Особенности организации процесса мотивации кредитных организаций на примере банка "Райффайзен"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 23:01, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы. В нынешней экономической ситуации, которую можно охарактеризовать как «комплексный экономический мировой кризис», одно из последствий, которого сокращение рабочих мест и численности персонала, - развитие оставшегося персонала приобретает все возрастающее значение. На этом фоне проблема развития персонала в современных банковских организациях становится все более актуальной, что обусловлено:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы системы управления персоналом в современных организациях и с учетом специфики российского банковского сектора 6
1.1 Понятие управления персоналом банка 6
1.2 Специфика управления персоналом в российских банках 12
Глава 2. Роль мотивации персонала в деятельности современной организации. 20
2.1 Обзор существующих теорий мотивации. 20
2.2 Особенности организации процесса мотивации персонала кредитных организаций. 38
Глава 3. Система мотивации персонала и пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.1 Общая характеристика и кадровая политика ЗАО «Райффайзенбанк». 52
3.2 Анализ действующей системы мотивации персонала. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 65
3.3 Пути совершенствования организации процесса мотивации. На примере ЗАО «Райффайзенбанк». 72
Заключение. 79

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 664.87 Кб (Скачать)

Одна из форм неявного сопротивления  изменениям – уклонение от обучения: приобретение новых навыков всегда требует дополнительных усилий и  времени, вызывает неуверенность и  тревогу, боязнь оказаться на плохом счету у руководства.

Руководителю при проведении изменений следует исходить из того, что сопротивление неизбежно, с  ним придется обязательно столкнуться, и надо уметь его преодолевать.

Ниже перечислены приемы, уменьшающие сопротивление планомерно осуществляемым организационным изменениям.

  • Изменения следует проводить последовательно и постепенно, избегая кризисных ситуаций, которые могут привести к потере управления.
  • Готовясь к переменам, следует заручиться поддержкой наиболее влиятельных неформальных лидеров.
  • Очень важно разъяснить сотрудникам истинные причины, побуждающие к изменениям, а также и то, что это не угроза, а условие развития организации.
  • Непременно привлекать подчиненных к выработке и принятию решения. Это расширит круг сторонников изменений, даст возможность потенциальным противникам выразить свое отношение к новшествам.
  • Необходимо информировать работников о содержании, сроках проведения и ожидаемых результатах нововведений, что заметно снижает неуверенность и тревогу.
  • Следует поощрять инициативу и творчество наиболее активных сотрудников.

Изменение и обновление функций  подразделений и их работников определяется еще одним очень важным обстоятельством  – необходимостью совершенствования  управления, координации усложняющейся  системы специализированных отделов  и служб.

Персональные компьютеры, ксероксы, телефаксы, спутниковая связь  стали привычными и необходимыми элементами работы, однако далеко не все  осознают полноту связанных с  их применением проблем.

Очевидно, что бурное развитие информационных технологий и средств связи качественно меняет банковские технологии и требования к персоналу. Наиболее яркий пример – система валовых расчетов в режиме реального времени. Еще несколько лет назад о создании ее просто не могло идти речи, поскольку отсутствовали необходимые технические возможности, не было достаточного опыта интеграции информационных технологий в повседневную работу банка и, что еще важнее, отсутствовал персонал с таким опытом. Сегодня все эти предпосылки созданы. Очевидно, что использование новых информационных технологий предъявляет специфические и высокие требования к руководителям и специалистам.

Кроме компетентности в собственной  профессиональной сфере, необходимо владеть  знаниями и навыками в области  информационных технологий, постоянно  их обновлять.

Огромное значение приобретает  умение общаться с людьми разной профессиональной подготовки, находить общий язык с  различными специалистами. Максимальная реализация потенциала новых технологий, да  и сама их разработка, возможны, когда специалист в состоянии  грамотно сформулировать задачу, а  программист либо специалист по обслуживанию техники ее адекватно воспринять.

Усложнение содержания труда  и его интенсификация, обусловленные  новыми технологиями, диктуют повышение  требования к интеллектуальным и  личностным качествам работников (вниманию, памяти, мышлению, аккуратности и собранности), к общей культуре работника.

Стремительное совершенствование  информационных технологий мощный фактор обновления всех сфер работы – требует  готовности воспринимать, усваивать  новое. Учиться приходится всем.

Рассмотрим особенности  содержания и организации труда  персонала коммерческого банка  и приоритетные направления управления его персоналом. (Таблица №4. Особенности содержания и организации труда в коммерческом банке и связанные с ними особенности управления персоналом.)

 

Особенности содержания и организации труда в банке

Специфика мотивации  труда и управления персоналом

А. Непосредственно  влияющие на мотивацию труда и управление персоналом

Практически все операции и услуги невозможно осуществить  одним специалистом. Труд в банке  носит изначально коллективный характер.

Стремление каждого работника  к осознанию, что собственное  благополучие и уверенность в  завтрашнем дне зависят от финансового  состояния банка, его клиентов, имиджа.

Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению  с недавним периодом их деятельности.

Необходим поиск новых  методов мотивации, а также совершенствование  и усиление стимулирующей роли материального  вознаграждения.

Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда

Сильная мотивация необходима как фактор достижения целей банка  и как инструмент повышения психологической  устойчивости

Высокая степень ответственности  за проведенные операции и принятые решения (работа связана с деньгами клиентов)

Повышение заинтересованности в безошибочном проведении операций и максимально взвешенном принятии решений

Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение  новых компьютерных технологий и  т.д.

Необходим постоянный контроль уровня квалификации и соответствия рабочему месту и выполняемым  функциям работников (проведение тестирований и аттестации)

Б. Косвенно влияющие на мотивацию труда и управление персоналом

Переориентация рынка  банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя"

Желательно повышение  конкурентоспособности и качества обслуживания клиентов работниками

Наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений

Различны подходы к  управлению персоналом в зависимости  от конкретного отдела, подразделения, вида деятельности и т.д.

Высокий уровень внутрибанковской специализации

Целесообразно развитие и  поддержание горизонтальных связей между подразделениями банка - формализованных и неформальных

В основе банковской работы - квалифицированный интеллектуальный труд, который является определяющим фактором, обеспечивающим успех в  конкурентной борьбе

Необходимы механизмы, стимулирующие  не только достижение конкретных результатов  труда, но и мотивирующие творческую, интеллектуальную активность работников

Большинство банков практикуют закрытость информации об оплате труда  посредством зачисления зарплаты и  прочих доплат и надбавок на пластиковые  карточки или лицевые банковские счета

с одной стороны, это даёт большую свободу администрации  в оплате;с другой стороны, необходимы механизмы, чтобы материальное вознаграждение (или переменная его часть) были открыты для ознакомления с ними коллектива для повышения стимулирующей роли.


Таблица №4. Особенности содержания и организации труда в коммерческом банке и связанные с ними особенности управления персоналом.

 

Из таблицы  видно, что  менеджеры по работе с персоналом должны учитывать все особенности  работы персонала коммерческого  банка, напрямую влияющие на мотивацию  труда персонала, и связанные  с ней косвенно.

Рассмотрим эти факторы  более подробно.

1. Факторы,  непосредственно влияющие на  мотивацию

Труд в банке носит  изначально коллективный характер. Практически  все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом. Целесообразно стимулировать каждого работника таким образом, чтобы он осознавал, что собственное благополучие и уверенность в завтрашнем дне зависит от финансового состояния банка, его клиентов, имиджа. Этому способствует усиление групповой мотивации и её сочетание с индивидуальной.

Постоянное обновление (усложнение) спектра проводимых операций, внедрение  новых компьютерных технологий для  ускорения и упрощения проведения банковских операций. Для восполнения  недостающих знаний и профессиональных навыков целесообразно использовать в практике управления персоналом разнообразные  тренинги, семинары, "круглые столы", где узкопрофессиональные знания приобретаются  в ходе специально организованного  обучения, в результате общения с  боле знающими и компетентными в  этих вопросах коллегами. Необходимо контролировать текущий уровень знаний, возможные  пробелы; квалификацию и её соответствие новым этапам развития банковских операций посредством тестирования, аттестации и других форм контроля знаний и  навыков.

Относительное сокращение заработков основной массы работников по сравнению  с недавним периодом их деятельности.

Высокая степень ответственности  за проведенные операции и принятые решения. Этот фактор характерен практически  для всех работников коммерческих банков:

  • операционистов, работающих с наличными деньгами клиентов, специалистов отделов;
  • ответственных за совершение или несовершение каких-либо операций, также связанных с деньгами или с капиталом банка, и от которых может зависеть в значительной степени будущее банка в краткосрочной перспективе и в более отдалённые по времени сроки.

Например, недостаточно хорошо проанализированная кредитная история  заёмщика может обернуться банку  большими убытками в случае его некредитоспособности. Высокая степень ответственности  руководителей высшего и среднего звена управления коммерческого банка очевидна. Вся их работа в какой-то степени связана с рисками, а последствия их сказываются на банке в целом. Поэтому целесообразно стимулировать заинтересованность в максимально возможном безошибочном проведении операции и взвешенном принятии решений. Эффект от них, как правило, отражается на работе всего банка. Кроме того, необходимо поощрять принятие положительно результативных решений.

На характер, содержание и качество деятельности работников особое влияние оказывают специфические (особые) факторы в процессе труда. Так, на вопрос "Часто ли Вы ощущаете негативные психические состояния (стресс, сильное утомление, раздражительность  и т.д.), связанные с Вашей работой?" ответ "достаточно часто" дает каждый третий операционист и руководитель, и каждый пятый специалист отдела. Негативные психические состояния наименее свойственны специалистам. Причина такого показателя в том, что работа специалиста отдела меньше связана с принятием ответственных решений (по сравнению с руководителями); и в меньшей степени имеет место работа с людьми, с наличными деньгами и т.д. Данные опроса позволяют уточнить причины таких негативных состояний.

Из негативных факторов у  специалистов на первом месте - неравномерная  загруженность в течение дня (месяца, года); например, в период сдачи отчётности и подведения финансовых и экономических  итогов работа специалистов более интенсивна, чем в течение года. Высокая  степень ответственности имеет  место в работе каждого пятого руководителя высшего и среднего звена управления. Из общих для  всех категорий работников факторов превалируют длительная работа на компьютере, монотонность и др. Операционисты часто работают в режиме сверхурочного времени, типичны и традиционны переработки: "выключить компьютер" можно лишь подведя все итоги, сведя балансы своего участка работы. В некоторые дни, когда банк работает в режиме "аврал", рабочий день может увеличиваться на несколько часов, - если это необходимо для заключения операционного дня.

Ситуация осложняется  такой особенностью, как постоянная работа с людьми. Клиенты нередко  в обычных операционистах видят главных исполнителей и инициаторов всех бед, которые не только "отняли" у них последние сбережения, но и развалили всю банковскую систему России. Это выражается и в агрессии по отношению к операционистам, выражении неудовлетворенности их работой, и в негативном настрое в целом.

Кроме специфических (особых) факторов, связанных с работой, на банковских работников действуют и  последствия обычных, общих стрессовых явлений, свойственных всем россиянам. Это - угроза потерять работу, рост стоимости  жизни, правовая и социальная незащищенность, опасность, связанная с повышенной криминальной ситуацией в стране (налеты, грабежи) и т.д. Отсюда непродуктивная психическая напряженность, эмоциональные  срывы, нетерпимость, стремление любым  способом снизить травмирующую силу напряженности. Это часто приводит к преждевременному утомлению, снижению внимания, ухудшению показателей  самочувствия, активности, и, как следствие, к увеличению числа ошибок, ухудшению  качества работы и другим нежелательным  явлениям.

Действие специфических (особых) факторов, приводящее к возникновению  у субъектов труда негативных психических состояний, отрицательно сказывается на эффективности и  надёжности деятельности. Компенсация  отрицательного влияния негативных функциональных состояний, имеющих  место в деятельности персона  коммерческих банков, осуществляется субъектами труда за счёт волевых  усилий с подключением резервных  возможностей.

Функциональные состояния, возникающие у субъектов труда  в затруднённых условиях деятельности, относятся к виду функциональных состояний динамического рассогласования, характеризующихся нарушением адекватных физиологических и поведенческих  реакций, неоправданно высокой психофизиологической "ценой" деятельности и приводят к нарушению её (деятельности) структуры, снижению эффективности и надёжности. Негативные психологические состояния, с одной стороны, могут стать тормозящим фактором активности и инициативности, с другой - стимулировать на поспешные скоропалительные решения и действия.

Учитывая затруднённые условия  деятельности работников коммерческих банков, соответствующим образом  нужно подходить к вопросу  мотивации их труда. Во-первых, необходима соответствующая психологическая  готовность к работе в этих условиях. Во-вторых, нужна система положительных  мотиваций как главного компонента устойчивости профессиональной деятельности в количественном и качественном аспектах, а также во временном  аспекте профессиональной деятельности.

2. Факторы,  косвенно влияющие на мотивацию  труда

Переориентация рынка  банковских услуг с "рынка продавца" к "рынку покупателя". Если ещё  десять лет назад на рынке банковских услуг России имела место почти  полная монополия Государственного банка, то в настоящее время банки  вынуждены бороться за каждого клиента. Главный инструмент повышения конкурентоспособности - деятельность человека, работника  банка, начиная от операциониста и кончая его президентом. Все должны быть заинтересованы в качественном обслуживании клиентов, и главным мотивом будет процветание банка и повышение его конкурентоспособности, а значит, и улучшение благосостояния персонала.

Высокий уровень внутрибанковской специализации затрудняет комплексное решение проблем, координацию деятельности отделов ввиду узкой сферы ответственности. Целесообразным направлением управления персоналом в данном контексте может стать расширение и углубление связей между подразделениями не только в виде формализованных процедур. Важны неформальные связи, обладающие не меньшей значимостью, которые желательно поддерживать и развивать. Расширение и углубление таких связей восполнит недостаток информации и будет способствовать взаимообогащению знаниями об общей ситуации в банке. Работники сильнее ощутят причастность к банковским проблемам в целом. Регулярный обмен аналитическими и прогностическими материалами может помочь банку в управлении операциями, балансом и т.д. Несмотря на то, что подразделения узко специализированы, имеется взаимосвязь между их работой, и дополнительная информация, например, от отдела валютных операций об изменении курса доллара сигнализирует кредитному отделу о возможном в ближайшее время пересмотре ставок по кредитам.

Информация о работе Особенности организации процесса мотивации кредитных организаций на примере банка "Райффайзен"