Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

В отличие от государственных органов Российской Федерации, образующих единую систему в рамках всего государства местное самоуправление образует единую систему лишь в рамках соответствующих муниципальных образований, а система местного самоуправления, сложившаяся в одном муниципальном образовании, совершенно независима от аналогичной системы в любом другом муниципальном образовании.

Для Российской Федерации характерно многообразие организации и осуществления местного самоуправления и это объясняется рядом причин.

Во-первых, на организацию местного самоуправления Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство государства.

Во-вторых, Российская Федерация — многонациональное государство, различные регионы которого отличаются особенностью исторических и иных местных традиций. Все это накладывает отпечаток на формы и способы организации и осуществления местного самоуправления.

 

Особенности организации местного самоуправления в стране обусловлены и разнообразием основных типов поселений. Конституция Российской Федерации предоставляет населению муниципального образования самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право муниципального образования самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, в котором закрепляются конкретные формы организации местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; наименование и полномочия выборных и других органов местного самоуправления, обусловленные проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей коренных народов, и другие вопросы организации местного самоуправления.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации закрепляет несколько организационных форм, посредством которых осуществляется местное самоуправление в стране.

Первая группа организационных форм местного самоуправления включает формы прямого волеизъявления населения или его отдельных групп, проживающих в границах районов, городов, районов в городах, поселков, сельских поселений, в которых осуществляется местное самоуправление.

Формами прямого волеизъявления, посредством которых граждане непосредственно осуществляют местное самоуправление, выступают: референдум, выборы, собрания (сходы) и др.

Вторую группу организационных форм местного caмоуправления составляют выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению местного самоуправления на территории соответствующих образований.
Органы местного самоуправления выступают одной из составляющих демократической системы управления обществом, позволяющей демократизировать аппарат управления и решать местные вопросы с большей эффективностью по сравнению с централизованной системой управления, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства в целом и его регионов.

Отдельную третью группу составляют организационные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, центральное место в которой занимает территориальное общественное самоуправление. Многочисленные разнообразные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления служат массовой опорой местного управления, укрепляют его связи с населением. В их деятельности проявляется непосредственная гражданская инициатива населения.

 

5.3. Формы участия населения в осуществлениия местного самоуправлении.

Местный референдум является высшим непосредственным выражением воли населения данной территории. Он проводится по вопросам местного значения для наиболее важных моментов местного самоуправления.

Местный референдум — это голосование граждан, постоянно проживающих в границах муниципальных образований (районах, городах, поселках и сельских округах), по вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления.

В Российской Федерации в течение многих десятилетий референдумы не проводились.

 

Конституция Российской Федерации закрепила референдумы в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признала за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст.32).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет вопросы организации и проведения местных референдумов.

В Законе указано, что решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. Там, где не избран орган местного самоуправления, право принятия решения о назначении местного референдума принадлежит главе местного самоуправления.

Орган местного самоуправления или глава местного самоуправления обязаны назначить местный референдум по требованию не менее 5 процентов граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования и имеющих право участвовать в местном референдуме.

Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум, подлежат опубликованию (обнародованию) местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами и вступают в силу в день опубликования.

Для подготовки и проведения местного референдума предусматривается образование комиссии местного референдума и участковых комиссий, создаваемых органом местного самоуправления.

Комиссия местного референдума состоит из представителей органов местного самоуправления, политических партий и иных общественных организации и движений, действующих на территории, где проводится местный референдум, трудовых коллективов предприятий, учреждении и организаций, pacположенных на территории, где проводится местный референдум, а также инициативных групп местного референдума. Комиссия oбеспечивает на территории проведение местного референдума, соблюдение действующего законодательства.

Участковые комиссии составляют списки граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме, на основе сведений, представляемых главой местного самоуправления, организуют ознакомление граждан со списками, оповещают граждан о дне проведения референдума, времени и месте сования, организуют на участке голосование, производят подсчет голосов и определяют результаты голосования.

Результаты голосования подсчитываются на каждом участке для голосования. Подведение общих итогов местного референдума и установление его результатов возлагаются на комиссию местного референдума.

Решение по вынесенному на местный референдум вопросу считается принятым, если за него проголосовало более половины граждан, участвовавших в референдуме, при условии, это составляет не менее 25% от общего числа граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме.

Принятые на местном референдуме решения имеют обязательный характер для органов местного самоуправления, должностных лиц, местной администрации, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории местного самоуправления, а также для граждан и могут быть аннулированы в судебном порядке в случае нарушения закона при проведении референдума.

 

 

Муниципальные выборы являются одной из важнейших форм участия населения в местном самоуправлении. Это наиболее массовая форма прямого народного волеизъявления.

Посредством выборов образуются представительные органы местного самоуправления, через которые население осуществляет самоуправление, а также получает свои полномочия муниципальных образований.

Выборы — это акт самоуправления. Самоуправление основывается на активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами. Выборы не только обеспечивают выдвижение лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и дают возможность населению оценивать деятельность органов местного самоуправления, определяют пути и способы улучшения их работы.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы, т. е. выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права тайным голосованием при обеспечении установленных законом избирательных прав граждан.

Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации контролируют проведение муниципальных выборов. Выборы в органы местного самоуправления осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. В законах субъектов Российской Федерации определяется избирательная система, используемая при выборах органом местного самоуправления. Порядок выборов, применяемый в конкретном муниципальном образовании, определяется самостоятельно и закрепляется в его уставе.

Право избирать и быть избранным в органы местного управления принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста. При выборах главы местной администрации возраст кандидата не может быть менее 21 года. Избиратели участвуют в выборах в органы местного управления на равных основаниях. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка.

Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании данных, представляемых органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией.

Голосование и подсчет голосов избирателей проходят на избирательных участках. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до выборов.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии. Решение избирательных комиссий о регистрации кандидатов, отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов и признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Два или более общественных объединения могут образовывать избирательный блок для совместного участия в выборах. Решения о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений избирательных блоков принимаются тайным голосованием.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидата. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются законодательством. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Все кандидаты обладают равными правами и имеют равные обязанности. Голосование на выборах проводится в один из выходных дней. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней.

Окружные избирательные комиссии направляют данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации.

Собрания (сходы) граждан

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Это традиционная для нашей страны форма управления местными делами и наиболее массовая и доступная гражданам форма непосредственной демократии. Собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

Положения, регламентирующие порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента