Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Все объекты муниципальных образований - города, городские районы, сельские населенные пункты, сельские районы возникали, развивались и упразднялись, переходили в разряд других, более высоких форм территориальной организации хозяйства, в разные исторические периоды с учетом их экономического роста, роста численности населения, изменения экономических и управленческих функций. Но все эти изменения происходили в рамках административно - территориального устройства России на определенном историческом этапе.

С распадом Советского Союза, образованием на месте прежних союзных республик суверенных государств и провозглашением суверенитета российской Федерации произошли изменения в административно-территориальном устройстве и в системе управления. Бывшие автономные республики стали называться республиками и получили широкие права суверенитета и самоуправления. Республики, как и области, являются субъектами Федерации.

Административно-территориальное устройство положено и в основу экономического районирования.

 

Каждое муниципальное образование представляет собой хозяйственный комплекс, в котором выделяются главные отрасли, т.е. те, на которых специализируется муниципальное образование. С главными отраслями связаны отрасли обслуживающие ведущие отрасли и население. Каждое муниципальное  образование имеет инфрастуктуру, как производственную, так и социальную.

Муниципальные образования различны по численности населения, структуре и объему хозяйства, методам и формам управления. Сферой управления в них является социальная сфера, управление экономическими объектами, производственная инфраструктура, находящаяся в муниципальной собственности. При этом одной из главных задач управленческих органов является повышение комплексности в развитии муниципального хозяйства.

4.2. Районная планировака муниципальных образований.

В развитии муниципальных образований значительную роль играет районная планировка. Районной планировкой охвачена почти вся территория хозяйственного освоения России. Районная планировка является основой для решения коренных проблем территориальной организации страны: расселения, размещения хозяйственных объектов, производственной и социальной инфраструктуры. Районная планировка разрабатывает прогнозы развития муниципальных образований, наиболее целесообразного использования природных ресурсов, решает задачу градостроительства, взаимосвязанную с более широкой задачей комплексного проектирования производственных сил района. При этом районная планировка учитывает географические, инженерно-технические, архитектурно-строительные факторы и условия. Районная планировка позволяет решать следующие задачи в развитии муниципальных образований:

· осуществлять более эффективное размещение промышленности в пределах территории муниципального образования;

·обеспечивать комплексное использование природных, трудовых, материально-технических ресурсов и условий комбинирования и кооперирования промышленных предприятий, объединения инженерных сооружений, строительных баз;

·обеспечивать рациональное расселение при оптимальных градостроительных и санитарно-гигиенических условиях;

·обеспечивать организацию зон отдыха и охрану природы в пределах муниципального образования;

·обеспечивать взаимоувязанное решение систем транспорта, энергосбережения, канализации, водоснабжения и т.д.

Каждое муниципальное образование представляет собой определенную территорию, которая является частью экономического района, требующего динамической системы и эффективного управления всеми социально -экономическими процессами.

Тема 5. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ РАБОТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Цели и задачи изучения темы

Цель изучения темы «Структура, функции и методы работы местного самоуправления»- получение студентами необходимых знаний о деятельности органов местного самоуправления, их структуре и различных принципах, функциях, методах управления.

Основные задачи:

-рассмотреть основные организационные формы осуществления местного самоуправления;

-раскрыть структуру органов местного самоуправления;

-изложить основные функции, находящиеся в исключительном ведении представительных

органов местного самоуправления;

-показать роль территориального общественного самоуправления в осуществлении местного самоуправления.

 

5.1. Формирование органов местного самоуправления.

Основными принципами организации местного самоуправления являются:

-наличие достаточных собственных материально-финансовых ресурсов;

·организационная обособленность органов местного самоуправления от органов государственной власти

·  законность в организации и деятельности местного самоуправления

·многообразие форм организации местного самоуправления и самостоятельное определение населением структуры органов местного самоуправления;

· выборность органов местного самоуправления;

·ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением и государством за надлежащее исполнение своих функций.

Для реализации представительных, исполнительных и распорядительных функций население создает выборные и другие органы местного самоуправления и наделяет их в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок организации и деятельности органов местного самоуправления закрепляется в уставе (положении) о местном самоуправлении в соответствии с общими принципами, установленными федеральным и местным законодательством.

Выборными органами местного самоуправления в районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы). Другими органами местного самоуправления могут быть администрации соответствующих территорий, образуемые в соответствии с уставом муниципальных образований. Наличие выборных органов местного самоуправления является обязательным.

Наименование органов местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, учетом национальных, исторических и иных местных традиций.

Выборные и иные органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Постоянно действующим исполнительным органом местного самоуправления является администрация муниципального образования.

