Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.
России является страной с высоким инвестиционным риском, что обусловлено нестабильной политической ситуацией, частыми сменами правительства, плохо организованным и недостаточно развитым законодательством (в т.ч. налоговым), высокой степенью коррумпированности общества и криминогенностью.
Муниципальные территории далеко не всегда обладают высокой инвестиционной привлекательностью, не обеспечивают возможность получения высоких прибылей при невысоких рисках потерь инвестиции. Высоки процентные ставки, отсутствие долгосрочных финансовых планов и надежных гарантий по возврату осуществленных вложений в перспективе.
Для реализации муниципальной инвестиционной политики необходимо:
а) наличие четкой проработанной программы действий;
б) серьезное содействие по реализации муниципальной политики со стороны органов государственной власти и субъектов Российской Федерации.
Сам инвестиционный процесс в муниципальных образованиях целесообразно разбить на два последовательных этапа:
1.привлечение внешних инвестиций на свою территорию;
2.вложение относительно свободных местных средств в наиболее выгодные инвестиционные проекты.
8.3.Инвестиционная привлекательность муниципальной территории.
Инвестиционная привлекательность территории – это главный критерий, которым руководствуются при принятии решений о вложении своих ресурсов в экономику того или иного района.
Инвестиционная привлекательность определяется оценкой ресурсно-сырьевого и производственного потенциала территории; экономико-географическим положением и инфраструктурной обустроенностью; степенью развития ведущих институтов рыночной экономики; уровнем социальной напряженности; степенью загрязнения окружающей среды; показателями налогового режима; характером нормативной базы и др.
Наиболее существенным системо - образующим элементом, который может способствовать повышению инвестиционной активности на территории муниципалитетов является благоприятный налоговый режим. Освобождение инвесторов от уплаты части налогов в региональный и местный бюджеты может в определенной степени повысить инвестиционную привлекательность.
Существенным фактором инвестиционной привлекательности территории является различного рода гарантии местных властей, обеспечивающие снижение риска потери вкладываемых инвесторами средств (страхование инвестиций, гарантийные залоговые фонды, нормативные акты). В условиях политической и экономической нестабильности данный фактор оказывает на потенциальных инвесторов особеннор серьезное мотивационное воздействие.
Стимулирующим фактором, побуждающим инвесторов вкладывать свои средства в развитие муниципальной экономики, является механизм страхования инвестиционных рисков. Муниципалитеты через уполномоченные страховые организации могут оказывать услуги инвесторам.
Среди мер, направленных на стимулирование притока средств инвесторов в экономику территории можно выделить:
·гарантирование инвестиций с помощью особых инвестиционных контрактов, позволяющих передать в собственность инвестору недвижимость по частям, по мере выполнения графика инвестирования;
· передача прав на земельные участки на ранних стадиях инфесциционного цикла;
·предложение инвесторам неиспользованных производственных площадей, обеспеченной необходимой инфраструктурой.
Важным условием привлекательности инвестиций является наличие у местных властей грамотно разработанного бизнес-проекта – плана муниципального образования.
Привлекая инвесторов местные администрации должны учитывать их нацеленность на реализацию стратегических направлений развития территорий, ориентацию на улучшение качества жизни населения в муниципальных образованиях.
Сформировать привлекательный для инвестиций образ территории и разработать действенный механизм оценки инвестиционных проектов - это первые два направления инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях. Третье направление –это детальная разработка последовательной технологической системы привлечения инвестиций. Данная система может состоять из следующих основных звеньев:
·информационно - поисковое, в рамках которого служба ведет активный поиск потенциальных инвесторов во всех регионах страны и за ее пределами, используя для этого специальные публикации, конференции, ярмарки и другие элементы. Основная задача – установление и поддержание контактов с отечественными и зарубежными потенциальными инвесторами, ведение картотеки их предпочтений;
·связи с общественностью, где осуществляется устройство публичных акций, информирующих потенциальных инвесторов о муниципальном образовании и объектах инвестирования в нем. В задачи службы входит организация рекламы, распространение буклетов с предложениями другие операции, направленные на привлечение внимания инвесторов к данной территории;
· продвижение пакета предложений, где непосредственно осуществляется работа с предприятиями и фирмами, формируются инвестиционные предложения, составляются и оцениваются предпринимательские бизнес-планы инвестиционных проектов, осуществляется работа по составлению договоров, отслеживаются изменения в законодательстве и т.д.
Технологическая система привлечения инвестиций на муниципальном уровне может быть реализована в любом муниципальном образовании страны, но для этого нужна серьезная организационная работа, создание соответствующей структуры, организация рекламы. Безусловно, каждая новая инвестиция на территории муниципального образования способствует появлению дополнительных рабочих мест, новых деловых возможностей для существующих предприятий, дополнительных налогов и пошлин, укрепляющих местную казну и создающих предпосылки для последующего развития территории.
8.4.Необходимость создания инвестиционного фонда в муниципальном образовании
Необходимо заметить, что процесс привлечения внешних ресурсов на территорию муниципального образования имеет и обратимый характер. Средства сторонних инвесторов при малейшем изменении экономической, политической ситуации или рыночной конъюктуры легко могут уйти в иные сферы экономики, имеющие приоритетное развитие в других регионах страны. Поэтому для придания инвестиционному процессу в муниципальных образованиях более устойчивого характера муниципальным органам власти наряду с мерами по стимулированию притока внешних инвестиций имеет смысл инвестировать в развитие муниципальной экономики и часть собственных средств. Кроме того, необходимо вычленить в местном бюджете структурный элемент - инвестиционный фонд, который должен концентрировать в себе все доходы от инвестиционной деятельности в муниципальном образовании и выступающий в качестве инструмента финансирования исключительно инвестиционных проектов.
Первоначально средствами формирования данного фонда могли бы стать доходы местного самоуправления, полученные за счет привлечения внешних инвестиций в муниципальную экономику. После завершения первоначального этапа накопления средств инвестиционного фонда, данный фонд с успехом мог бы выполнить следующие функции:
· он мог бы стать источником вложений в развитие доходной базы местного бюджета;
· он мог бы выступить в качестве средства обеспечения финансовых гарантий безопасности внешних по отношению к муниципальному образованию инвестиций;
· за счет его средств можно было бы осуществить инвестирование в процесс бюджетосбережения (финансирование работ по муниципальному заказу, внедрение на муниципальных предприятиях ресурсосберегающих технологий и т.д.).
Таким образом, создание в рамках местных бюджетов специализированных фондов инвестиций может придать муниципальным образования всей страны дополнительные стимулы для саморазвития. Аккумулированые в них средства могут предоставить возможность приступить к разработке других направлений хозяйственной деятельности, способных оказать укрепляющее воздействие на состояние экономической базы местного самоуправления.
Тема. 9 МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ СОЦИАЛЬНО-УЯЗВИМЫХЗ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ
Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Муниципальная политика защиты социально-уязвимых слоев населения»- получение студентами необходимых знаний о сущности и содержании местной политики в области социальной защиты населения.
Основные задачи:
-показать необходимость формирования и систему социальной защиты населения.
-сформулировать содержание современной концепции социальной защиты населения;
-рассмотреть основные задачи организации системы муниципальной социальной защиты;
-раскрыть сущность и содержание основных направлений муниципальной социальной политики;
9.1.Основные направления и сущность муниципальной социальной политики.
Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.
Главной задачей органов местного самоуправления на современном этапе является проведение эффективной социальной политики, обеспечивающей защиту интересов любых групп и структур.
Муниципальная социальная политика имеет множество направлений. Это и социально-демографическая ситуация (рождаемость, смертность, миграция и т.д.), это состояние здоровья, заболеваемость и эффективность медицинского обслуживания, это экологическая безопасность и охрана окружающей среды, это уровень жизни населения, обеспеченность товарами и услугами, жильем, образованием и культурой, безопасность граждан и семейная политика, это занятость и безработица, а также социальная защита социально уязвимых групп населения.
Местная политика в области социальной защиты населения формирует и реализует комплекс мероприятий, направленных на недопущение попадания уязвимых групп населения (отдельных граждан) в зону крайнего социального неблагополучия.
Целью социальной защиты населения является построение материальной основы существования граждан в случае ограниченной возможности иметь трудовой доход.
Контингент населения, нуждающегося в социальной защите, определяется под воздействием основных факторов:
1. Демографические тенденции. Этот фактор является наиболее прогнозируемым на долгосрочную перспективу, и при этом определяющим при расчете количественных параметров социальной защиты.
2. Уровень жизни населения. Этот фактор следует рассматривать как комплекс жизнедеятельности человека с точки зрения его состояния здоровья, уровня образованности, обеспеченности жильем, услугами, экологической среды обитания. Чем выше уровень жизни населения в целом, тем меньше индивидуумов, нуждающихся в социальной защите.
Органы местного самоуправления на муниципальном уровне призваны оказывать адресную социальную помощь гражданам, не имеющим возможности обеспечивать самостоятельно свои потребительские нужды. Социальной защите льготных категорий населения служат действующие и вновь создаваемые учреждения социальной защиты.
В последние годы наметилась тенденция увеличения абсолютной численности инвалидов, так и уровня инвалидности среди населения. В связи с этим необходимо создание системы комплексной реабилитации инвалидов, направленной на восстановление нарушенных или утраченных способностей инвалидов к общественной, профессиональной и семейно-бытовой деятельности.
Новые реальности требуют пристального внимания к бездомным, особенно освободившимся из мест лишения свободы. Лишенные жилья, постоянного дохода и прочих социальных связей, они пополняют наиболее бедные слои населения. Положение указанных лиц препятствует полному функционированию прав человека, возможности выполнять свои обязанности в обществе, поскольку в условиях постоянного перемещения у них утрачена стабильность, а доступ к адекватным социальным услугам ограничен.
9.2. Содержание современной концепции социальной защиты населения
Традиционное понимание социальной защиты связано, в первую очередь, с материальной поддержкой малообеспеченных слоев населения-пенсионеров, малоимущих, инвалидов, многодетных семей и т. д. Формирующаяся сегодня концепция социальной защиты ориентируется на обеспечение широкого спектра социальных потребностей и интересов, регулирование социальных отношений.
В широком смысле под социальной защитой понимается деятельность, направленная на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для самоопределения и утверждение в жизни; и как процесс согласования интересов человека и общества, используемый в целях их нормального взаимного функционирования, а также сохранения, сбережения и развития человеческого потенциала.
В настоящее время ведется разработка концепции социальной защиты применительно к изменившимся социально-экономическим и политическим условиям России. Существуют основные аспекты, с которых рассматривают социальную защиту.
Экономический аспект сконцентрирован в основном на проблемах обеспечения занятости и минимума заработной платы, индексации фиксированных доходов, регулировании (перераспределении) доходов и т. п. Правовой аспект главное внимание уделяет исследованию социального законодательства как совокупности правовых норм, гарантирующих и регулирующих данную сферу общественных отношений. Исторический аспект изучает социальную защиту в конкретности и многообразии ее форм, в хронологической динамике, ведет ее сопоставление и обобщение на разных стадиях развития человечества в целом и отдельных народов. Культурологический аспект концентрирует внимание на месте социальной защиты в системе значений, ценностей и норм культуры. Организационно-управленческий аспект исследует пути совершенствования и развития институтов и организаций, занимающихся социальной защитой населения, планирование и реализацию конкретных социальных программ. .