Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

До недавнего времени почти все финансирование охраны окружающей среды производилось за счет средств ведомств и предприятий. Но с переходом предприятий и организаций на самоокупаемость наблюдается тенденция к снижению участия предприятий в природоохранных мероприятиях, так как это ведет к удорожанию продукции и ухудшению их финансового состояния. Кроме того, следует отметить, что ведомственное финансирование охраны окружающей среды зачастую недостаточно эффективно из-за того, что мероприятия не всегда скоординированы, а средства распыляются.

В этих условиях возрастает роль бюджетного финансирования, в том числе за счет местных бюджетов. Все в большей степени по каналам этих бюджетов будут финансироваться мероприятия по развитию систем водоснабжения и канализации, мусоропереработке и захоронению бытовых отходов, защите водных, лесных, земельных ресурсов от результатов хозяйственной деятельности.

Одной из актуальных проблем является улучшение благоустройства наших городов и сел. Этому должно способствовать более рациональное использование выделяемых на эти цели бюджетных ассигнований. Необходимо ликвидировать монополии действующих в городах служб, которые нередко создают видимость работы, занимаются приписками объемов выполненных работ, получая из городских бюджетов не заработанные средства. Целесообразно разбить городские территории на участки и сдавать подряды на их обслуживание на конкурсной основе между городскими специализированными организациями по благоустройству, жилищно-эксплуатационными конторами, кооперативами. Конкурсность и состязательность между ними не только будут содействовать экономии средств, но и повысят качество работ по городскому благоустройству.

 

Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНЯ. КОНТРОЛЬ ЗА ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Ответственность органов местного самоуправления. Контроль за их деятельностью»- получение студентами необходимых знаний об ответственности в соответствии с действующим российским законодательством органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в своей деятельности перед государством, законом, населением муниципального образования, отдельными гражданами, физическими и юридическими лицами.

Основные задачи:

-рассмотреть ответственность органов местного самоуправления перед местным сообществом ;

-раскрыть вопросы надзора за соблюдением законности в деятельности местной администрации .

 

7.1. Ответственность органов местного самоуправления.

Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, конституциями субъектов Российской Федерации.

В соответствии с настоящим действующим российским законодательством органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления ответственны в своей деятельности перед государством и законом, местным сообществом (населением муниципального образования), отдельными гражданами, физическими и юридическими лицами. Виды и формы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются федеральными законами, законами субъектов российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Нарушение органами местной власти и их должностными лицами Конституции Российской Федерации, конституций субъектов российской Федерации, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. уставов муниципальных образований является основанием для появления ответственности перед государством.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством может наступить в форме прекращения полномочий выборного (и иного) органа местного самоуправления, или выборного должностного лица. Решение о прекращении полномочий органа местного самоуправления или выборного должностного лица вправе принять законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов местного самоуправления перед федеральными властями и властями субъектов российской Федерации в отношении реализации переданных полномочий федеральной власти наступает только в тех пределах, которые были обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.

Ответственность местного самоуправления перед законом возникает в случае принятия местной администрацией, представительными органами, должностными лицами решений, нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции страны, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации, уставу муниципального образования; в случае возникновения потерь и ущербов по вине органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Ответственность местного самоуправления и его должностных лиц перед населением возникает по поводу успешности реализации ими своих основных полномочий- организация деятельности социальной инфраструктуры, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выплата пенсий и пособий нетрудоспособным членам местного сообщества, охрана окружающей среды и т.п. Органы местной власти отвечают перед населением за соблюдение ими и их должностными лицами федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, правовых актов муниципального образования.

Применительно к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления следует рассматривать порядок и условия ответственности в результате утраты доверия населения. Правовым институтами, посредством которых население может выразить недоверие выборным органам и должностным лицам местного самоуправления, является местный референдум и отзыв.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с положениями устава муниципального образования.

Институт отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления предусматривается в положениях устава муниципального образования, определяется также механизм реализации права населения на отзыв выборных лиц муниципального образования.

Муниципальные образования отвечают по своим обязательствам, имеют обязанности и ответственность юридического лица.

Контроль за деятельностью органов местного самоуправления и их должностных лиц определяется уставами муниципальных образований. Ответственность должностных лиц местного самоуправления может быть дисциплинарной, административной, уголовной.

Формой контроля за деятельностью органов местного самоуправления является работа налоговых органов в части исчисления и взимания налогов и обязательных сборов и платежей. У органов местного самоуправления возникают обязанности и ответственность перед бюджетами и внебюджетными фондами в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Население осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления через референдумы, сходы, собрания, органы власти субъектов Российской Федерации, федеральные государственные органы.

 

7.2. Надзор за соблюдением законности в деятельности местной администрации

Надзор за соблюдением законности в деятельности местной администрации и ее должностных лиц осуществляет судебная власть в лице Конституционного Суда, Верховного суда, Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, судов общей юрисдикции, прокуратуры.

Единую централизованную систему надзора за соблюдением законодательства в стране составляет одна из ветвей судебной власти- прокуратура Российской Федерации. Предметом надзора является исполнение законов органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от каких-либо местных органов власти.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащие закону правовые акты в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном законом Российской Федерации.

Прокурором или его заместителем вносится представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. После внесения представления должны быть приняты конкретные меры, о результатах которых должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление для возбуждения уголовного дела или производства об административном правонарушении.

 

Предметом надзора прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в органы или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

Ограничение прав населения на местное самоуправление может быть согласно Конституции России только в случае объявления на определенной территории чрезвычайного положения. Этот процесс четко регламентируется федеральным законодательством. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

Тема 8. МУНИЦИПАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель изучения темы «Муниципальное регулирование инвестиционной деятельности»- получение студентами необходимых знаний о сущности и содержании местной инвестиционной политики в современной российской действительности.

Основные задачи:

-сформулировать содежание основных понятий системы муниципальной инвестиционной политики;

-рассмотреть проблемы создания действенного механизма реализации муниципальной инвестиционной политики в России;

-раскрыть основные элементы формирования инвестиционной привлекательности территории муниципального образования;

-показать необходимость создания инвестиционного фонда в муниципальном образовании.

8.1. Сущность местной инвестиционной политики

В современной практике муниципального хозяйствования часты ситуации, когда внутренних ресурсов муниципальных территорий становится недостаточно для развития местной экономики. Т.о. у муниципалитетов возникает острая потребность во внешних по отношению к муниципальному образованию отечественных и зарубежных инвестициях, что вызывает необходимость проведения грамотной муниципальной инвестиционной политики.

Инвестиции - любые долгосрочные вложения средств (материальные, интеллектуальные). Инвесторы, выступающие в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами своих вложений.

Политика - может означать обоснование целей и задач стратегического характера, определение форм, методов, средств их достижения в опредеденной сфере общественного развития.

Сущность местной инвестиционной политики можно определить как целенаправленную деятельность органов местного самоуправления по привлечению и эффективному использованию различного рода инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития муниципального образования, улучшения качества и уровня жизни населения, образующего местное общество.

Содержание местной инвестиционной политики в обобщенном виде можно представить следующими основными положениями:

·Определение приоритетных социальных, экологических, экономических проблем обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, что увязывает местную инвестиционную политику с другими политиками (финансовой, структурной), составляющими в своей совокупности муниципальную социально-экономическую политику, обеспечивает реализацию стратегических и тактических целей муниципального образования.

·Выбор и обоснование системы местных стратегических и тактических целей инвестирования, определение эффективных путей их реализации.

·Разработка системы мер, направленных на привлечение на территорию местного самоуправления средств инвесторов, достаточных для реализации намеченных целей, укрепления финансово-экономической базы местного самоуправления, решения проблем обеспечения жизнедеятельности местного сообщества.

·Согласование в необходимых случаях местной инвестиционной политики в региональных и федеральных структурах управления.

·Создание действенной системы контроля реализации намеченных мер по привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов.

Схема инвестиционного процесса, приемлемая в современных муниципальных образованиях России, может быть представлена в виде последовательности операций:

·  определение инвестиционных потребностей;

·  привлечение внешних инвестиций;

·  аккумулирование поступлений;

· финансирование собственных инвестиционных проектов;

·  получение конечного результата.

 

8.2.Проблемы создания действенного механизма реализации муниципальной инвестиционной политики в России

Информация о работе Основы муниципального менеджмента