Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Менеджмент".
36Концепция контроллинга. Цели, структура, функции и виды контроллинга.
Концепция контроллинга является стержнем, вокруг которого должны быть объединены основные элементы организации и управления деятельностью предприятия, а именно:
-все категории бизнес-процессов и их затраты;
-центры ответственности предприятия;
-системы планирования и бюджетирования, формируемые на основе центров ответственности предприятия;
-система управленческого учета, построенная на основе центров ответственности и их бюджетов;
-система стратегического
управления, основанная на анализе
цепочки ценностей, анализе
-информационные
потоки (документооборот), позволяющий
оперативно фиксировать
-мониторинг
и анализ результатов
-выявление причин отклонений и формирование управляющих воздействий в рамках центров ответственности.
Основная цель контролинга - ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.
Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.
37. Информационно-
С точки зрения подхода к реализации контроль делится:
1. внешний - осуществляется руководством или спец. сотрудниками - контролерами
2. внутренний - исполнители
сами следят за своей работой
или ее результатами и вносят
по мере необходимости
Главная цель внутреннего контроля - своевременно обнаружить проблемы и найти пути их решения, а не поймать кого-то за руку и наказать.
Элементы контроля
как непосредственного
1. установление стандартов деятельности фирмы, подлежащих в последствии контролю
2. изменение и анализ ее результатов
3.корректировки хозяйственных, технологических и иных процессов соответствии со сделанными выводами и принятыми решениями
Задачи, решаемые контролем в системе управления фирмой:
1. заранее обнаружить во временной и внешней среде фирмы фактов, которые могут оказать на ее функционирование серьезное влияние и своевременно отреагировать на них
2. своевременно обнаружить в деятельности фирмы ошибки и быстро принять необходимые меры для их устранения
3.оценка работы фирмы и ее персонала в ключевых областях за определенный период, оценка эффективности и надежности систематического управления, сравнение ее с другими фирмами
Этапы контроля:
1. определяются параметры функционирования и развития фирмы, которую необходимо контролировать
2. создается модель фирмы (в ней отражаются потоки ресурсов и информации, места образования промежуточных и конечных результатов, а также наиболее подходящие места, где контроль осуществляют так называемые «точки контроля»)
3. сбор информации о реально достигнутых результатах и сопоставление её с существующими нормативами
4. корректировка деятельности фирмы, пересмотр планов, перераспределение заданий, модификация целей, совершенствование технологий и процессов управления
38. Понятие управленческой информации и основные требования к ней. Классификация информации. Информатизация управления.
Любому восприятию информ. может мешать шум.
Шум- все то, что мешает передаче и адекватному пониманию информации.
Сематический шум - барьер непонимания, неосведомленности.
Прагматический шум - связан по их полезности и отбором тех, которые устраняют получателя информации.
Информатизация - организованный соц-эконом и НТП создания оптимальных условий для удовлетворения информац потребностей персонала и организации на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Информ ф-ции управляющей подсистемы:
-сбор директивной информ, информ о состоянии орг-ий и основных факторов внешней среды
-переработка полученной информ, разработка альтернативных вариантов решения
-принятие управленческого решения
-передача управляющей
информ объекту управления , сущ
мероприятий, обеспеч ее
-организация обратной связи
-корректировка принятых решений
Информационное обеспечение
1) это деят-ть информац-
2) сов-ть технических
ср-тв, обеспеч информационное
Принципы коммуникативной деятельности руководителя:
-поддерживать у подчиненных чувство самоуважения
-в общении, в процессе
анализа деятельности
-использовать преимущественно метод позитивного подкрепления
-выдвигать ясные требования и поддерживать постоянные контакты с сотрудниками
-формулировать цели и задачи сотрудникам четко и ясно, убеждаться в том, что они поняты
-использовать в коммуникациях только активное слушание
Группы факторов, определяющие процесс делового сотрудничества и делового общения:
-система правовых актов и норм
-организационно- регулирующая
и организационно-
-экономич регуляторы
-соц-психологич регуляторы,
которые влияют на поведение
и взаимоотношения людей в
рамках неформальной
39.Информационная культура.
Семантический и прагматический шум. Информационное
обеспечение. ИНФОРМАЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА - способность общества эффективно использовать
информационные ресурсы и средства информационных
коммуникаций, а также применять для этих
целей передовые достижения в области
развития средств информатизации и информационных
технологий.
Информационная культура выражается
в наличии у человека комплекса знаний,
умений, навыков и рефлексивных установок
во взаимодействии с информационной средой.
Включает грамотность и компетентность
в понимании природы информационных процессов
и отношений; гуманистически ориентированную
информационную ценностно-смысловую сферу
(стремления, интересы, мировоззрение,
ценностные ориентации); развитую информационную
рефлексию, а также творчество в информационном
поведении и социально-информационной
активности.
Один из важнейших элементов информационной
культуры человека - знание информационных
ресурсов (при возможности получить свободный
доступ к ним). В нашей стране многие организации
занимаются сбором, обработкой, хранением
и распределением информации: библиотеки,
статистические центры, информационные
службы, СМИ. Семантический шум – отсутствие смысла в сообщении,
т.е. сообщение не расширяет знаний потребителя
или это ложное сообщение. Например, при
поступлении сообщения о количестве продуктов
на складе семантический фильтр должен
проверить верность, в принципе, этого
сообщения. Так, верность сообщения - 1
тыс. пузырьков с йодом – может быть проверена
путем наложения этого сообщения на уже
имеющиеся сведения о параметрах самого
склада, его назначении и принадлежности.
В этом случае сообщение может быть признано
шумом, если, скажем это склад привокзального
медпункта. Или семантически верным –
если склад крупного завода-производителя. Прагматический шум
– сообщение (или его часть), бесполезные
для решения данной задачи данным потребителем.
Прагматическая фильтрация – отсеивание
шума при анализе сообщений. Вообще
говоря, последние два вида фильтрации
являются достаточно сложным и не всегда
выполнимым делом. Особенно, когда речь
идет о прагматике, т.к. прагматический
смысл зависит еще и от конкретного получателя.
Так, при выборе места работы для одного
человека будет иметь прагматическое
значение информация об удаленности предлагаемого
варианта от места жительства и предлагаемая
зарплата. Для другого – такое значение
будет иметь лишь зарплата. Информационное обеспечение
управленческой деятельности. Существенная часть информации для руководителя
должна быть задокументирована, поэтому
частью информационного обеспечения управленческой
деятельности является документационная
система организации. Она включает в себя
документированную информацию и документооборот.
В информационном обеспечении управленческой
деятельности все документы можно различить
по следующим признакам: понаименованию:письма;
характеристики;справки;
бумажные (письменные, графические и т.д.)
фото-, кино- и видеодокументы;
электронные документы;
по принадлежности к системе документации
определенного вида деятельности:
система управленческой документации;
система обеспечивающей документации;
система документации по основной деятельности.
40. Коммуникации как связующий процесс в управлении.
Управленческая деятельность связана с необходимостью постоянной координации деятельности подразделений организации и отдельных её членов для достижения общих целей. Коммуникация – это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий к достижению взаимопонимания.
Сyщecтвyeт нecкoлькo видoв кoммyникaций внyтpи opгaнизaции:
мeжypoвнeвыe кoммyникaции — пepeмeщeниe инфopмaции в paмкax вepтикaльнoй кoммyникaции. Мoгyт пpoиcxoдить пo ниcxoдящeй (cooбщeниe пoдчинeнным ypoвням o пpинятoм yпpaвлeнчecкoм peшeнии), пo вocxoдящeй (oтчeты, пpeдлoжeния, oбъяcнитeльныe зaпиcки);
кoммyникaции мeждy paзличными oтдeлaми, или гopизoнтaльныe кoммyникaции. Оpгaнизaция cocтoит из мнoжecтвa пoдpaздeлeний, пoэтoмy oбмeн инфopмaциeй мeждy ними нyжeн для кoopдинaции зaдaч и дeйcтвий. Рyкoвoдcтвo дoлжнo дoбивaтьcя, чтoбы пoдpaздeлeния paбoтaли coвмecтнo, пpoдвигaя opгaнизaцию в нyжнoм нaпpaвлeнии;
кoммyникaции «pyкoвoдитeль — пoдчинeнный». Связaны c пpoяcнeниeм зaдaч, пpиopитeтoв и oжидaeмыx peзyльтaтoв; oбecпeчeниeм вoвлeчeннocти oтдeлa в peшeниe зaдaч; oбcyждeниeм пpoблeм эффeктивнocти paбoты; oпoвeщeниeм пoдчинeннoгo o гpядyщeм измeнeнии; пoлyчeниeм cвeдeний oб идeяx, ycoвepшeнcтвoвaнияx и пpeдлoжeнияx пoдчинeнныx;
кoммyникaции мeждy pyкoвoдитeлeм и paбoчeй гpyппoй. Пoзвoляют pyкoвoдитeлю пoвыcить эффeктивнocть дeйcтвий гpyппы;
нeфopмaльныe кoммyникaции. Кaнaл нeфopмaльныx кoммyникaций — этo кaнaл pacпpocтpaнeния cлyxoв. Тaк кaк пo кaнaлaм cлyxoв инфopмaция пepeдaeтcя нaмнoгo быcтpee, чeм пo кaнaлaм фopмaльнoгo cooбщeния, pyкoвoдитeли пoльзyютcя пepвыми для зaплaниpoвaннoй yтeчки и pacпpocтpaнeния oпpeдeлeннoй инфopмaции типa «мeждy нaми».
Следовательно, в процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента:
1) отправитель - лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2) сообщение
- собственно информация, послание,
закодированное с помощью
3) канал - средство передачи информации;
4) получатель -
лицо, которому предназначена
ЭТАПЫ передачи информации:
1. Зарождение /формирование/ идеи.
Отправитель решает, какое сообщение сделать предметом обмена.
2. Кодирование и выбор канала.
Чтобы идея стала сообщением, необходимо закодировать ее с помощью символов - слов, интонации, жестов. Типу символов должен соответствовать канал передачи информации: речь, письменные материалы, рисунки, схемы, чертежи, графики, а также телефон, электронная почта, факс, видеоленты и т.д.
3. Передача сообщения.
4. Декодирование (интерпретация сообщения)
5. Обратная связь
6. «ШУМ»
41 КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС – это обмен информацией между двумя или больше людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, которая является предметом обмена, то есть сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективность общения людей, которые принимали участие в обмене. В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента. Отправитель, лицо, которое генерирует идеи или собирает информацию и передает ее. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов. Канал, средства передачи информации. Получатель, лицо, которому назначенная информация, и которая интерпретирует ее. При обмене информацией отправитель и получатель проходять несколько взаимозависимых этапов. Их задание – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, потому что каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью потерян. Отмечены взаимозависимые этапы такие: Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с формулировки идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение стоит сделать предметом обмена. Кодировка и выбор канала. Прежде чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты (язык тела), другие символы. Такая кодировка превращает идею в сообщение. Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование — это перевод символов отправителя в уме получателя.
42. Деловое общение – это сложный
многоплановый процесс развития контактов между людьми
в служебной сфере. Его участники выступают
в официальных статусах и ориентированы
на достижение цели, конкретных задач.
Специфической особенностью названного
процесса является регламентированность,
т. е. подчинение установленным ограничениям,
которые определяются национальными и
культурными традициями, профессиональными
этическими принципами. Деловой этикет
включает в себя две группы правил:
– нормы, действующие в сфере общения
между равными по статусу, членами одного
коллектива (горизонтальные);
– наставления, определяющие характер
контакта руководителя и подчиненного
(вертикальные). Общим требованием считается
приветливое и предупредительное отношение
ко всем коллегам по работе, партнерам,
независимо от личных симпатий и антипатий.
Регламентированность делового взаимодействия
выражается также во внимании к речи. Обязательно
соблюдение речевого этикета – разработанных
обществом норм языкового поведения, типовых
готовых "формул", позволяющих организовать
этикетные ситуации приветствия, просьбы,
благодарности и т. д. (например, "здравствуйте",
"будьте добры", "разрешите принести
извинения", "счастлив, познакомиться
с Вами"). Эти устойчивые конструкции
выбираются с учетом социальных, возрастных,
психологических характеристик. Общение
как взаимодействие предполагает, что
люди устанавливают контакт друг с другом,
обмениваются определенной информацией
для того, чтобы строить совместную деятельность,
сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие
происходило беспроблемно, оно должно
состоять из следующих этапов:
– Установка контакта (знакомство). Предполагает
понимание другого человека, представление
себя другому человеку;
– Ориентировка в ситуации общения, осмысление
происходящего, выдержка паузы;
– Обсуждение интересующей проблемы;
– Решение проблемы.
– Завершение контакта (выход из него).
В структуре делового общения можно выделить
три взаимосвязанных компонента: коммуникативный, перцептивный
и интерактивный. Коммуникация — это обмен информацией, ее создание
и передача от отправителя к получателю
в ходе делового общения. Отправитель,
посылая информацию, побуждается определенным
мотивом и преследует конкретную цель. Перцепция — это восприятие
и оценка партнерами друг друга, обеспечивающие
взаимопонимание между ними. На основе
восприятия формируется определенный
позитивный или негативный образ партнера.
Перцепция в процессе общения подчиняется
общепсихологическим закономерностям
восприятия (избирательность, константность,
пристрастность, подверженность иллюзиям
и др.) Интеракция — это взаимное
влияние в процессе общения. Интеракция
существенным образом зависит от авторитетности
партнеров, от занятых ими позиций, от
явных и скрытых намерений и т.д. Ясно,
что коммуникация, перцепция и интеракция
неотделимы друг от друга в процессе реального
общения.