Структура администрации утверждается представительным органом местного самоуправления по представлению главы администрации.

В структуре исполнительных органов самоуправления особое значение занимают коллегии администрации.

Коллегия — это консультативный совещательный орган, который образуется при главе местной администрации в составе руководителей структурных подразделений или ином составе.

В состав коллегии входят заместители главы администрации, главы территориальных администраций и т. д. Изменения в составе коллегии утверждаются постановлением главы администрации. Подготовка заседаний коллегии осуществляется заместителем главы администрации по управлению отделом организационной работы.

Администрацию муниципального образования возглавляет глава администрации. Глава администрации (глава местного самоуправления) является высшим должностным лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Выборы главы местной администрации проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», уставом и соответствующим законом субъектов Российской Федерации. Выборы глав администраций в городах, сельских поселениях и их территориальных объединениях (районах) осуществляется гражданами Российской Федерации на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным. Право быть избранным на должность главы администрации имеют граждане, достигшие ко дню выборов 21 года и проживающие на данной территории не менее трех лет.

Глава местной администрации в соответствии с уставом муниципального образования имеет своих заместителей. Так, глава местного самоуправления (администрации) города может иметь:

а) первого заместителя;

б)заместителей-руководителей структурных подразделений администрации (директор департамента ЖКХ, председатель комитета по управлению имуществом города, директор департамента торговли, продовольствия и платных услуг, директор департамента городского хозяйства, благоустройства );

в) заместителя по социальным вопросам, заместителя по экономике, заместителя по строительству.

Распределение обязанностей (функций) между заместителями устанавливается распоряжением главы местной администрации. Заместители выполняют функции, переданные главой администрации, в пределах своих полномочий.

Функциональным органом местной администрации является ее аппарат. Структурными подразделениями аппарата администрации являются: общий отдел; организационный отдел; контрольный отдел; юридический отдел; межведомственный архив; управление ЗАГС.

В систему органов местного самоуправления кроме исполнительных органов входят и представительные органы.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе прямого избирательного права при тайном голосовании.

Правовую основу формирования представительного органа местного самоуправления составляют федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

· Принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования.

·  Утверждение местного бюджета и отчета его исполнения.

· Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении.

· Установление местных налогов и сборов.

· Установление порядка управления и распоряжение муниципальной собственностью.

·Осуществление контроля за деятельностью должностных лиц, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Наименование, численный состав и полномочия представительного органа местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Представительными органами местного самоуправления в городах, районах и других поселениях могут быть городские, районные, сельские (поселковые) Собрания (Советы) депутатов. В отдельных поселениях уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Совет депутатов обладает правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Руководит работой муниципального Совета его председатель. Председатель муниципального Совета.

Взаимоотношения между исполнительным органом (администрацией) и представительным органом (Советом депутатов) местного самоуправления регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными и областными законами, главой местного самоуправления.

 

Контроль за исполнением постановлений и распоряжений местной администрации осуществляют глава администрации, его заместители, технические секретари приемных, руководители структурных подразделений администрации и уполномоченные ими лица.

Непосредственный контроль за исполнением документов возлагается на контрольный отдел местной администрации, который осуществляет координацию и оперативную работу по контролю за исполнением документов и анализирует данные о ходе и сроках выполнения документов, заданий. Ответственность за организацию контроля в структурных подразделениях администрации возлагается непосредственно на их руководителей.

5.2. Организационные формы осуществления местного самоуправления.

Право собственного построения местных органов власти в муниципальных образованиях регионов обусловливается необходимостью учитывать в процессе управления местные условия, и в особенности природные, исторические, демографические, экономические. Только при учете этих факторов местное самоуправление может быть эффективным. Кроме того, сами муниципальные образования отличаются разнообразием - разной величиной населенного пункта, разным положением в системе территориального разделения труда. Поэтому не может быть единообразия и в структуре, функциях и методах их управления. Диапазон различий в муниципальных образованиях исключительно велик.

Вместе с тем в структуре и функциях местных органов власти выделяется определенная

общая система. Единая система существует в общих подходах к построению управленческих органов и разграничению их функций. В местных органах власти должны четко выражаться две формы — исполнительная и представительная, «должны быть единообразие в названиях и четкое разграничение их функций». Утверждается единый подход к руководству местных органов власти со стороны региональных органов управлении (республик, краев, областей). Необходимы унификация, отбор наиболее рациональных и эффективных структур управления для однотипных муниципальных образований.

Целесообразным представляется при этом изучение систем построения, управления в крупном городе, где эта структура наиболее сложна.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах. Эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления в рамках соответствующих муниципальных образований, посредством которой обеспечивается решение вопросов местного значения.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента