Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Для оценки представлений населения о социальной защите важное значение имеет также анализ его мнения по таким вопросам: кто защищает, кого защищает, чем защищает? Другими словами - кто является субъектом социальной зашиты, кто выступает ее объектом и что представляет собой предмет социальной защиты. В качестве последнего могут быть материальная, бытовая, медицинская, правовая и другие виды помощи. К субъектам социальной защиты следует относить государственные органы, органы местного управления, общественные и религиозные организации, администрацию предприятий, различного рода благотворительные организации. К объектам социальной защиты может относиться, во-первых, все население. В данном случае предполагается обеспечение безопасности жизни людей, укрепление здоровья нации, создание условий для полноценного развития. Во-вторых, объектом могут быть отдельные группы и слои населения, например, работники сферы образования, здравоохранения, культуры и т.д. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры, сироты, безработные и т.д.

Приоритетными объектами социальной зашиты в современной России признаются инвалиды, дети-сироты и пенсионеры, т.е. те категории населения, которые в силу возрастных и физических особенностей не способны заботиться о себе.

Социальная защита населения на практике реализуется через различные формы социальной поддержки населения. По своему содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» указывает на то, что предметом социальной защиты являются материальная, бытовая, правовая, психологическая, медицинская и другие виды помощи.

Сегодня социальная защита населения в качестве основной цели преследует избавление значительной его части от нищенского существования в условиях, когда среднедушевой совокупный доход семьи стал ниже уровня удовлетворения элементарных физиологических потребностей. Возникла настоятельная необходимость предотвращения снижения уровня жизни малообеспеченных, нетрудоспособных членов общества и семей с детьми, как наиболее социально уязвимых групп населения.

Таким образом, эффективная система социальной защиты населения должна быть рассчитана не только на категории граждан, непосредственно нуждающихся в такой защите, но и на максимальное развитие экономики, стимулирование трудовых усилий каждого трудоспособного члена общества, создание условий, в которых он хотел и мог бы заработать. Ведь именно труд дает достаточные средства для действенной социальной защиты.

 

Системы социальной защиты уязвимых групп населения России сегодня характеризуется следующими основными чертами:

1. Множественность, не системность и противоречивость нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность системы социальной защиты населения, их несоответствие тенденциям развития отечественной и международной практики;

2. Дефицит ресурсов в бюджетах для финансирования мероприятий в области социальной защиты.

3. Организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения, неразвитость систем социального страхования и социальной самозащиты граждан;

4. Множественность видов и форм социальных пособий, а также категорий их получателей, преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий;

5. Отсутствие обоснованных, прозрачных, ясных принципов, критериев и стандартов предоставления социальных пособий, адекватных характеру защищаемых социальных рисков;

6.Отсутствие эффективного оперативного контроля над обоснованностью определения контингентов получателей социальных пособий, их своевременным и в требуемом объеме предоставлением, а также за движением соответствующих социальных трансфертов;

7.Недостаточность размеров социальных пособий для обеспечения доходов населения, ограниченная доступность населения к социальным гарантиям, несвоевременность их получения населением.

 

9.3. Политика и задачи в области защиты социально уязвимых групп населения.

Социальную защиту населения можно определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий, обеспечивающую всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения (в первую очередь инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и т.п.) — преимущества в пользовании общественными фондами потребления прямую материальную и социально-психологическую поддержку в различных ее формах.

Соответственно местная политика в области социальной защиты населения представляет собой деятельность муниципального субъекта управления по формированию и реализации комплекса мероприятий, направленных на недопущение попадания уязвимых групп населения (отдельных граждан) в зону крайнего социального неблагополучия.

К числу основных задач, решаемых в процессе работы по организации муниципальной системы социальной защиты, относятся:

-анализ основных факторов, определяющих степень социального неблагополучия на территории, критериев выделения объектов защиты по признакам социального неблагополучия и социальной незащищенности;

-выявление групп населения, относящегося к социально незащищенным и социально неблагополучным, построение типологии объектов социальной защиты по признакам: а) малообеспеченности; б) социального неблагополучия; в) потребности во вспомоществовании;

-определение основных направлений разработки модели социальной защиты, адекватной содержанию экономических преобразований, реальным возможностям бюджета, наличию дополнительных источников средств и субъектов социальной защиты;

-разработка организационно-экономических принципов формирования механизма социальной защиты, форм и методов оказания адресной социальной помощи.

 

Формирование и реализация местной политики в области социальной защиты населения осуществляются в рамках адресной социальной защиты конкретных групп и слоев населения, отдельных граждан. В основе этих процессов лежат следующие важнейшие принципы:

-повышение качества жизни населения муниципального образования;

-  равенство в социальной поддержке городского и сельского населения;

- адресность, предусматривающая оказание упреждающей помощи гражданам, имеющим на нее право;

-комплексность помощи, предусматривающей возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде льгот или услуг и др.);

-самостоятельность местных органов власти, предприятий и организаций в оказании социальной помощи населению;

- социальное реагирование, предполагающее периодическую индексацию средств, направляемых на социальную защиту, и контроль со стороны местных органов власти за жизненным уровнем населения.

Социальная защита на местном уровне может быть представлена в виде комбинации двух составляющих. Во-первых, это единая скоординированная общегосударственная (региональная) социальная политика, реализуемая на данной территории, и, во-вторых, это комплекс мер, в дополнение к ней проводимых органами муниципального управления. В свою очередь, общегосударственная политика по социальной защите населения в ее территориальном разрезе есть, с одной стороны, территориальная разверстка вышестоящих по отношению к местному социальных бюджетов на основании единых согласованных принципов, а с другой – дифференцированный подход в части решения проблем социальной защиты населения муниципальных образований.

 

9.4.Система муниципальной социальной защиты.

 

Формирование системы социальной защиты включает несколько этапов.

1. Выделение из всего населения целевых групп — лиц, нуждающихся в социальной защите. Для этого применяются механизмы контроля и критерии определения семейных доходов.

2. Выбор методов, обеспечивающих целенаправленный характер помощи. С этой целью осуществляется привязка помощи к конкретным регионам страны или социальным группам населения.

3. Оценка уровня жизни, необходимая для правильного определения целевых групп. Для этого осуществляется обследование семейных бюджетов с учетом всех получаемых доходов в денежной и натуральной формах.

С целью определения адресности социальной помощи применяется концепция минимально необходимого уровня потребления. При этом так называемая минимальная потребительская корзина включает набор необходимых товаров и услуг с последующим его расширением. Применяются нормы потребления, соответствующие фактической структуре потребления малообеспеченных людей.

4. Выбор способов предоставления пособий, дотаций, льгот. Они могут предоставляться в денежной и натуральной формах. Использование талонов на продовольствие или одежду обеспечивает целевое использование выделяемой помощи.

Конституция Российской Федерации, определяя наше государство как социальное государство, гарантирует охрану труда в Российской Федерации, право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

В этих целях в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В реализации этих важнейших государственных задач активную роль играют органы местного самоуправления, к ведению которых Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере социальной защиты населения также составляют: Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Федеральный закон «О ветеранах»,Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также другие законодательные акты.

В законодательном порядке устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правительством Российской Федерации, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», утверждаются государственные стандарты социального обслуживания, которые обязательны для социальных служб, независимо от форм собственности, на всей территории Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации

законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения.

Органы местного самоуправления из собственных и привлеченных средств вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

К учреждениям социального обслуживания относятся: центры социального обслуживания; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов и т.д.), иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

Органы местного самоуправления должны предоставлять муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания, а также выделять площади для создания специализированных производств для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста.

Муниципальные центры социального обслуживания призваны выявлять граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, определять необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивать их предоставление.

Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов и ассигнований, направляемых в муниципальный сектор из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, в качестве дотаций на содержание сети учреждений социального обслуживания, на развитие социального обслуживания, а также на оплату социальных услуг, включенных в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

 

Важное место в деятельности органов местного самоуправления по социальному обслуживанию населения занимает социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» к числу основных принципов деятельности в этой сфере относит ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти) за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента