Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.
До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно из-за того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.
В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет местных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.
Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жилищно-эксплуатационными конторами, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Ответственность органов местного самоуправления. Контроль за их деятельностью»- получение студентами необходимых знаний об ответственности в соответствии с действующим российским законодательством органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в своей деятельности перед государством, законом, населением муниципального образования, отдельными гражданами, физическими и юридическими лицами.
Основные задачи:
-рассмотреть ответственность органов местного самоуправления перед местным сообществом ;
-раскрыть вопросы надзора за соблюдением законности в деятельности местной администрации .
7.1. Ответственность органов местного самоуправления.
Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации.
В соответствии с настоящим действующим российским законодательством органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления ответственны в своей деятельности перед государством и законом, местным сообществом (населением муниципального образования), отдельными гражданами, физическими и юридическими лицами. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются федеральными законами, законами субъектов российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Нарушение органами местной власти и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, конституций субъектов российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. уставов муниципальных образований является основанием для появления ответственности перед государством.
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством может наступить в форме прекращения полномочий выборного (и иного) органа местного самоуправления, или выборного должностного лица. Решение о прекращении полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица вправе принять законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ответственность органов местного самоуправления перед федеральными властями и властями субъектов российской Федерации в отношении реализации переданных полномочий федеральной власти наступает только в тех пределах, которые были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
Ответственность местного самоуправления перед законом возникает в случае принятия местной администрацией, представительными органами, должностными лицами решений, нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования; в случае возникновения потерь и ущербов по вине органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Ответственность местного самоуправления и его должностных лиц перед населением возникает по поводу успешности реализации ими своих основных полномочий- организация деятельности социальной инфраструктуры, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата пенсий и пособий нетрудоспособным членам местного сообщества, охрана окружающей среды и т.п. Органы местной власти отвечают перед населением за соблюдение ими и их должностными лицами федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов муниципального образования.
Применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления следует рассматривать порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения. Правовым институтами, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления, является местный референдум и отзыв.
Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с положениями устава муниципального образования.
Институт отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления предусматривается в положениях устава муниципального образования, определяется также механизм реализации права населения на отзыв выборных лиц муниципального образования.
Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, имеют обязанности и ответственность юридического лица.
Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц определяется уставами муниципальных образований. Ответственность должностных лиц местного самоуправления может быть дисциплинарной, административной, уголовной.
Формой контроля за деятельностью органов местного самоуправления является работа налоговых органов в части исчисления и взимания налогов и обязательных сборов и платежей. У органов местного самоуправления возникают обязанности и ответственность перед бюджетами и внебюджетными фондами в соответствии с действующим налоговым законодательством.
Население осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления через референдумы, сходы, собрания, органы власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные органы.
7.2. Надзор за соблюдением законности в деятельности местной администрации
Надзор за соблюдением законности в деятельности местной администрации и ее должностных лиц осуществляет судебная власть в лице Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, судов общей юрисдикции, прокуратуры.
Единую централизованную систему надзора за соблюдением законодательства в стране составляет одна из ветвей судебной власти- прокуратура Российской Федерации. Предметом надзора является исполнение законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо местных органов власти.
Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащие закону правовые акты в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации.
Прокурором или его заместителем вносится представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. После внесения представления должны быть приняты конкретные меры, о результатах которых должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление для возбуждения уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в органы или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
Ограничение прав населения на местное самоуправление может быть согласно Конституции России только в случае объявления на определенной территории чрезвычайного положения. Этот процесс четко регламентируется федеральным законодательством. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.
Тема 8. МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель изучения темы «Муниципальное регулирование инвестиционной деятельности»- получение студентами необходимых знаний о сущности и содержании местной инвестиционной политики в современной российской действительности.
Основные задачи:
-сформулировать содежание основных понятий системы муниципальной инвестиционной политики;
-рассмотреть проблемы создания действенного механизма реализации муниципальной инвестиционной политики в России;
-раскрыть основные элементы формирования инвестиционной привлекательности территории муниципального образования;
-показать необходимость создания инвестиционного фонда в муниципальном образовании.
8.1. Сущность местной инвестиционной политики
В современной практике муниципального хозяйствования часты ситуации, когда внутренних ресурсов муниципальных территорий становится недостаточно для развития местной экономики. Т.о. у муниципалитетов возникает острая потребность во внешних по отношению к муниципальному образованию отечественных и зарубежных инвестициях, что вызывает необходимость проведения грамотной муниципальной инвестиционной политики.
Инвестиции - любые долгосрочные вложения средств (материальные, интеллектуальные). Инвесторы, выступающие в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами своих вложений.
Политика - может означать обоснование целей и задач стратегического характера, определение форм, методов, средств их достижения в опредеденной сфере общественного развития.
Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное общество.
Содержание местной инвестиционной политики в обобщенном виде можно представить следующими основными положениями:
·Определение приоритетных социальных, экологических, экономических проблем обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, что увязывает местную инвестиционную политику с другими политиками (финансовой, структурной), составляющими в своей совокупности муниципальную социально-экономическую политику, обеспечивает реализацию стратегических и тактических целей муниципального образования.
·Выбор и обоснование системы местных стратегических и тактических целей инвестирования, определение эффективных путей их реализации.
·Разработка системы мер, направленных на привлечение на территорию местного самоуправления средств инвесторов, достаточных для реализации намеченных целей, укрепления финансово-экономической базы местного самоуправления, решения проблем обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.
·Согласование в необходимых случаях местной инвестиционной политики в региональных и федеральных структурах управления.
·Создание действенной системы контроля реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.
Схема инвестиционного процесса, приемлемая в современных муниципальных образованиях России, может быть представлена в виде последовательности операций:
· определение инвестиционных потребностей;
· привлечение внешних инвестиций;
· аккумулирование поступлений;
· финансирование собственных инвестиционных проектов;
· получение конечного результата.
8.2.Проблемы создания действенного механизма реализации муниципальной инвестиционной политики в России