Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%.

Содержание

Введение

Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ

1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг

1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ

1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования

Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг

2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ

2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования

Заключение

Список литературы:

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     6. Научно-педагогические исследования  ведутся как по профилю учреждения, так и в сфере исследований  и прогнозирования конъюнктуры  рынка образовательных услуг,  в том числе соответствующего профиля.

     7. В организационной структуре  учреждения формируется подразделение  (отдел, служба, группа) маркетинга, несущее ответственность за коммерческие  успехи и имидж учреждения  и обладающее полномочиями контролировать  и эффективно обеспечивать выполнение своих рекомендаций функциональными и другими подразделениями учреждения.

     Определение особенностей маркетинга требует учета  этапа развития, на котором находится  российская система образования:

     1. В настоящее время система  образования России характеризуется глубокими противоречиями. Во-первых, мы наблюдаем явный дисбаланс между состоянием и развитием бюджетного и платного образования на всех его уровнях. Во-вторых, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. В-третьих, отсутствие квалифицированных специалистов в области современных маркетинга и менеджмента и отток перспективных специалистов в другие сферы деятельности, в то время как именно сфера образования способна обеспечить подготовку и переподготовку кадров для любой из отраслей экономики. Именно в этих условиях ставится проблема развития образовательного маркетинга.

     2. Маркетинг в любой отрасли  определяется спецификой продукта. Современная трактовка сущности  образовательного продукта, прежде  всего услуги, охватывает все  стороны развития личности, предполагает  не только собственно образование  в виде усвоения опыта предыдущих поколений в форме знаний, умений и навыков, но и воспитание определенных качеств поведения и их дальнейшую корректировку, физическое и интеллектуальное развитие человека в целом, формирование у него способности к дальнейшему развитию и саморазвитию. С одной стороны, это расширяет возможности образовательных учреждений по привлечению различных целевых групп потребителей, позволяет увеличить арсенал маркетингового инструментария. С другой стороны, приняв маркетинговую концепцию в своей деятельности, образовательные учреждения вынуждены учитывать все потребности своих клиентов. Отсюда вытекает, в том числе, необходимость восстановления разрушенной системы воспитания в российских школах и вузах, реализации научной деятельности студентов и преподавателей в высших учебных заведениях, системы социального обеспечения учащихся.

     3. Спецификой образовательного маркетинга  является также и то, что хозяйственные  организации в образовании как  одной из социальных сфер являются  преимущественно некоммерческими и могут использовать различные источники финансирования. Маркетинговая деятельность образовательного учреждения дифференцируется для непосредственных потребителей (учащихся и их родителей) и доноров (заказчиков), в качестве которых могут выступать различные промышленные и финансовые компании, частные предприниматели, зарубежные и отечественные общественные организации, политические партии, государственные и муниципальные органы власти. Маркетинговая деятельность становится многомерной в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах.

     4. Информационная асимметрия на  рынке образовательных продуктов  также должна учитываться при  определении образовательного маркетинга. В условиях недостаточного финансирования  образовательных учреждений маркетинговая деятельность может легко скатиться до интенсификации коммерческих усилий как по отношению к клиентам, так и по отношению к заказчикам. Иногда за респектабельным видом образовательного учреждения скрывается целевая установка – максимально заработать при низком качестве образовательного процесса.

     В условиях, объективного процесса дифференцирования  потребностей субъектов рынка образовательных  услуг, комплексное сочетание данных потребностей часто приходит в противоречие, которое, на фоне увеличения коллективного и индивидуального спроса на услуги профессионального образования, имеет тенденцию к росту. В итоге, рыночные отношения, с одной стороны, открывая для сферы образования новые возможности, с другой стороны, искажают и угнетают социальные функции образования. Указанные противоречия, можно разрешить, находя баланс разнонаправленных интересов субъектов рынка образовательных услуг, отражающих долгосрочное и взаимовыгодное взаимодействие субъектов производства и потребления образовательных услуг на основе непрерывного индивидуализированного процесса по совместному с партнерами созданию компетентных ценностей образовательных услуг и последующего совместного распределения между ними полученной выгоды, что должно обеспечивать рост конкурентоспособности российского экономического и бизнес образования. 
 
 

     Глава 2 Направления по совершенствованию  продвижения образовательных  услуг

     2.1 Совершенствование  системы государственного  регулирования развития  высшего образования  в РФ

     Государственное регулирование  высшего образования предусматривает различные аспекты и формы регулирования. Остановимся на правовом регулировании высшего образования. Высокая социальная значимость системы образования объясняет жестокое государственное регулирование высшего образования и всей деятельности образовательных учреждений, включая доходы и расходы. В настоящее время деятельность государственных образовательных учреждений России регулируется гражданским и бюджетным кодексами. Государственное регулирование высшего образования и деятельность учреждений системы высшего образования отражено в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Федеральном законе «О некоммерческих организациях». Особенности государственного регулирования высшего образования предусмотрены Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», постановлениями Правительства, приказами, распоряжениями министерств и ведомств. Так как государственные образовательные учреждения являются участниками бюджетного процесса, то на них распространяются и нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Действующее гражданское законодательство РФ в  рамках государственного регулирования  высшего образования не предусматривает  права учреждения владеть имуществом на праве собственности. Государственное регулирование высшего образования устанавливает, что по общему правилу учреждения системы высшего образования не вправе «отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете». Государственным образовательным учреждениям право осуществлять платные образовательные услуги, предоставлено Законом «Об образовании» и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Государственное регулирование высшего образования устанавливает в соответствии с ГК РФ, что доходы от этой деятельности в системе высшего образования и приобретенное за счет этих средств имущество должно поступать в самостоятельное распоряжение образовательных учреждений.

