Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%.

Содержание

Введение

Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ

1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг

1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ

1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования

Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг

2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ

2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования

Заключение

Список литературы:

Работа содержит 1 файл

КР.doc

— 315.00 Кб (Скачать)

     5. А. Панкрухин главной особенностью оказания образовательных услуг называет сотворчество преподавателя и слушателя. В сфере образования, где преобразуется личность клиента, он, не являясь профессионалом, претендует на самую активную роль в процессе производства и оказания образовательных услуг. Важно также и то, что оказание услуг образования, предполагающее ярко выраженную открытость этой сферы для информационного, кадрового и другого обмена, задает приоритет сотрудничества и ограничивает эффективность конкуренции производителей образовательных услуг6.

     6. Образовательные услуги как никакой другой вид деятельности находятся под пристальным общественным вниманием и внерыночным давлением. Это положение наиболее отчетливо проявляется в рамках политических кампаний, в которых вопрос общественного образования обычно рассматривается как элемент обеспечения национальной безопасности, перспективы выживания и развития нации.

     Кроме того, существует еще ряд специфических особенностей образовательных услуг, отличающих их от других видов услуг:

  • сезонность;
  • высокая стоимость (образовательные услуги обладают высокой потребительной стоимостью, т.к. наращивают потенциал личности, специалиста, а на развитых рынках это выражается в признании высокой стоимости, правомерности высоких цен на них);
  • относительная длительность оказания (так, например, в нашей стране получение первого высшего профессионального образования по различным специальностям может занимать от 4 до 6 лет);
  • отсроченность выявления результативности;
  • зависимость результатов от условий будущей работы и жизни обучившегося;
  • необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
  • зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места проживания потенциальных обучающихся;
  • невозможность перепродажи;
  • необходимость лицензирования;
  • конкурсный характер (этот признак в основном проявляется в большинстве государственных высших учебных заведений);
  • относительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и другие.

     Образовательные услуги, как и любой товар, реализуются на рынке, который понимается как совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования. Кроме того, отличительная особенность рынка образовательных услуг заключается в значительной роли государства и его органов управления. В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

  • создание, поддержка и укрепление благоприятного общественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;
  • гарантирование гуманистичности образования, единства федерального культурного и образовательного пространства, общедоступности и адаптивности образования, его светского характера, свободы и плюрализма, демократизма управления и автономности образовательных учреждений;
  • финансирование образования и предоставление гарантий для долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;
  • применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка в целях развития приоритетных специальностей, форм и методов подготовки специалистов, образования в целом;
  • лицензирование и аттестация образовательных учреждений и программ по ассортименту и качеству услуг;
  • информационное обеспечение образовательных учреждений и др.
 

     1.2 Особенности развития  рынка образовательных услуг РФ

     В настоящее время такой товар  как образование становится элементом  рыночных отношений. Оно выступает  как продавец образовательных услуг, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества.

     Рынок образовательных услуг сформировался в нашей стране относительно недавно, в ходе прививания принципов рыночной экономики к системе социально-экономических отношений и в процессе реформирования системы образования происходит формирование самого рынка образовательных услуг. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг, что создает между ними огромную конкуренцию.

     Определение рынка образовательных услуг  неоднозначно и имеет различные подходы.

     Так с позиции Щетина В.П., рынок образовательных  услуг – это рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями7.

     Багиев  Г.А., к примеру, определяет рынок образовательных услуг как систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем8.

     По  мнению Бортника, рынок образовательных  услуг это материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих  образовательные услуги, лиц и  организаций, оплачивающих эти услуги9.

     Исходя из вышеперечисленных понятий, можно сформулировать следующее определение рынку образовательных услуг. Рынок образовательных услуг – это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги10.

     Рынок образовательных услуг можно  рассмотреть с точки зрения образовательных  программ, т.е. специфике предоставляемых  услуг.

     Согласно  закону Российской Федерации «Об образовании» и комментариям к нему все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждая из которых, кроме основной, может иметь и дополнительную программу. Это является двумя основными направлениями на рынке образовательных услуг.

     - Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и реализуются в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

     - Профессиональные программы направлены  на решение задач последовательного  повышения профессионального и  общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации и реализуются в образовательных учреждениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.

     Изучение  всего объема предметов основной программы является обязательным, а  дополнительные программы создаются, как правило, по факультативным дисциплинам. Кроме того, у дополнительных образовательных программ, в отличие от основных, нет стандартов. Их задачей является более полное удовлетворение разнообразных образовательных запросов общества.

     С другой стороны рынок образовательных услуг можно поделить по другой классификации следующим образом, исходя из конкретики предоставляемых услуг:

     К первой группе относят следующие  виды программ:

  • дошкольного образования;
  • начального общего образования;
  • основного общего образования;
  • среднего (полного) общего образования

     Важно отметить, что Закон РФ «Об образовании» указывает на возможность общеобразовательных учреждений «по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности».

     Вторую  группу образовательных программ составляют:

  • программы начального профессионального образования – имеют целью подготовку работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования; наиболее часто осуществляются профессиональными училищами и профессиональными лицеями;
  • программы среднего профессионального образования предназначены для подготовки специалистов среднего звена, удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования; осуществляется техникумами, колледжами, техникумами-предприятиями;
  • программы высшего профессионального образования, освоение которых необходимо для выполнения высококвалифицированного, преимущественно умственного труда в различных сферах. Данные программы реализуются в высших учебных заведениях: университетах, академиях и институтах;
  • программы послевузовского профессионального образования предоставляют возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации после окончания вуза в аспирантуре, ординатуре и адъюнктуре.

     Исходя  из этой классификации можно сказать, что первая группа имеет значительное преимущество, так как регламентирована законом. Большинство из видов является обязательным и бесплатным. Вторая группа по своей сути является независимой и мало регулируемой. Единственное требование – наличие лицензии на ту, или иную деятельность.

     Допускается также сочетание различных форм получения образования, Стоит отметить, что получение ряда профессий  и специальностей в вечерней и  заочной формах не разрешается (например, стоматология, актерское искусство, ветеринария, пожарная безопасность).

     Одной из важнейших классификаций рынка  образовательных услуг является организационно-правовая форма представителя  услуги. Можно выделить следующие  виды:

  • государственными,
  • муниципальными,
  • негосударственными: частными, учреждениями общественных и религиозных организаций.

     В зависимости от того, к какому из вышеперечисленных типов относится  образовательное учреждение, по-разному  регулируется сфера предоставления им платных образовательных услуг. Так в ст. 45 сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждения вправе оказывать… платные дополнительные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами». Виды платных образовательных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в своем уставе. Так же согласно законодательству доход от указанной деятельности государственного (муниципального) образовательного учреждения за вычетом доли учредителя должен реинвестироваться в него же. Хотя практика чаще всего показывает иное.

     Предоставление  платных образовательных услуг  негосударственными образовательными учреждениями регламентируется ст. 46 Закона РФ «Об образовании»: «негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся… в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных стандартов». Подобная деятельность не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в т.ч. на заработную плату), его развитие и совершенствование. Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор с обучающимся (или его родителями), в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы, права, обязанность и ответственность сторон и т. д.

     Как уже было сказано выше как общеобразовательные, так и профессиональные программы  могут быть основными и дополнительными. Остановимся подробнее на услугах  дополнительного образования.

     В Комментариях к Закону РФ «Об образовании», определение дополнительной образовательной услуги – «деятельность по оказанию педагогической помощи в обучении и воспитании за пределами основных образовательных программ государственных образовательных стандартов».

<

Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования