косметическое управление, безнадежное руководство и мошенничество.


Информация о работе Ответы на вопросы