Особенности организации процесса мотивации кредитных организаций на примере банка "Райффайзен"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы. В нынешней экономической ситуации, которую можно охарактеризовать как «комплексный экономический мировой кризис», одно из последствий, которого сокращение рабочих мест и численности персонала, - развитие оставшегося персонала приобретает все возрастающее значение. На этом фоне проблема развития персонала в современных банковских организациях становится все более актуальной, что обусловлено:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы системы управления персоналом в современных организациях и с учетом специфики российского банковского сектора 6
1.1 Понятие управления персоналом банка 6
1.2 Специфика управления персоналом в российских банках 12
Глава 2. Роль мотивации персонала в деятельности современной организации. 20
2.1 Обзор существующих теорий мотивации. 20
2.2 Особенности организации процесса мотивации персонала кредитных организаций. 38
Глава 3. Система мотивации персонала и пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.1 Общая характеристика и кадровая политика ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.2 Анализ действующей системы мотивации персонала. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 65
3.3 Пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 72
Заключение. 79

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 664.87 Кб (Скачать)

Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые  могут удовлетворить ожидаемую  потребность работника.

Основные понятия модели В. Врума (Рисунок №4: Модель В. Врума):

Рисунок №4: Модель В. Врума

Валентность (ценность, ожидаемая полезность) – устойчивость предпочтений человека относительно конкретного результата. Валентность будет положительной, если человек из двух вариантов — «добиваться результата» или «не добиваться» — отдает предпочтение первому. Валентность равна нулю, если человек равнодушно относится к результату; отрицательной валентность является в том случае, когда человек предпочитает не добиваться результата, вместо того, чтобы постараться его достичь.

Инструментальность (значимость) – полезность определенного поведения или результата с точки зрения достижения какой-либо другой значимой цели; эта переменная отражает веру в то, что между поведением (результатом) и достижением этой цели существует связь (корреляция).

Ожидание – субъективно оцениваемая вероятность получения результата в случае выбора данной поведенческой альтернативы.

Каждый человек характеризуется  уникальным сочетанием валентностей, инструментальности и ожиданий.

Теория  справедливости С. Адамса

Теория справедливости показывает, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в  конкретной ситуации на своей работе. Теория Стейси Адамса базируется на утверждении, что при определении своего поведения сотрудники ищут ответы на два вопроса:

1. Что я даю организации?

2. Какое вознаграждение  я получу, особенно по сравнению  с вознаграждением других сотрудников,  выполняющих аналогичную работу?

Вознаграждение осуществляется по состоянию «входа» и «выхода».

Трудовой вход – образование, опыт, прилагаемые усилия, способности и т.д..

Трудовой выход – заработная плата, признание, продвижение по службе и т.д.

Индивидуальное соотношение  входа и выхода сравнивается с  аналогичными пропорциями входа  и выхода других сотрудников.

Ощущение справедливости возникает тогда, когда соотношение  индивидуальных параметров примерно равно  параметрам его коллег. Если баланс соотношений входа и выхода нарушается, у сотрудника возникает ощущение несправедливости.

К наиболее распространенным способам устранения неравенства относятся: изменение выхода (увеличения зарплаты, предоставление более просторного офиса); изменение входа (уменьшение прилагаемых в процессе труда усилий); изменение представлений (искусственное завышение статуса своей работы, влияние на представления других людей о своем заработке); уход с работы (если человек чувствует, что к нему относятся несправедливо, он может принять решение об уходе с работы, рассчитывая найти новую, с более благоприятным балансом входа и выхода).

Теория  мотивации Л. Портера – Э. Лоулера

Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости (Рисунок №5: Модель Л. Портера – Э. Лоулера).

Рисунок №5: Модель Л. Портера – Э. Лоулера

 

Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения:

1. Затраченные  усилия;

2. Личностные  качества человека;

3. Осознание своей  роли в процессе труда.

Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что  работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным  им усилиям.

Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют  собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и, соответственно, и степень удовлетворения. Следовательно, именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот.

В соответствии с созданной  моделью можно определить следующую  зависимость: достигнутые результаты труда зависят от приложенных  сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а  также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень приложенных  усилий будет определяться ценностью  вознаграждения и степенью уверенности  в том, что данный уровень усилий, т.е. затрат труда, действительно повлечет за собой вполне определенное вознаграждение, удовлетворяющее работника. Кроме  этого, в теории Портера—Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. сотрудник удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждения, полученного за достигнутые результаты.

Теория также рассматривает  возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним  и справедливым), которые могут  означать, что в первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависят от возможностей, определяемых руководителем для конкретного  сотрудника и всей организации в  целом. Во втором случае — что в  соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени  справедливости вознаграждения, выдаваемого  за те или иные результаты. Удовлетворение — это результат внешних и  внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение выступает  в качестве измерителя того, насколько  ценно вознаграждение для конкретного  работника. Это оценка будет влиять на восприятие сотрудником организации  ситуаций, которые будут возникать  в дальнейшем процессе работы.

Один из наиболее важных выводов теории Портера—Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности труда.

Теория  мотивации Д. МакГрегора

В своей теории Дуглас МакГрегор проанализировал деятельность руководителя и выявил, что он может контролировать различные параметры, определяющие действия исполнителя.

  • Задания, которые получает подчиненный;
  • Формальные аспекты выполнения задания;
  • Ожидаемое время выполнения задания;
  • Средства, имеющиеся для выполнения задания;
  • Организационная среда, в которой подчиненный выполняет задание;
  • Текущий контроль выполнения задания;
  • Ожидания или уверенность подчиненного, что он сможет выполнить работу в срок в соответствии с требованиями;
  • Ожидания или уверенность подчиненного, что успешное выполнение задания будет должным образом вознаграждено;
  • Ожидания или уверенность подчиненного, что невыполнение задания будет должным образом наказано;
  • Диапазон вознаграждений/наказаний подчиненного;
  • Степень автономности выполнения задания и самостоятельности решения проблем, связанных с работой.

На основе этих факторов МакГрегор разработал два подхода, которые являются следствием двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории У).

Теория Х:

1. Работники генетически  ненавидят работу и, если есть  возможность, избегают ее.

2. Так как работники  ненавидят работу, то для того, чтобы они трудились для достижения  целей организации, их необходимо  принуждать, контролировать и грозить  им наказанием.

3. Работники избегают  ответственности и нуждаются  в постоянном контроле и руководстве.

4. Превыше всего работниками  ценится гарантированность рабочего  места, и они практически лишены  честолюбивых помыслов.

Теория У:

1. Работники воспринимают  труд как такой же естественный  для человека процесс как отдых  или игра.

2. Люди способны к самоорганизации  и самоконтролю, если они заинтересованы  в своей деятельности.

3. Все работники стремятся  к ответственности и свободе  принятия решений, связанных с  выполнением работы.

4. Все работники наделены  высоким уровнем изобретательности  и воображения.

2.2 Особенности  организации процесса мотивации персонала кредитных организаций.

 

Несомненным достижением  периода реформ стала открытость нашего общества, однако это имеет, как и положительные, так и  отрицательные стороны. Включение  нашей стороны в мировую финансово-экономическую  систему увеличивает риск воздействия  негативных явлений, сопутствующих  процессам глобализации. В этих условиях следует осторожно и умно использовать положительное и нужное, уметь противостоять отрицательному с точки зрения отечественного опыта национальных культурных традиций. Интенсивность, культура труда, грамотное управление и высокие требования к кадрам – именно на эти обстоятельства следует обратить внимание, этому надо учиться, в первую очередь в сфере управления.

Интенсивное развитие коммерческого  банка выражается в:

  • повышении производительности труда (например, снижении количества времени, затрачиваемого на выполнение какой-либо банковской операции);
  • применении более эффективных средств и технологий для проведения банковских операций (например, программного и компьютерного обеспечения);
  • оптимальном использовании имеющихся человеческих и материальных ресурсов;
  • совершенствовании организации труда и подготовки кадров;
  • освоение новых сегментов рынка;
  • разработке и внедрении новых видов банковских продуктов;
  • совершенствовании уровня представления и качества банковских услуг и т.д.

В кадровой политике соответствующие  службы западных банков словно взяли  на вооружение принцип « Главное  богатство банка – это люди. И если на каком-то предприятии забыли бы об этом, то я думаю, поступили  бы ошибочно. И очень скоро в  этом пришлось бы ошибочно. И очень  скоро в этом пришлось бы раскаяться».

Можно сформулировать следующие  особенности в работе с персоналом в банковских коллективах, которые  диктует время:

  • радикальные изменения в обществе и банковской системе и перемены на рынке труда;
  • объективные процессы усложнения содержания труда, повышение требований к его качеству, совершенствование технологий;
  • устаревание прежних знаний и методов работы и избирательность в применении зарубежного опыта;
  • расширение международных контактов, необходимость учета международных стандартов;
  • создание социально-экономических условий для закрепления наиболее высококвалифицированных специалистов и обеспечения высококачественной, безупречной работы.

Соответственно, основные требования к персоналу можно обозначить так:

  • высокий профессионализм, владение в совершенстве управленческими знаниями и методами;
  • готовность к переменам, умение прогнозировать, предвидеть, стремление постоянно учиться;
  • необходимость поиска, творчества, инициативы;
  • стойкость и преданность своему делу, системе своего банка.

Наряду с внешними, объективными причинами перемен, существуют и  внутренние источники перемен, связанные  с функционированием банковской системы. Перспективы развития банковской системы «будут во многом определятся способностью самих банков преодолеть сложившиеся трудности. А к обновленной банковской системе можно прийти лишь в результате последовательного осуществления программы реструктуризации кредитных организаций».

Одно из главных требований к современному банковскому работнику  – гибкость мышления и готовность к изменениям, т.е. нужно постоянно  учиться и быть активным в совершенствовании  своей профессиональной компетентности.

Обычно потребность в  изменениях возникает под воздействием внешних обстоятельств, так как  внутренняя среда организации на стадии ее зрелости тяготеет к  консервативности. Не только рядовые работники, но и  большинство руководителей предпочитают не замечать назревшую необходимость  в изменениях. Распознать и учитывать  в работе малозаметные сигналы о  неблагополучии, пока положение дел  не стало чрезвычайным, способны немногие сотрудники с острым видением ситуации и продуктивными идеями, ожидающие  перемен и стремящиеся к ним.

Реализация изменений  в организации предполагает знание и учет руководителями психологии подчиненных. Развитие сознания работника от разрыва  с прошлым до полного восприятия и принятия будущего требует значительного  времени и сил. Многие не способны принимать перемены и потому пытаются либо защищаться, либо пассивно подчиняться происходящим изменениям.

Основные причины сопротивления  нововведениям:

  • боязнь сделать ошибки;
  • страх потери работы;
  • беспокойство, отрицательные эмоции;
  • нежелание преодолевать трудности, прилагать дополнительные усилия;
  • непонимание неизбежности и возможных выгод от перемен.

Информация о работе Особенности организации процесса мотивации кредитных организаций на примере банка "Райффайзен"