     Государственное регулирование высшего образования  должно быть в значительной части  заменено рыночным регулированием спроса и предложения на рынке образовательных  услуг. Содержание обучения по специальности  нужно ориентировать на содержание обучения в университетах развитых стран.

     Совершенствование организационных основ функционирования системы образования предполагает оптимизацию административно-правового  механизма, расширение участия общества в управлении, дальнейшее развитие академических свобод и автономии вузов, улучшение положения дел в образовательном менеджменте и т.д. с непременным сохранением государственного воздействия и государственной поддержки в различных формах.

     Сегодня, когда система образования представляет собой сложный социально-экономический комплекс, поглощающий значительные финансовые, материальные, человеческие и иные ресурсы, многое зависит не только от инвестирования в нее, от ее «экономизации», но и, в не меньшей степени, от уровня управленческого воздействия на структуры этой системы, от качества регулирования. Однако, как правило, до настоящего времени внимание ученых было обращено преимущественно на проблемы государственного регулирования экономики. Между тем опыт зарубежных стран убедительно демонстрирует разные цели, но равнозначимую важность экономического и социального регулирования. Социально-культурная сфера и изменения, произошедшие в ней за последние 10-15 лет в России, тоже заслуживают внимания через призму административного права.

     Социально-экономические  и политические перемены обусловили изменение содержания управления высшим образованием. Специфические характеристики постсоветского этапа развития общества и государства, новая стратегия правовой организации управления социальными процессами ставят проблемы совершенствования административно-правового механизма организации управления образованием.

     Уже признано, что «вопреки либеральным лозунгам и делам государство сохранило свою правоспособность регулятора в экономике». Не менее актуально это признание для социальной сферы. Только посредством государственного регулирования возможно воздействовать на систему в нужном обществу направлении. При этом основным выразителем роли государства в рыночной социально-экономической ситуации, особенно в обеспечении реализации конституционных прав граждан, является институт административно-правового регулирования.

     Административно-правовое регулирование – это реальный и эффективный юридический институт, который вполне сочетается со свободой деятельности. И автономия вузов  не должна означать абсолютной свободы. Надлежащее административно-правовое регулирование отношений в системе высшего образования – это гарантии прав субъектов образовательных отношений и организационные условия их деятельности. Следовательно, автономия лишь ограничивает возможности прямого воздействия органов государственной власти на вуз, он должен восприниматься как некая замкнутая единица. В сфере компетенции государства остаются общие условия функционирования вуза (правовое пространство, налогообложение, отношения собственности, стандарты образования), объем государственно-общественного заказа (выделяемые ресурсы и количество обучающихся за счет этих средств), контроль за соблюдением лицензионных условий и требований.

     Образование – многоаспектный сложный объект управления, управляемая система, которая «распадается» на определенное множество самостоятельных, целостных подобъектов управляющего воздействия. Ими выступают образовательные учреждения, образовательные программы, образовательный процесс и его результаты. Подобъектами управления являются также научная деятельность, процесс воспитания (в вузе он должен осуществляться не только в рамках учебного процесса, это отдельный аккредитационный показатель его деятельности), прием в вузы и т.д. Специфика предмета воздействия, обусловленная также содержанием образовательных отношений, социальным значением сферы образования, и действующие нормативно-правовые акты в сфере высшего образования определили следующие особенности государственного регулирования высшего образования.

     Во-первых, это его общественно-государственный  характер. В управлении системой участвуют  Всероссийский союз ректоров и советы ректоров вузов в регионах, ассоциации вузов (по профилю, по статусу, по форме собственности), учебно-методические объединения по направлениям и специальностям, советы попечителей и др.

     Значительная  часть государственных функций  в сфере образования также  выполняется с привлечением вузовской  общественности: лицензирование, аттестация и аккредитация, экспертиза работ, представленных на соискание ученой степени, и др. В новом положении о Министерстве образования и науки прямо указано на право министерства привлекать для проработки вопросов его сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные и совещательные органы. Например, в работе диссертационных и экспертных советов участвуют известные ученые со всей страны; в состав комиссии по лицензированию или аттестации включаются представители вузовской общественности и т.д. Это предусмотрено законодательством об образовании и иными нормативными актами: Типовым положением о совете ректоров вузов РФ, положениями о лицензировании и аккредитации, об УМО, о Координационном совете по повышению квалификации и переподготовке специалистов и т. д.

     Ярким примером общественно-государственного начала в высшем образовании могут  служить процедуры, связанные с  разработкой и внедрением государственных  образовательных стандартов высшего  профессионального образования (далее – ГОС ВПО). В целях совершенствования механизма введения ГОС ВПО разработана и утверждена новая структура управления разработкой ГОС ВПО, предусматривающая функционирование Федерального совета по разработке ГОС ВПО, координационных советов по областям знания, научно-методических советов по дисциплинам гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного и математического, а также общепрофессионального (для инженерных специальностей) циклов и учебно-методических объединений вузов. В рамках указанной структуры разработано и новое Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений РФ, в соответствии с которым прошло переутверждение положений всех учебно-методических объединений вузов.

Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования