Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:01, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. В нынешней экономической ситуации, которую можно охарактеризовать как «комплексный экономический мировой кризис», одно из последствий, которого сокращение рабочих мест и численности персонала, - развитие оставшегося персонала приобретает все возрастающее значение. На этом фоне проблема развития персонала в современных банковских организациях становится все более актуальной, что обусловлено:
Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы системы управления персоналом в современных организациях и с учетом специфики российского банковского сектора 6
1.1 Понятие управления персоналом банка 6
1.2 Специфика управления персоналом в российских банках 12
Глава 2. Роль мотивации персонала в деятельности современной организации. 20
2.1 Обзор существующих теорий мотивации. 20
2.2 Особенности организации процесса мотивации персонала кредитных организаций. 38
Глава 3. Система мотивации персонала и пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.1 Общая характеристика и кадровая политика ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.2 Анализ действующей системы мотивации персонала. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 65
3.3 Пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 72
Заключение. 79
Таблица №5: Результаты анкетирования
Показатель хорошей мотивации труда – это с одной стороны отношение человека к труду, его заинтересованность в реализации своего физического и творческого потенциала, а с другой – это его удовлетворенность трудом.
Проанализируем данные, полученные в ходе анкетирования, и посмотрим, какие инструменты влияют на мотивацию сотрудников и на их удовлетворенность трудом.
В ходе анкетирования 67% опрошенных ответили, что их не устраивает размер оплаты труда, а так же, что заработная плата не зависит от выполняемой работы и фактических результатов труда (47%). Для устранения этого недостатка сотрудники должны четко понимать, за что они получают вознаграждение и от чего зависят дополнительные выплаты. Бонусы, премии, разовые вознаграждения и т.д. являются дополнительными выплатами к заработной плате и их легче поставить в зависимость от работы сотрудников. При этом нужно учитывать периодичность выплат. Если бонусы выплачиваются редко, один раз в год они психологически перестают восприниматься как реальная часть дохода, становясь чем-то разовым, позитивным, но не стабильным. Если бонусы выплачиваются часто, но сумма по сравнению с окладом мала (10-15%), то это повышает удовлетворенность трудом, но не оказывает существенного влияния на мотивацию и не стимулирует работников к приложению больших усилий. Поэтому, руководители должны выплачивать бонусы, соответствующие зоне ответственности сотрудников и лучше чередовать их периодичность и размер. В ЗАО «Райффайзенбанк» существует ежемесячная премия сотрудников в зависимости от выполняемого плана. Премия может быть до 60% от оклада, в зависимости от выполненной работы. Это позволяет сотрудникам проявлять себя и достигать лучших результатов, которые впоследствии оплачиваются. Так же успешно используется матрица пересмотра заработных плат для сотрудников фронт-офиса. Данный инструмент позволяет объективно переводить итоги системной оценки деятельности (СОД) в соответствующие уровни заработных плат сотрудников. Помимо сотрудников фронт-офиса и дополнительных отделений к системной оценке деятельности присоединились также сотрудники, работающие в сегменте «Премиум» и супервайзеры DSA.
Это понятный, прозрачный, удобный
и эффективный инструмент управления
персоналом, который, с одной стороны,
гарантирует определенный рыночный
уровень оплаты труда при минимальном
наборе знаний и навыков, а с другой
— дает возможность
35 % опрошенных сотрудников
описали условия труда как
неудовлетворительные. Это, в основном
связано с неравномерностью
В основном большинство работников ДО «Остоженка» отметили психологический климат как хороший (32%) и нормальный (35%). В коллективе существуют дружеские отношения, поддержка и помощь друг другу, не смотря на постоянную работу с Клиентами и частые конфликтные ситуации.
Необходимость обучения персонала
связана с постоянными
Для осуществления банковских операций разрабатывается и внедряется новое программное обеспечение и компьютерные технологии.
Центральным Банком РФ создаются и дополняются законы, указы, положения, инструкции, на основании которых банк осуществляет свою деятельность.
В ЗАО «Райффайзенбанк» существует
свой обучающий центр. Руководители
организуют регулярное обучение своих
сотрудников, направляют на курсы повышения
квалификации, проводят тестирования
и аттестации рабочих и т.д. В
ЗАО «Райффайзенбанк» у сотрудников
есть возможность изучать
Условия для дальнейшего продвижения отметили многие сотрудники (54%). Это связано с тем, что в банке существует большая текучесть кадров и что у работников есть шанс, при демонстрации хороших результатов и знаний быть отмеченным и претендовать на повышение. Это является сильным инструментом мотивации банковских работников.
Моральное стимулирование можно осуществлять по двум направлениям:
1. Поощрение – знаки, символы отличия, награды, грамоты, благодарности в устной или письменной форме.
2. Порицание – выговор в устной или письменной форме лично или в присутствии коллектива.
Эффективность каждого направления и конкретных мероприятий зависит в значительной степени от индивидуально-психологических особенностей человека. Это зависит от уровня духовного развития, от жизненных целей, приоритетов, предпочтений человека, его ценностей, возраста и.т.д.
Поэтому все формы морального стимулирования действуют на разных работников не одинаково. Для максимального успеха моральных стимулов необходимо:
При этом «цена» (материальные затраты) на реализацию морального стимулирования может быть невысокой, по сравнению, например, с материальным стимулированием, а результат лучше и на более долгий промежуток времени.
Система поощрения наградами, знаками отличия, грамотами, словами и другими символами внимания очень действенный инструмент мотивации труда банковских работников. В результате анкетирования выяснено, что большинство сотрудников не удовлетворены существующей системой морального стимулирования (85%).
Труд в банке носит изначально коллективный характер, а при этом трудно оценить каждого, какую работу он сделал. Руководитель должен принимать это во внимание и оценивать не только команду за достигнутые результаты, но и каждого в отдельности, потому что человек устроен так, что личная похвала будет служить более сильным инструментом мотивации сотрудника. А на основании теории мотивации В. Врума можно предположить, что человек будет ожидать похвалы в дальнейшем и будет стремиться к повторению положительного результата.
Выразим общие выводы по
мотивационному механизму сотрудников
ДО «Остоженка» ЗАО «
В ДО «Остоженка» существует стенгазета, которая обновляется раз в пол года, и при ее составлении сотрудники общаются в нерабочей обстановке.
На основе анкетного опроса
были выявлены сильные и слабые инструменты
мотивации банковских работников. В
предложении к
В предыдущей главе были описаны основные инструменты, влияющие на мотивацию работников ДО «Остоженка» ЗАО «Райффайзенбанк».
В дополнение к мотивационным инструментам рассмотрим важный инструмент – корпоративная культура.
Самым сильным аргументом при выделении корпоративной культуры является желание людей идентифицировать себя с обществом (коллективом). Люди хотят работать в организации, которая имеет свою историю, достижения, праздники, отличительные особенности, традиции и обычаи. В нормальном понимании люди хотят стать частью компании и разделять все важные моменты для нее. Влияние корпоративной культуры на мотивацию персонала будет тем сильнее, чем больше совпадают ценности и мотиваторы ее сотрудников.
В ЗАО «Райффайзенбанк» существует своя корпоративная культура. Начиная с внешнего вида отделений: все отделения функционируют в одинаковом дизайне. Внутренне состояние: размещение мебели, рекламных материалов, все сотрудники носят форму.
Дух корпоративной культуры сильно развит у сотрудников ЗАО «Райффайзенбанк» это зависит и оттого, что каждый сотрудник работает по общим стандартам:
«Мы — ведущий универсальный банк в России для всех, кто ценит качество».
В ЗАО «Райффайзенбанк» существует свой внутренний сайт для сотрудников, где проводятся различные конкурсы, возможно общение с коллегами и т.д.
Раз в месяц выпускается свой журнал «Raiffeisen Life», в котором печатаются новости банка, достижения, изменения и т.д.
В предложении по совершенствованию такого действенного инструмента мотивации как корпоративная культура было предложено в ДО «Остоженка» проводить ежемесячные конкурсы «Лучший сотрудник» и «Лучший по продажам». Это позволило сотрудникам не только проявлять себя, но и получать награды, призы, грамоты и поздравления от руководителя в присутствии коллег, что явилось сильным аргументом при мотивации к работе.
В дипломе предложен еще один инструмент мотивации – принцип постановки целей SMART, который можно рассматривать как начальный принцип, т.к. все начинается с постановки руководителем целей перед сотрудниками и их понимании целей для дальнейшего выполнения. Именно от этого будет зависеть, как сотрудник выполнил работу, и чего достигла компания.
Определим, что такое принцип постановки целей SMART.
SMART – стандарт постановки целей и задач, который учитывает пять важнейших характеристик.
(S) Specific/Конкретность
S (Specific) – задает конкретность цели (специфичность). Это нужно, потому что специфическая цель имеет больше шансов быть выполненной, чем цель, поставленная в общем или расплывчатато.
При постановке специфических целей необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Кто? Кто вовлечен?
2. Что? Что я хочу выполнить?
3. Где? Определить
4. Когда? Установить временные рамки.
5. Условия: Определить требования и ограничения.
6. Почему? Отметить особые причины, а так же бенефиты, полагающиеся при достижении цели.
К целям устанавливаются
такие параметры как
Например: неспецифичная цель: «в течение двух недель нужно привлечь много Клиентов». Из формулировки этой цели неизвестно, в какие сроки нужно привлечь, сколько Клиентов, для чего и т.д.