Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%.

Содержание

Введение

Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ

1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг

1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ

1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования

Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг

2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ

2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования

Заключение

Список литературы:

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     1. Позиционирование Великобритании – маркетинговые и коммуникационные стратегии, направленные на позиционирование Великобритании как лидера в международном образовании, увеличение количества иностранных студентов, пользующимися образовательными услугами Великобритании.

     Повышение привлекательности страны для иностранных студентов сопряжено с использованием различных мер, в числе которых:

  • бенчмаркинг образовательных услуг и предоставления на них наилучших цен; упрощения иммиграционной системы;
  • введение системы баллов (Points Based System) для управления миграционными процессами, что призвано обеспечить простоту въезда иностранных студентов в Великобританию, сделать его более прозрачным и беспристрастным по отношению к студентам;
  • обеспечение поддержки иностранных студентов, желающих получить практический опыт работы. С целью расширения возможностей, которыми обладают иностранные студенты, осуществляется сотрудничество с работодателями и кадровыми агентствами.

     2. Установление стратегических партнерских отношений и создание союзов. Осуществляется сотрудничество с правительствами и представителями рынка образовательных услуг с целью построения партнерских отношений, разрабатываются и реализуются программы, предусматривающие проведение международных форумов, обмен студентами и преподавательским составом, для установления и последующей поддержки международных партнерств.

     3. Планирование показателей эффективности экспорта образовательных услуг. В составе индикаторов: рост числа установленных партнерских отношений между Великобританией и другими странами; повышение рейтинга удовлетворенности иностранных студентов, обучающихся в Великобритании; рост числа иностранных студентов, обучающихся в Великобритании, на 100 000 человек; удвоение числа стран, количество студентов из которых превышает 10 000 человек.

     Развитие экспорта образовательных услуг – зона повышенного внимания властей и в других странах. Так, в Австралии цель, поставленная на правительственном уровне, состоит в улучшении международного образования, получении интеллектуальных, социальных, культурных и экономических выгод от выхода на внешний рынок. В этой стране разработаны и реализуются программные стратегии интернационализации высшего образования и экспорта образовательных услуг.

     На основании разработанных критериев эффективности образовательной деятельности университетов правительство этой страны путем выделения грантов стимулирует работу по повышению качества предоставляемых образовательных услуг. По итогам ежегодной проверки качества подготовки специалистов каждому университету присваивается определенный рейтинг, в соответствии с которым вузы получают дополнительно 60-80 млн. австралийских долларов, выделяются индивидуальные гранты преподавателям на разработку новых экспортонаправленных образовательных программ19.

     Следует обратить внимание на широкий спектр мер, применяемых государством, для наращивания контингента иностранных студентов. В их числе: внедрение стипендиальной программы Endeavour с целью привлечения успешно обучающихся студентов со всего мира; поддержка пяти международных центров превосходства в образовании, науке и инновациях, а также национального центра языковой подготовки с целью улучшения языковых и коммерческих навыков; разработка и внедрение стратегии повышения качества австралийского образования для иностранных студентов, обучающихся за пределами Австралии; международный маркетинг и продвижение образовательных и сопутствующих услуг; финансовая поддержка иностранных студентов через предоставление им широкого ряда стипендий, причем они варьируются в зависимости от получаемой академической степени; обеспечение информацией – проведение конференций, форумов и семинаров; повышению уровня осведомленности иностранных потребителей австралийских образовательных услуг относительно качества предоставляемых услуг и мер, принимаемых в отношении его повышения; финансирование стажировки англо-говорящих австралийских преподавателей за рубежом; поддержка национального бренда, получившего общемировое признание; позиционирование Австралии как страны с высоким уровнем развития экономики, науки и культуры, особенно в сфере науки и инновационных возможностей; содействие австралийским представителям образовательной индустрии в выходе на внешние рынки и др.

