Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 12:55, курсовая работа
Место и роль любой страны в международном разделении труда, ее конкурентоспособность на мировых рынках обрабатывающих отраслей и прогрессивных технологий зависят прежде всего от качества подготовки специалистов и от тех условий, которые страна создает для проявления и реализации интеллектуального потенциала нации. Роль знаний в экономическом развитии стремительно возрастает, опережая значимость средств производства и природных ресурсов. По оценкам Всемирного банка, физический капитал в современной экономике формирует 16% общего объема богатства каждой страны, природный – 20%, а человеческий капитал – 64%.
Введение
Глава 1 Особенности развития образовательных услуг в РФ
1.1 Общее и особенное рынка образовательных услуг
1.2 Особенности развития рынка образовательных услуг РФ
1.3 Противоречия в продвижении образовательных услуг системы высшего образования
Глава 2 Направления по совершенствованию продвижения образовательных услуг
2.1 Совершенствование системы государственного регулирования развития высшего образования в РФ
2.2 Зарубежный опыт развития высшего образования
Заключение
Список литературы:
Работа по реализации Концепции модернизации российского образования также предполагает усиление общественной составляющей через систему соответствующих советов при всех органах управления образованием.
Даже процедура занятия должности ректора государственного или муниципального вуза носит государственно-общественный характер (ст.12 ФЗ о ВППО). Ректора вначале избирают на конференции трудового коллектива (или общим собранием), а затем его утверждает соответствующий орган исполнительной власти. Причем даже если он не утвердит предложенную кандидатуру, а конференция (общее собрание) решением 2/3 присутствующих вновь изберет этого кандидата, его обязаны утвердить на должность ректора. Ни в одной другой отрасли экономики или социальной сферы нет такого порядка занятия должности руководителя.
Во-вторых, это нетипичное разграничение компетенции между федерацией и субъектами РФ. В отличие от других предметов совместного ведения, в образовании управленческие функции между федерацией и ее субъектами объективно разделяются по уровням образования. Правовое регулирование высшего образования относится исключительно к ведению России. И хотя в ведении субъектов РФ и муниципальных образований также могут находиться образовательные учреждения ВПО, правовую регламентацию их деятельности осуществляет федерация.
В-третьих,
это особый метод правового регулирования.
Отношения, складывающиеся в процессе
жизнедеятельности
В-четвертых, основополагающей категорией для обеспечения эволюции системы образования является вузовская автономия. Это означает (при сохранении государственного контроля) такую степень самоуправления, которая необходима вузу для эффективного принятия решений в отношении своей уставной деятельности. Поэтому регулирование внутривузовских отношений, как и в субъектах предпринимательской деятельности, в значительной степени осуществляется локальными актами (ст. 13 закона РФ «Об образовании»). Однако в новом положении о Министерстве образования и науки РФ подчеркивается следующее: «При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Министерство не вправе…устанавливать ограничения… прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций…».
В-пятых, это многосубъектный состав органов, оказывающих регулирующее воздействие. Учредитель федеральных вузов – Правительство Российской Федерации (п.2 ст. 10 ФЗ о ВППО). До недавнего времени основной объем функций учредителя исполнял соответствующий федеральный орган исполнительной власти, главным образом Минобразования России. Представляло собственника в части управления имуществом Министерство имущественных отношений. Поэтому при регистрации уставов вузов в регионах возникала зачастую проблема их утверждения в соответствующих комитетах по управлению имуществом. Функции собственника в контексте ст. 120 ГК РФ (субсидиарная ответственность по обязательствам финансируемых собственником учреждений) исполняло Министерство финансов. В настоящее время, как уже было отмечено, произошло увеличение числа органов исполнительной власти, которым подведомственно высшее образование.
Кроме того, в системе высшего образования было положено начало практике соучредительства. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 г. № 722, вторым учредителем Казанского государственного технологического университета стал Кабинет Министров Республики Татарстан. Образуемая таким образом смешанная форма собственности и наличие нескольких соучредителей неизбежно влекут за собой перемены в традиционных формах и методах воздействия на управляемый объект.
В-шестых, еще одним принципиальным отличием конструкции государственного регулирования высшего образования является развитие региональных моделей университетских комплексов, включающих образовательные учреждения различного типа, научно-исследовательские и научно-производственные структуры, предприятия и т.д. Получают распространение идеи учебно-научно-производственных и учебно-научно-инновационных комплексов.
Таким
образом, организация государственного
регулирования высшего
Возможности и направления содействия маркетингу образовательных услуг со стороны федеральных, региональных органов управления и общественных организаций
Постепенное все большее сосредоточение функций содействия и поддержки образования на региональном уровне может быть квалифицировано как одна из естественных черт перехода к рыночной экономике.
В качестве главных задач этого переходного периода выделяются такие задачи:
К числу основных направлений деятельности по поддержке образовательных учреждений на ближайший период и на перспективу можно отнести следующие:
В переходный период безусловно на федеральном финансировании должны находиться образовательные учреждения в той части, в какой они, в соответствии с учебными планами:
На региональные источники финансирования в первую очередь целесообразно перевести подготовку специалистов:
В
русле финансовой поддержки и
для ее обеспечения целесообразно
также осуществить меры по дифференциации
системы налогообложения
Обеспечение
статусной поддержки
Практически
любое программное решение
Статус образовательного учреждения поддерживается государством в том числе и через систему государственных заказов на образовательные услуги. Заказчиками выступают органы федеральной власти, в т.ч. министерства, комитеты и др., в т.ч. – субъектов Российской Федерации. Формирование, размещение и реализация государственного заказа в образовательных учреждениях могут, на наш взгляд, осуществляться на следующих основных принципах:
Данный
принцип следующим образом
В отношении лиц, занимающих, замещающих или подготавливаемых на государственные должности Российской Федерации, федеральной государственной службы, для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, а также высшие и главные должности в системе государственной службы государственный заказ размещается в Российской академии государственной службы. Заказ на образовательные услуги по другим должностям федеральной государственной службы размещается как в Российской академии государственной службы, в ее институтах повышения квалификации и в региональных академиях государственной службы по территориальному принципу, а также на конкурсной основе – в других учебных заведениях.
Выполнение государственного заказа финансируется правительством Российской Федерации, субъектами федерации с применением налоговых льгот, прежде всего по НДС и спецналогу.
Обеспечение соответствия качества выполнения государственного заказа выявленным потребностям органов государственной власти достигается при участии их представителей в информационном обеспечении, в осуществлении учебного процесса, в организации учебной практики и стажировки, в промежуточном и итоговом контроле его результатов.
Качество реализации, выполнения государственного заказа на образовательные услуги по подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных служащих подтверждается процедурами аттестации, аккредитации и нострификации, проводимыми в соответствии с законодательством РФ с участием органов государственной власти, образовательных учреждений и общественных организаций.
Аналогичный
комплекс принципов целесообразно
внедрять и в регионах, определяя
контрольные цифры
Управленческая поддержка прямо связана со статусной и предполагает последовательную децентрализацию управления образованием, одновременно с налаживанием связей по кооперации образовательных учреждений с органами обеспечения занятости, банками, другими элементами рыночной инфраструктуры, заинтересованными социальными институтами. Это направление работы предполагает изменение структуры предложения образовательных услуг. Например, в высшей школе и последипломном образовании возможно изменение предложения образовательных услуг в пользу услуг высших технических школ, юридических, экономических, управленческих, социологических и педагогических факультетов вузов.
Информация о работе Особенности продвижения образовательных услуг в системе высшего образования