Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%.
Введение
Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ
1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг
1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ
1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования
Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг
2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ
2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования
Заключение
Список литературы:
Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования
Введение
Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ
1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг
1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ
1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования
Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг
2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ
2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования
Заключение
Список
литературы:
Введение
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%. В таких странах, как Япония и Германия, доля человеческого капитала составляет до 80% национального богатства. В настоящее время ценности создаются за счет повышения производительности и использования нововведений, т. е. применения знаний на практике.
Потребность в трансформации российской системы образования объективно обусловлена социально-экономическими изменениями, прошедшими в России за последние 10 лет. Она вытекает из необходимости приведения всех систем и подсистем народнохозяйственного комплекса в соответствие с требованиями восстановления утраченных экономических позиций и обеспечения перехода к постиндустриальному обществу. Главной целью этой трансформации является создание такой образовательной системы, в рамках которой молодые поколения будут овладевать профессиями, пользующимися спросом на рынке труда, и знаниями, которые помогут им продуктивно участвовать в жизни демократического общества.
В процессе перехода от индустриального к информационному обществу создание и распространение знаний становится ключевым фактором. Эти процессы в значительной степени опираются на использование и развитие образовательной системы.
В
последние годы принят ряд важных
правительственных документов, определяющих
перспективы развития отечественной
системы образования. Это и Национальная
доктрина образования в Российской
Федерации до 2025 г., и Федеральная программа
развития образования на 2000-2005 гг., и, конечно
же, Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 г., одобренная
Правительством РФ в декабре прошлого
года. Видное место во всех этих документах
занимают вопросы экономики. И это закономерно,
так как именно их решение в современных
условиях в значительной степени определяет
эффективность функционирования системы
образования. Цель данной работы – проанализировав
систему образовательных услуг РФ, выявить
ее основные экономические проблемы и
определить возможные пути их решения.
Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ
1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг
Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» следует кратко обозначить сущности понятий «услуга» и «образование». Ф.Котлер предлагает следующее определение: «Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо»1. Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:
По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования – «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)»2. В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»3. Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина. Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг.
Среди исследователей, изучающих проблему определения понятия образовательной услуги, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. Согласно наиболее распространенному подходу под образовательными услугами понимается «система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства»4. Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения. А продуктом любого образовательного учреждения может быть образовательная программа, которая разрабатывается вузом для того, чтобы удовлетворить потребность в образовании, профессиональной подготовке, обучении или переподготовке, – т.е. достижении определенного социального эффекта (изменение образовательного или профессионального уровня).
Таким образом, образовательная программа – это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.
Рассматривая специфику образовательных услуг, которая проявляется и в традиционных (перечисленных ранее) характеристиках услуг и в чертах, присущих только образовательным услугам, необходимо определить, каким образом особенности услуг как таковых проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы. Свойство неотделимости от источника в отношении образовательной услуги означает, что в результате купли-продажи такой услуги продавец теряет право собственности на свой специфический товар, но покупатель такого права не приобретает. В то же время, любая замена преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а следовательно, и спрос. Кроме того, особенность именно образовательных услуг проявляется в том, что начало их потребления происходит одновременно с началом их оказания. Непостоянство качества в отношении образовательных услуг помимо неотделимости от исполнителя и невозможности установления жестких стандартов на процесс и результат оказания услуги имеет еще одну причину – изменчивость «исходного материала». Свойство несохраняемости образовательных услуг проявляет себя двояко. С одной стороны, невозможно заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании повышения спроса, т.е. образовательные услуги (как и всякие другие нематериальные блага) не могут накапливаться ни у продавца (преподавателя), ни у потребителя (обучающегося), не могут им и перепродаваться. Вместе с тем, эта черта образовательных услуг выглядит «смягченной», поскольку некоторая учебная информация может быть частично подготовлена и зафиксирована на материальных носителях (например, книгах, кассетах). Другой стороной несохраняемости образовательных услуг является естественное для человека забывание полученной информации, а также устаревание знаний, к которому приводят научно-технический и социальный прогрессы.
Анализируя отличительные черты образовательных услуг, присущие только им, можно выделить несколько особенностей:
1. Специфика образовательных услуг заключается в том, что, по мнению многих исследователей, они относятся к категории «общественных благ (товаров)». Предоставление общественных благ, а, следовательно, оплату и ответственность за их производство берет на себя государство. Но все же большинство специалистов относят данные услуги к категории «квазиобщественное благо»5. Например, С. Фишер подчеркивает, что забота государства о потреблении насущных благ не исключает сотрудничества со сферой бизнеса. Дж. Стиглиц относит часть образовательных услуг (начальное, среднее образование) к общественным, а другую часть (высшее, послевузовское, профессиональное) к квазиобщественным благам. Другими словами, структура продукции современной образовательной системы неоднородна и включает, по крайней мере, две неравные по объему части:
2. Своеобразной чертой услуг образования является невозможность их непосредственного денежного измерения. Ценовой механизм часто не в состоянии отразить всех затрат на производство образовательных услуг. Если в материальной сфере их сравнительно легко измерить количественно (в штуках или килограммах, например) на единицу продукции, то применительно к образовательным услугам это трудно осуществимо. Полезный результат такой услуги может проявиться лишь спустя продолжительное время, и его практически можно измерить лишь с помощью косвенных показателей.
3. Еще один отличительный признак образовательных услуг – многозначность целей, поставленных перед производителями этих услуг. Как правило, деятельность образовательного учреждения не направлена явно на достижение прибыли. При этом прибыль не является изначально запретным ориентиром для учреждения образования, но, конечно, и не сводится только к нему.
4.
Особенность образовательных
Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования