Основы муниципального менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:44, курс лекций

Описание работы

Цели и задачи изучения темы
Цель изучения темы «Основы муниципального менеджмента»- получение студентами необходимых теоретических знаний о сущности муниципального менеджмента и его роли в управлении России, а также практических навыков в области муниципального управления
Основные задачи:
-сформулировать основные вопросы и направления деятельности муниципального менеджмента;
-рассмотреть вопросы основ муниципального управления в России;
-раскрыть основные понятия и принципы местного самоуправления;
-показать необходимость развития местного самоуправления в России на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

муниц.менеджмент.doc

— 724.00 Кб (Скачать)

Финансовые ресурсы муниципального образования могут быть представлены в форме средств местного бюджет, внебюджетных фондов, прибыли муниципальных предприятий, ссуд, займов, средств от продажи муниципальной собственности, ценных бумаг и т.д.

Основная проблема с которой сегодня сталкиваются руководители муниципальных образований - это постоянная нехватка средств на те или иные нужды. Поэтому, поиск дополнительных источников доходов является одной из важнейших задач успешного развития муниципальных образований.

К основным доходным источникам, которыми распоряжаются муниципальные образования относятся:

·   налоги;

·   неналоговые поступления;

·   муниципальные кредиты, займы;

·   субсидии и дотации;

·   дополнительные доходы от собственной хозяйственной деятельности.

Для большинства стран мира налоги - основные источники дохода.

По своей природе - это платежи, обладающие следующими свойствами:

·   беспричинностью, т.е. отсутствием каких-либо конкретных услуг за которыеони взимаются;

·   относительной стабильностью и долговременностью;

·   регулярностью платежей.

Самую значительную часть бюджетных доходов муниципальных образований составляют налоговые поступления, которые призваны участвовать в формировании финансовой базы и системы налогообложения, которая обеспечила бы динамичное развитие производства и социальной инфраструктуры с одновременным решением дефицитности бюджетов и достижением финансовой стабилизации. А в последующем, к повышению уровня жизни населения, для чего необходимо осуществить:

·   последовательное укрепление финансовой самостоятельности муниципальных структур, усиление взаимосвязи между финансовой базой развития региона и решениями, которые принимают муниципальные органы власти;

·   исключение негативного воздействия налоговой системы на развитие производства, придание ей необходимых стимулирующих функций;

·   активное использование финансовых возможностей рынка для увеличения финансового потенциала местного сообщества.

Усиление финансовой самостоятельности органов местного самоуправления должно являться важным компонентом децентрализации государственного управления в целом в стране.

 

6.4. Местные бюджеты – главная финансовая база муниципальных образований.

Наиболее полным отражением финансовых ресурсов муниципального образования является местный бюджет. Местный бюджет –это не только опись доходов и расходов, но и важнейший инструмент осуществления определенной политики. Бюджет является документом, отражающим реальные цели и задачи определенного муниципального образования.

Местный бюджет – это план финансовой деятельности органов местного самоуправления на определенный период, представленный в форме описи доходов и расходов. Главный признак полноценного местного бюджета – возможность использования его как инструмента определенной хозяйственной и социальной политики. Бюджет является отражением определенной деятельности органов местного самоуправления, его планирование, исполнение и оценка результатов исполнения выступает как определенный процесс, т.к. его деятельность растянута во времени. Этот процесс получил название бюджетного процесса.

Согласование бюджетных вопросов происходит и по горизонтали и по вертикали.

По вертикали согласование бюджетных интересов происходит прежде всего между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Роль центральных органов власти, как правило сводится к установлению предельных норм налогообложения и общих принципов налогообложения.

По горизонтали в соответствии с заявленным финансовым планом ежегодно осуществляется бюджетный процесс. Он включает несколько этапов:

·   этап формирования бюджетных проектировок;

·   составление прогноза расходной части проекта бюджета;

·   формирование доходной части проекта бюджета;

·   балансировку бюджета;

·   утверждение бюджета;

·   исполнение бюджета.

Бюджетные и имущественные права, предоставленные местным органам власти, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Эти бюджеты выполняют следующие функции: формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями хозяйства; контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач- в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Доходы местных бюджетов. На местные органы власти возложена важная задача осуществления социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности территориального формирования источников их доходов. Исходя из принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

В целом, доходная часть местных бюджетов может характеризоваться следующим образом:

Собственные доходы:

1 Налоги на имущество

2 Платежи за использование природных ресурсов     в том числе: земельный налог и арендная плата за землю     

3. Налоги, сборы и пошлины  в том числе местные налоги и сборы       

4. Прочие собственные доходы     

Регулирующее доходы:

1. Налог на прибыль    

2. Подоходный налог с физических лиц  

3. Налог на добавленную стоимость        

4. Акцизы  

5. Дотации из федерального и региональных бюджетов     

6. Субвенции из региональных бюджетов        

7. Средства, полученные по взаимным     расчетам с региональными бюджетами   

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Термин «собственные или закрепленные доходы» в наиболее прямом смысле означает, что средства принадлежат субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в местные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

Термин «регулирующие доходы» означает и охватывает всю совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. К регулирующим доходам относятся все финансовые ресурсы, используемые для этих целей, т. е. процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства, полученные из вышестоящих бюджетов по взаимным расчетам. Передача средств производится либо заблаговременно, т. с. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Систему регулирующих доходов местных бюджетов можно представить в следующем виде:

Регулирующие доходы:

1.Отчисления от федеральных и региональных налогов

а) отчисления от налога на прибыль;

б) отчисления от налога на добавленную стоимость и акцизов;

в) отчисления от подоходного налога с физических лиц

2.Дотации, субвенции

3.Средства, полученные из вышестоящего бюджета по взаимным расчетам и из фондов финансовой поддержки

Существующая система регулирования местных бюджетов создаст предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц. В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Главный из них заключается в наличии элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов. Это выражается в порою необъективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов.

 

Так как темпы роста расходов местных бюджетов превышают темпы роста их доходов (несмотря на отчисления от регулирующих налогов), иногда возникает необходимость в дотациях из вышестоящего бюджета.

Нужно отметить, что дотация и субвенция как методы наделения финансовыми ресурсами местных бюджетов несовершенны. Эти источники лишены стимулирующих средств, они создают у местных органов власти иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию их хозяйственной инициативы, уменьшает возможности перевыполнения доходной части бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотации и субвенции, полностью исключить их как методы наделения местных бюджетов необходимыми средствами нельзя.

Расходы местных бюджетов. Развитие экономического потенциала страны, рост населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема территориальных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социально-бытовой инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в 5—7 раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Главными сторонами деятельности местных органон власти являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории, Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно - коммуналъного и культурно-бытового назначения.

Структура расходов местных бюджетов может характеризоваться следующими направлениями:

I. Финансовая поддержка отраслей       хозяйства:

1. Промышленность, строительство;

2. Сельское хозяйство и рыболовство;

3. Транспорт, дорожное хозяйство.     

4. Жилищно - коммунальное хозяйство.       

II. Социально-культурные мероприятия:       

1. Образование;        

2. Культура и искусство;   

3 Здравоохранение и физкультура;      

4. Социальная политика.   

III. Управление

IV. Правоохранительная деятельность 

V. Прочие       

Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов неодинакова и зависит от объема местного хозяйства и подведомственности его местным органам различного уровня.

 

В настоящее время одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений и в первую очередь учреждения народного образования и здравоохранения. Поэтому спецификой расходов местных бюджетов является значительное преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов, по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством.

Развитие урбанизации проявляется в ускоренных темпах роста расходов местных бюджетов на финансирование о хозяйства. Эти расходы имеют тенденцию к увеличению в связи с ростом и усложнением местного хозяйства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения. Рост территории населенных пунктов ведет к удлинению коммуникаций, к увеличению эксплуатационных расходов.

Развитие производительных сил, рост производства „новых видов химической и биологической продукции, химизация сельского хозяйства, увеличение числа городов и городского населения усиливают нагрузку на природу, приводят к резким нарушениям природной среды. Это отрицательно сказывается на условиях жизни населения и требует, в свою очередь, увеличения затрат общества на поддержание необходимого состояния окружающей среды. Поэтому одной из постоянно возрастающих статей расходов местных бюджетов являются ассигнования на охрану окружающей среды.

Информация о работе Основы муниципального менеджмента