     Позиционированные нами результаты компаративного анализа зарубежной практики государственной поддержки процессов развития высшего образования позволяют, на наш взгляд, уточнить и дополнить представления о приоритетных сферах деятельности органов власти и управления в России, мерах, которые необходимо предпринять для активизации роли высшей школы в процессах модернизации социально-экономической системы страны.

     Происходящее  в настоящее время развитие системы  образования в нашей стране предъявляет  повышенные требования к качеству педагогического образования, составляющего фундамент современной системы непрерывного образования. Одним из возможных способов поиска путей повышения эффективности высшего образования является изучение зарубежного опыта. Наука об образовании (эдукология), как и другие области знаний и общественной практики, не может развиваться изолированно от мирового опыта. Сфера образования в данном случае подчиняется общим тенденциям и закономерностям развития.

     Представляется  актуальным по-новому взглянуть на имеющийся опыт обучения, в том числе и зарубежный, переосмыслить его, найти пути использования передовых идей в отечественной практике обучения.

     Идея  возможности совершенствования  процесса обучения в современной  высшей школе с помощью совокупного зарубежного опыта основана на существовании практически одинаковых приоритетных направлений развития педагогической науки.

     До  недавнего времени сравнительная  педагогика основывала свои исследования на принципе «противоположности» и, во-первых, практически не уделяла должного внимания позитивным моментам теории и практики зарубежной педагогики а, во-вторых, не учитывала новейших тенденций в педагогических науках.

     Преобразующая функция сравнительной педагогики должна определяться не только развитием  фундаментальных исследований, но и доведением результатов изучения положительного зарубежного опыта до уровня переноса и преобразования в практические рекомендации для учителей, а прогностическая функция – проявляться в выявлении тенденций, разработке конкретных методов обучения, оправдывающих себя на практике.

     При этом необходимо отметить, что для  того, чтобы проводимое исследование было научно обоснованным, а его  выводы могли быть реализованы, необходимо, чтобы оно опиралось на следующие  принципы:

  • принцип диалектического подхода к рассмотрению многообразного педагогического опыта зарубежных стран;
  • принцип конструирования интегрированного знания по актуальным проблемам современной дидактики на основе концепции целостного учебно-воспитательного процесса;
  • принцип соответствия отбора учебного материала объективной логике развития дидактики и ее научным методам познания;
  • принцип соответствия практической реализации обобщенных знаний, полученных сравнительной педагогикой, целям российской школы и условиям ее развития;
  • принцип объективности. Демократические процессы, произошедшие в обществе, позволяют в настоящее время более объективно изучать общемировой опыт функционирования образовательных систем, основываясь на общечеловеческом принципе объективности. Именно этот принцип, наряду с принципами сравнения и сопоставления, заложен в основу новой науки – сравнительной эдукологии.

     Сравнительно-эдукологические  знания должны стать основой познания общемировой образовательной системы  и базисом для развития общепедагогического  кругозора работников образования. Системный подход к оценке зарубежного педагогического опыта предполагает рассмотрение как отдельных инвариантно-интегративных сторон процесса обучения, так и целостного охвата систем образования различных стран, групп стран или регионов в их единстве и внутренних связях. Сейчас оказывается актуальной задача системного анализа мировых достижений для совершенствования учебного процесса в России. При этом важно не просто зафиксировать позитивность опыта, а выявить содержание и тенденции дидактических поисков; необходимо осмыслить и освоить подходы к учебному процессу, выработанные в мировой теории и практике обучения.

     О внимании к вопросам образования  за рубежом свидетельствует разветвленная сеть исследовательских педагогических центров. Теорию и практику обучения изучают частные и государственные организации: ведущие университеты в США, Франции, Японии, Академия воспитания в Соединенных Штатах, Общество педагогических исследований в Великобритании, Центр педагогической документации во Франции и многие другие.

     Координацию таких исследований берут на себя международные центры: интернациональное  бюро воспитания (Швейцария), Международный  институт педагогических исследований (Германия), Международный институт образования (США), Центр исследования по сравнительной педагогике (Великобритания).

     Также необходимо охарактеризовать существующие модели высших учебных заведений  ведущих стран мира.

     С позиции функциональной классификации, характеризуя усредненную модель вуза Германии, можно сказать, что здесь  основной акцент делается на научные исследования. Содержание программ обучения естественно включает в себя результаты исследовательской работы преподавательского корпуса: последние немедленно превращаются в материал для учебных программ, используются в учебных целях. И преподаватели, и студенты трудятся и взаимодействуют на основе научно-исследовательской кооперации труда, как соисследователи.

     Вузовская модель Великобритании характеризуется  усиленным вниманием к развитию личности обучающегося, его индивидуальных способностей, и этот процесс может культивироваться практически на любом предмете изучения. Отсюда – концепция либерального образования, предпочтение выпускников, обладающих широкими интеллектуальными возможностями и особыми личностными качествами, в т.ч. качествами характера, формирование которых является как бы сверхзадачей вуза, при всем уважении к исследовательской и профессиональной подготовке.

     Французская система высшего образования, в  отличие от отмеченных ранее, и особенно от германской, характеризуется строго иерархическим подчинением государству. Здесь высока степень разделения научной деятельности на «науку внутри» и «науку вне» вуза, университета. Существование прагматически ориентированной «науки вне» вузов активизирует их работу в направлении профессионализации образования. Поэтому распространенная здесь модель квалифицируется как профессиональная, «обучающая».

     В США сформировалась система, последовательно  реализующая все три упомянутые функциональные модели высшего образования, сложившиеся в Европе. Первая ступень (колледжи с четырехлетней подготовкой) носит следы английской системы. Вторая ступень (университеты с шестилетней подготовкой) в целом родственна французской системе профессионального обучения. На третьей ступени активно наращивается исследовательская функция высшей школы, характерная для Германии. С учетом исторических особенностей формирования американского этноса такая функциональная структура, ассимилирующая воздействия европейских стран и их приоритеты, не вызывает удивления.

     Японская  система высшего образования  во многом имеет черты «клановости». Здесь вузы больше ориентированы на устоявшиеся связи с определенными слоями общества, группами потребителей ОУ, на их приоритеты и ожидания, на традиции фирм в отношении персонала, на требования общей атмосферы фирмы. Кастовость, элитарность – характерный принцип построения японской модели высшего образования.

     Значительным  для всех стран является процесс  овладения новыми знаниями и методиками, что способствует профессиональному  росту специалиста.

     Улучшение качества преподавания и квалификация преподавателей является основной идеей образовательных реформ, проводимых в европейских странах в настоящее время. Этот новый интерес к учителям и их профессионализму объясняется конкуренцией на международном рынке труда.

     Как результат проведения реформ наблюдается  значительный рост количества научных  исследований по вопросам образовательной  политики, эффективности образования, улучшения школы и достижений учащихся. Эти исследования подтверждают тезис о необходимости глубокого знания учителем преподаваемого предмета, так как только «глубина и обширность знаний в содержательной области помогут учителю вовлечь ученика в сложный познавательный процесс».

     Экспертами  ЮНЕСКО были сформулированы основные принципы системы непрерывного образования:

  • всеобщий характер непрерывного образования;
  • преемственность между различными ступенями образования, между различными направлениями формирования личности;
  • интеграция всех образовательных воздействий (учебные заведения, социальное окружение, производство, средства информации, учреждения культуры);
  • взаимосвязь общего и профессионального образования;
  • политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве;
  • открытость и гибкость системы образования.

     Свободный выбор профиля обучения и возможность  воспользоваться услугами системы  образования после перерыва в  любом возрасте. Свобода выбора средств, методов и форм обучения (дневная, вечерняя, заочная, самообразование, опирающееся  на использование различных информационных источников). Равноправная оценка и признание образования не по способам его получения, а по фактическому результату. Доступ к любым видам и типам образования, главным образом на основе индивидуальных способностей и склонностей, а не вследствие ранее полученных формальных оценок (свидетельств, дипломов) или предшествующей практической деятельности.

Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования